Файл: Содержание и методика работы по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у дошкольников
1.1 Особенности развития творческих способностей у дошкольников
1.2 Основные условия развития творческих способностей у дошкольников
1.3. Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности
2.1 Краткая характеристика группы испытуемых, анализ констатирующего этапа исследования
2.2. Формирующий этап развития творческих способностей у дошкольников
Мы выдвинули гипотезу, что творческие способности дошкольников в процессе театрализованной деятельности будут развиваться эффективнее:
- если поощрять исполнительское творчество;
- побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации;
- развивать умение свободно держаться при выступлении на основе апробации системы занятий, игр-драматизаций, имитационных упражнений.
В результате нашего исследования по данной теме при наблюдении контрольной и экспериментальной групп выяснилось, что у детей контрольной группы исполнительские способности находятся на более низком уровне. При проведении метода экспертной оценки на заключительном этапе в контрольной группе было выявлено: исполнительские способности на высоком уровне у 25%, на среднем у 40% детей, на низком 35%.
При проведении метода экспертной оценки на заключительном этапе в экспериментальной группе было выявлено: исполнительские способности на высоком уровне у 60% детей, на среднем у 30%, на низком у 10%.
У детей повысился интерес к театрально-игровой деятельности. Выделилась группа детей, творчески применявшая знания о различных эмоциональных состояниях в характере героя, могла использовать мимику, движения, голос для выразительности образа. Остальные дети овладели знаниями о различных эмоциональных состояниях и могли их продемонстрировать, но потребовалась помощь в использовании средств выразительности. У детей наблюдается эмоциональная активность в выборе роли, раскрепощенность при выступлении. Итогом нашей работы стали показы спектаклей для родителей и детей младших групп. Выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза подтвердилась.
Результаты нашего исследования позволяют сделать выводы:
Чтобы творческие импульсы ребенка развились, необходимо использовать разные формы и методы работы:
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним,
-игры драматизации, упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика),
- задания для развития речевой интонационной выразительности
-игры - превращения («учись владеть своим телом»),
-образные упражнения, упражнения на развитие детской пластики,
-пальчиковый игротренинг для развития моторики рук,
-упражнения на развитие выразительной мимики,
-упражнения по этике во время драматизаций,
-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
Обязательным условием развития творческого поведения ребенка выступает театральная зона, организация которой должна стимулировать познавательную активность, позволять ребенку выбирать то, что ему по душе, постоянно обновляться и давать возможность свободно заниматься деятельностью, не мешая другим. Но желание творить не разовьется само.
Это возможно благодаря систематичности работы, проводимой с детьми.
Успешность развития дошкольника в театрализованной деятельности в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома. Чтобы совместная работа была результативной, нужно вовлекать родителей в совместные действия и игры, в процесс изготовления, декораций, костюмов.
Важно строить всю педагогическую работу по данной теме, исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия.
Список использованных источников
- Бадулина Е.В., Истомина И.А. Особенности применения мультимедийных технологий в развитии творческих способностей дошкольников//В сборнике: Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве материалы II Международного интернет-симпозиума. 2016. С. 100-103.
- Баклыкова С.В. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной игры//В сборнике: Современные проблемы художественно-эстетического образования периода детства Материалы III региональной заочной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.Н. Садриева. 2017. С. 143-149.
- Балджи Э.Э. Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников//В сборнике: приоритетные направления развития науки и образования сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 121-124.
- Беглуева Л.М., Исаева Ю.А., Омельченко Л.В. Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности//Вопросы педагогики. 2016. № 11. С. 12-16.
- Бурухина А.В. Развитие творческих способностей дошкольников в театральной деятельности//В сборнике: Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования Сборник статей по материалам XV международной научно-практической конференции. 2018. С. 20-23.
- Васильева И.Р., Федотова Н.В. Развитие творческих способностей дошкольников//В сборнике: Профессионально-творческая деятельность педагога Сборник научных статей. Отв. ред. В.И. Бычков. 2018. С. 69-72.
- Великанова И.К., Белоножко И.Н., Валынкин П.В. Развитие творческих способностей дошкольников//В сборнике: Современное состояние психологии и педагогики Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович . 2015. С. 54-56.
- Гагарина О.Р. Организация обучения дошкольников английскому языку в театрализованной деятельности//Альманах современной науки и образования. 2015. № 6 (96). С. 52-55.
- Гросс Т.Ю. Продуктивная деятельность по развитию творческих способностей дошкольников как способ повышения качества дошкольного образования//В сборнике: Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 262-265.
- Даминова Г.Ф. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театральной деятельности//В сборнике: II международная научно-практическая мультиконференция по проблемам образования, преподавания и воспитания в контексте современности 2016. С. 104-108.
- Дроздикова-Зарипова А.Р., Мавлина Г.М. Новые подходы к развитию творческих способностей дошкольников//В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2016. С. 128-133.
- Евсеева М.А. Развитие творческих способностей дошкольников//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T46. С. 126-128.
- Ермакова Н.А. Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной игры в условиях ДОУ//В сборнике: Диалог культур - диалог о мире и во имя мира Материалы VIII Международной студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 83-87.
- Ивикеева Т.А., Митюрева А.А., Дубель Н.А., Брендина Е.С. Развитие творческих способностей старших дошкольников в театральной постановке "каменный цветок"//В сборнике: Мир детства и образование Сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 92-97.
- Казак Ю.В. Проблемы развития творческих способностей старших дошкольников//Теория и практика современной науки. 2018. № 5 (35). С. 350-354.
- Корчаловская Н.В., Кравченко Г.Н. Инновационные подходы к организации профессиональной деятельности педагогов по развитию творческих способностей дошкольников//В сборнике: Психология творчества и одаренности Материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Д.Б. Богоявленская . 2018. С. 204-208.
- Кулакова Л.В. Роль театрального коллектива в детском саду в развитии творческих способностей дошкольников//Молодой ученый. 2016. № 12-6 (116). С. 80-83.
- Мартыненко И.В. Развитие творческих способностей у старших дошкольников//В сборнике: Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения сборник материалов LVII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 69-74.
- Петрова Т.И. О развитии творческих способностей у дошкольников//В сборнике: Проблемы развития науки и образования: теория и практика Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 70-71.
- Санникова Г.Р., Экнадосьян Е.А., Цыбульникова Л.Ю. Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства//В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 34-36.
- Севостьянова И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников//Начальная школа плюс До и После. 2014. № 2. С. 52-55.
- Смирнова Ю.И. Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности//В сборнике: педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе сборник материалов XII международной научно-практической конференции. 2016. С. 55-56.
- Фатхуллина Н.В., Каруличева Т.В. Развитие творческих способностей у дошкольников через театральную деятельность//В сборнике: череповецкие научные чтения - 2015 материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.П. Павлова. 2016. С. 234-236.
- Цеева Л.Х., Ситкова А.В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 8. С. 76-80.