Файл: Содержание и методика работы по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль взрослого, по мнению Дж.Смита, заключается в том, что он должен создать для ребенка все группы условия. Говоря об условиях, способствующих развитие творческих способностей дошкольников, нельзя не выделить:

  • создание атмосферы эмоционального благополучия за счет наполнения жизни детей интересным содержанием
  • постоянное включение игровых приемов, ситуаций
  • вариативность во всех сферах жизнедеятельности (формы, средства, методы обучения, материалы и прочее)
  • исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма
  • уважение к творчеству ребенка (как процессу, так и результату)
  • доверие к ребенку, исключение излишней опеки.

Чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, те интенсивнее станут развиваться творческие способности детей.

Непременной должна быть атмосфера творчества, то есть состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощенно, комфортно.

Развивать творческие способности можно в разных видах детской деятельности, нас больше интересует их развитие в театрализованной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС она дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время театрализации раскованно и свободно, развивается театрально-исполнительская деятельность, эмоциональная сфер

1.3. Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности

Основными специфическими методами работы по развитию творческой деятельности детей являются:

  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности)
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога)
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы)

Необходимо отметить, что общими методами руководства театральной деятельностью являются: прямые (педагог показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию)


Кроме того, организация театрализованной деятельности имеет свои особенности на разных возрастных этапах.

Во второй младшей группе занятия организуются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки. Детей обучают способам игровых действий по образцу, который показывает педагог. Формирование интереса к театрализованной деятельности складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. В повседневном общении и на занятиях используются театральные куклы, от лица которых взрослый благодарит, хвалит детей, здоровается, прощается.

Педагог расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры- драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.

Выделяются ступени: - игра-имитация отдельных действий человека (его эмоций), животных

и птиц

  • игра-имитация последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героев
  • игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей (хроабрый петушок шагает по дорожке)
  • игра-импровизация под музыку (веселый дождик)
  • бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам рассказов, стихов, коротких сказок, которые рассказывает воспитатель
  • ролевой диалог героев сказки («Рукавичка», «Заюшкина избушка»)
  • инсценирование фрагментов скаазок о животных
  • игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка», «Под грибом»)

В средней группе ребенок переходит от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; игры в малой группе к игре в группе из 5-7 человек, ролевые позиции которых различны. Создания в игре-драматизации простого образа, к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроение героя, их смена.

В средней группе задача по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью усложняется. Они учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. У ребят развивается представление о нравственных качествах персонажей. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений.

Для работы над речью детей используются кричалки, потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией.

Театрально - игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Дети способны самостоятельно подобрать необходимые атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления необходимых атрибутов. Здесь необходимо помнить о поощрении творческих проявлений.


Усложняются методы и приемы:

  • ведение рассказа от первого лица с сопровождением текста и движений: «Я - Петушок. Посмотрите, какой у меня гребешок»
  • настольный театр; для драматизации целесообразно брать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку («Теремок» - для самостоятельного показа, «Два жадных медвежонка», «Лиса, заяц и петух» - для показа педагогом)

Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера. Импровизированность становится основой работы на этапе обсуждения воплощения образов героев. Детей подводят идее о том, что одного героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. В среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

Театрально-игровой опыт расширяется освоением игры-драматизации. Благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

В работе с детьми используются:

  • многоперсонажные игры-драматизации по текстам 2-3 частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»)
  • игры-драматизации на тему «Труд взрослых»
  • постановка спектакля по произведению.

В старшем дошкольном возрасте ставится задача - научить ребенка владеть своим телом, развивать пластику движений, согласовывать свои действия с партнером. Большое внимание уделяется обучению элементам выразительности (интонация, мимика, пантомима).

В этом возрасте детей уже не всегда устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои. Дети начинают сами заниматься оформлением сказок, отражать их в изобразительной деятельности. Важно предоставить им больше свободы в действиях.

В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

В подготовительной группе развивается творческая самостоятельность. Дети 6 -7 лет используют в театрализованной деятельности более сложные сценарии, которые богаты диалогами. Важно предоставить в этом возрасте больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. «Необходимо стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающие реальные и фантастические элементы» 10,с.105].


Театрализованные занятия включают в себя разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации по теме, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры - драматизации, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной), упражнения по социально - эмоциональному развитию детей.

Анализ методической литературы и опыта работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности у старших дошкольников были найдены интересные методические приемы:

  • самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами;
  • предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей - Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок;

- предоставить возможность для выполнения контрастных ролей -

старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое.

Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ееинтегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно- оформительского творчества дети имеют возможность подумать, пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.

Развитие творческой активности и игровых умений, по мнению наших ученых, происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого педагог использует этюды, тренинги, упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности.

В ходе этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая определенному движению, настроению. Слушая музыку, дети могут сами фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы: под вальс цветов из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» представлять танцы различных сказочных существ (фей, эльфов, волшебниц) и изображать их в танцевальной импровизации.

В процессе игр, этюдов, упражнений педагог заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением педагог. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойди ко мне»), на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов, на мимику («Я улыбаюсь», «Мне грустно» и др.)


Педагог использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого взрослый берет стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь. В играх педагог может использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В парикмахерской», «У доктора» и др.

Для работы над продолжительным действием берут обычно народные сказки. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель. В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сама. В обозначенный период педагог читает сказку, фрагментально обыгрывают ее, делит на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди.

Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают их, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой: любой может сыграть за товарища. Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение сказки, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением.

В средней и старшей группах надо привлекать детей к оформлению спектакля. Спектакль от занавеса и до развязки должен быть сделан руками детей, тогда это представление будет по-настоящему дорого детям.

Дети в процессе знакомства с театром не только узнают театральные профессии, но и могут проявить себя.

Глава 2. Содержание и методика работы по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность