Файл: Содержание и методика работы по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у дошкольников
1.1 Особенности развития творческих способностей у дошкольников
1.2 Основные условия развития творческих способностей у дошкольников
1.3. Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности
2.1 Краткая характеристика группы испытуемых, анализ констатирующего этапа исследования
2.2. Формирующий этап развития творческих способностей у дошкольников
-похвалить за исполнительские умения.
Театрализованная деятельность 3. «Вот так яблоко»
Задачи:
-учить передавать характер персонажей под музыку
- продолжать знакомить детей со средствами передачи образа (мимикой, жестами)
-вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами
Материал: муляж - яблоко, деревья, элементы костюмов и костюмы героев сказки В.Сутеева «Яблоко», музыкальное сопровождение.
Ход:
- ритмическая гимнастика
-игра на выразительность мимики «Изобрази вкус яблока»
-рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева «Яблоко»
-имитационные упражнения под музыку
- артикуляционная гимнастика
-разыгрывание диалогов из сказки
-похвалить за фантазию
Итоговый или контрольный эксперимент в средней группе
Цель: выявить уровень умения дошкольников понимать эмоциональное состояние героев и передавать его при помощи выразительных средств (интонации, мимики, жестов)
Эксперимент проходил в форме театрализованной деятельности на тему: «Вот так гриб-великан, всем хватило места там!»
-поддерживать стремление детей участвовать в развлечении, используя навыки, приобретенные на занятиях и самостоятельной деятельности
-побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа
-закреплять умение вести диалог
-воспитывать доброжелательные партнерские отношения
Материал: грибы разного размера из картона, деревья, елочки, пеньки, костюмы.
-сюрпризный момент-загадка
-подвижная игра «Дождь»
-игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок»
-дыхательная гимнастика
-разыгрывание диалогов из сказки.
Выводы итогового эксперимента:
В ходе совместного творчества дети проявили интерес к театрально-игровой деятельности. Дошкольники показали хороший уровень исполнительских умений. У них проявлялось стремление искать средства для создания образа персонажа, пользуясь движением, мимикой, жестами, интонацией. Работа, проводимая с детьми, показала, что большая часть детей умеет исполнять диалоги между персонажами, действия.
Итоговый или контрольный эксперимент в старшей группе.
Цель: развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Эксперимент проходил в форме НОД по театрализованной деятельности «Театральная палитра»
-учить выразительно произносить фразу с разной эмоциональной окраской, имитировать движения, характерные для данного персонажа.
-развивать психофизические способности детей (мимику, жесты)
-вызвать положительный отклик на предложенную деятельность
-формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками,
вызвать чувство удовлетворения от совместного творчества.
Материал: грим, маски с изображением радости и грусти, музыкальное сопровождение, элементы костюмов, изображения человечков с разным эмоциональным состоянием, зеркала.
-введение в игровую ситуацию
-игра «Театральная разминка»
-игра «Передавалка»
-имитационные упражнения «Гномики» под музыку
-дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
-артикуляционная гимнастика
-определение настроения маски
-произнесение фразы с разной интонацией (радостно, грустно)
-перевоплощение в актеров, костюмеров, гримеров; гримирование.
Выводы итогового эксперимента:
в ходе НОД выяснилось, что дети произносят фразу с разной интонацией, творчески подходят к имитации движений, вносят что-то свое в создаваемый образ; используют выразительные средства (мимику, жесты, интонацию); эмоционально активны в желании участвовать в предложенной деятельности, умеют договариваться о совместной деятельности.
Наша работа «Развитие творческих способностей детей через
театрализованную деятельность» дала следующие результаты:
- дети стали раскрепощеннее, увереннее чувствовать себя во время выступлений
- повысился уровень знаний детей в тетрализованной деятельности
- развивающая среда пополнилась разными пособиями: масками, шапочками, костюмами, разными видами театра.
- установлен контакт с родителями через показ театрализованных представлений и изготовление атрибутов. Но родители выступили пасивными участниками, не продолжали работу с детьми.
Чтобы подтвердить наше мнение, что у детей совершенствуются исполнительские умения, развивается устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, они используют для создания образа персонажа мимику, жесты, интонацию, переходим к заключительному этапу исследования.
2.3. Результаты заключительного этапа исследования
В соответствии с планом исследования в на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» с. Быков Долинского района была проведена повторная диагностика. Использовался такой метод как наблюдение с целью выявить уровень развития и сформированности исполнительских умений средствами имитационных упражнений, выразительных средств (мимикой, жестами, интонацией), умения изображать ту или иную эмоцию, произносить фразу с разной интонацией, проявлять самостоятельность в передаче образа
Объект. Театрализованная деятельность в подготовительной группе
Цель: определить уровень развития исполнительских способностей ребенка в передаче характерные особенности персонажа, его настроение, используя средства выразительности голос, мимику, жесты, интонацию, позу, голос.
Продолжительность. 15.25 - 15.55.
Предполагаемый результат: дети положительно реагируют на предложенную деятельность, используя психофизические способности (мимику, жест, голос, позу, движение), произносят слова с разной эмоциональной окраской, отчетливо, проявляют самостоятельность в передаче образа, ведут себя раскрепощенно, умеют взаимодействовать друг с другом в творческой игре, строят диалог, используя разные типы предложений.
1.обратить внимание на эмоциональный отклик на предложенную деятельность
-
- использование средств выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение)
- Умение строить диалог, самостоятельно выбрав партнера
- Умение взаимодействовать с другими детьми, чувсвовать себя раскрепощенно
При наблюдении детей контрольной и экспериментальной группы в выяснилось, что у детей экспериментальной группы повысился интерес к театрально-игровой деятельности, появилась уверенность в себе, своих возможностях. Дошкольники включали воображение при передаче разного настроения. Этому способствовало использование выразительных средств: мимики, жестов, голоса, интонации, движения. Проявляли самостоятельность в передаче образа, умение вступать в ролевое взаимодействие с другими участниками деятельности, снимали психоэмоциональное и мышечное напряжение с помощью релаксационных упражнений.
Рисунок 3. определения уровня исполнительских способностей на заключительном этапе в экспериментальной группе
№1 - 10% - затрудняются в умении передавать характерные особенности персонажей, не используют выразительные средства, не умеют передавать настроение
№2 - 30% - проявляют эмоциональную активность, передают особенности персонажа, но используют не все выразительные средства
№З - 60% - используют разные выразительные средства, проявляют самостоятельность в передаче образа, вступают в ролевое взаимодействие, умеют строить диалог, используют разные эмоциональные оттенки речи. Также был проведен метод экспертной оценки
Экспертами выступили:
Неретина Е.Н. - воспитатель 1 квалификационной категории, педагогический стаж 30 лет
Маламура З.Ф. воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 28 лет
Бабакина Е.В.- заместитель заведующего по воспитательной работе, педагогический стаж 18лет.
Таблица 3
Результат уровня определения развития исполнительских способностей на заключительном этапе в экспериментальной группе
Имя |
В |
С |
Н |
|
Антон |
+ |
|||
Соня |
+ |
|||
Вика |
+ |
|||
НикитаД. |
+ |
|||
Лиза Е. |
+ |
|||
Полина |
+ |
|||
Зарина |
+ |
|||
НикитаМ. |
+ |
|||
Виталина |
+ |
|||
Никита И. |
+ |
|||
Даша |
+ |
|||
Дима |
+ |
|||
Галя |
+ |
|||
Геля |
+ |
|||
Оля |
+ |
|||
Артем |
+ |
|||
Лиза Ч. |
+ |
|||
Василиса |
+ |
|||
Арина П. |
+ |
|||
Арина И. |
+ |
|||
Итого |
12 |
6 |
2 |
|
% |
60 |
30 |
10 |
При проведении метода экспертной оценки на заключительном этапе было выявлено, что высоким уровнем обладает 60% детей, средним - 30%, низким - 10%.
Рисунок 4. Уровень определения исполнительских способностей через театрализованную деятельность на заключительном этапе в экспериментальной группе
Таблица 4
Результат определения развития исполнительских способностей на заключительном этапе в контрольной группе
Имя |
В |
С |
Н |
|
Артем |
+ |
|||
Оля |
+ |
|||
Гарник |
+ |
|||
Эмилия |
+ |
|||
Диана |
+ |
|||
Алекса |
+ |
|||
Даша О. |
+ |
|||
Даша Г. |
+ |
|||
Лиза |
+ |
|||
Таисия |
+ |
|||
Даня |
+ |
|||
Женя |
+ |
|||
Дима |
+ |
|||
Даша Е. |
+ |
|||
Эля |
+ |
|||
Полина |
+ |
|||
Миша |
+ |
|||
Соня |
+ |
|||
Арина |
+ |
|||
Виталя |
+ |
|||
Итого |
5 |
8 |
7 |
|
% |
25 |
40 |
35 |
При проведении метода экспертной оценки на заключительном этапе в контрольной группе было выявлено, что высокий уровень составляет 25%, средний - 40%, низкий - 35%
Заключение
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, творческие способности. Развитие последних в процессе театрализованной деятельности стало темой нашего исследования.
Именно театрализованная деятельность, по мнению многих отечественных ученых, педагогов и нашему, является эффективным средством развития у дошкольников способности к творчеству. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.