Файл: Лекция 4 по дисциплине Система гму эффективность государственного и муниципального управления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция №4
по дисциплине « Система ГМУ»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
-
Понятие эффективности управления и ее правовые критерии. -
Оценка эффективности деятельности органов государственной власти. -
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. -
Показатели эффективности деятельности государственного служащего.
-
Понятие эффективности управления и ее правовые критерии
Административная реформа, так же как и многие другие изменения в системе государственного и муниципального управления, осуществляемые в России, была направлена прежде всего на повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как указано в Распоряжении Правительства РФ, утвердившем «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018»1 (далее — Основные направления), «перед правительством стоит задача повысить качество государственного управления», т.е. создать эффективное государство.
В данном документе определены цели и приоритеты политики Правительства РФ в об-
ласти социального и экономического развития в среднесрочной перспективе, а также выделены конкретные направления деятельности по повышению качества государственного управления.
-
Эффективность государственных расходов
В Основных направлениях отмечается необходимость пересмотра сложившихся подходов к оптимизации бюджетных расходов, основанных на выделении «защищенных» статей расходов федерального бюджета и корректировке расходных обязательств от уровня текущих значений и приводящих к ухудшению структуры бюджета вследствие урезания расходов, направленных на развитие.
Предполагается, что соотношение приоритетов социально- экономического развития и бюджетной политики будет опираться на институт государственных программ Российской Федерации. При этом в основе формирования программной части проекта федерального бюджета должны быть проекты государственных программ Российской Федерации. Бюджетные решения о постатейном распределении средств необходимо обосновывать сравнительным анализом конечных общественно значимых показателей и показателей результативности использования ресурсов.
Полный переход на программно-целевой принцип формирования бюджета должен исключить возможность проведения секвестра по формальному признаку. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Российской Федерации должно осуществляться с учетом результатов их реализации за предыдущий год, а также в тесной увязке с целевыми индикаторами и показателями, характеризующими достижение поставленных целей указанных государственных программ.
Вместе с тем в Основных направлениях намечено осуществление бюджетного маневра в пользу приоритетных направлений производительных расходов для перераспределения финансовых ресурсов на развитие человеческого капитала, инноваций, повышение качества инвестиционного климата в стране, стимулирующих рост частных инвестиций и способствующих формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры. Также указывается на необходимость ограничения использования непрозрачных инструментов доведения бюджетных ресурсов до юридических лиц (например, субсидии, вложения в уставный капитал ит. д.).
-
Эффективность управления государственной собственностью
С целью повышения эффективности управления государственной собственностью в Основных направлениях отмечается целесообразность выхода государства из непрофильных активов, а также завершения процесса приватизации подавляющего числа объектов нестратегического назначения.
Вместе с тем для обеспечения эффективности работы компаний, сохраняющихся в собственности государства, необходимы реализация и контроль исполнения принятых компаниями долгосрочных программ развития, способствующих достижению стратегических целей развития данных хозяйствующих субъектов, внедрения системы ключевых показателей эффективности и обеспечения увязки мотивации менеджмента с достижением поставленных перед организацией стратегических целей.
-
Повышение качества государственных услуг, оказываемых органами государственной власти
В Основных направлениях указаны пути повышения качества предоставления государственных услуг населению и бизнесу, в частности:
-
обеспечение доступа к получению государственных услуг по принципу «одного окна» не менее 90% граждан, для чего в том числе должно быть создано свыше 2500 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ); -
перевод предоставления государственных услуг в электронный вид. При этом доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна достичь не менее 70%; -
внедрение системы оценки гражданами качества предоставляемых государственных услуг и создание на этой основе системы оценки работы государственных и муниципальных органов по предоставлению услуг; -
внедрение удостоверения личности гражданина Российской Федерации в виде пластиковой карты с электронным носителем информации в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации.
-
Эффективность исполнения функций государственной власти
В Основных направлениях указана целесообразность реализации мер, обеспечивающих значительное повышение качества государственного управления, в том числе за счет упорядочения правотворческой деятельности, в частности:
-
внедрения института оценки фактического воздействия принятых законодательных актов; -
систематизации порядка подготовки проектов нормативных и правовых актов, устанавливающих обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности; -
введения механизма предварительной оценки эффективности и возможных затрат принятия нормативных правовых актов, устанавливающих новые обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, в Основных направлениях предполагается повышение эффективности деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти за счет решения таких задач, как:
-
оптимизация и сокращение неэффективных государственных функций, устранение их дублирования; -
совершенствование процессов принятия и исполнения решений с целью разумного сокращения согласительных процедур и повышения ответственности головного ведомства за конечный результат; -
внедрение в деятельность органов власти методов проектного управления; -
снижение объема документооборота, максимальный его перевод в электронный вид.
В Основных направлениях отмечена необходимость развития государственной службы как вида деятельности, пользующегося общественным доверием, за счет укрепления ее кадрового потенциала, повышения квалификации и профессионализма государственных служащих. Представляется, что создание социальных и экономических стимулов для прихода на государственную службу талантливых выпускников образовательных организаций высшего образования и перехода опытных специалистов из частного сектора позволит обеспечить новое качество принимаемых решений и повысить эффективность государственного управления. Также предусматривается совершенствование системы материальной мотивации федеральных государственных гражданских служащих, направленное на поэтапное доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда за счет сокращения функций и оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих, ликвидации отдельных социальных гарантий. Современные и конкурентоспособные инструменты развития, мотивации и ротации кадров должны позволить добиться повышения квалификации и навыков государственных служащих.
Вместе с тем одно из ключевых направлений повышения эффективности реализации государством своих базовых функций — дальнейшее реформирование правоохранительной системы и судопроизводства. Во-первых, отмечается необходимость разработки комплекса мер по исключению незаконной практики использования органов правопорядка в целях недобросовестной конкуренции, а также предотвращению внеправового перераспределения собственности, административного давления на бизнес. Представляется, что правоохранительная система должна стать одним из ключевых гарантов защиты прав собственности и обеспечения одинаковых правил игры для бизнеса. Во-вторых, отмечается необходимость разработки и реализации комплекса мер по совершенствованию организации и деятельности судебной системы прежде всего в части повышения ее прозрачности, повышения качества кадровой работы, усиления независимости судей при одновременном увеличении их ответственности за неправосудность выносимых решений, минимизации воздействия на них представителей иных органов государственной власти, бизнес-сообщества, а также расширения возможности осуществления общественного контроля над деятельностью судов.
Для понимания деятельности по повышению качества государственного управления необходимо привести ключевые задачи в этом направлении, присущие предыдущему этапу административной реформы (2006—2010 гг.), в частности:
-
создание системы стратегического управления, в том числе разработка документов, определяющих действия Правительства РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, с установлением четкой комплексной и непротиворечивой системы целей. Предполагалось, что данная система документов долгосрочного и среднесрочного программно-целевого управления станет основой для принятия расходных обязательств Российской Федерации и формирования федерального бюджета.
Одновременно с предоставлением большей свободы в выборе путей достижения целей, стоящих перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предполагалось усовершенствовать критерии оценки их деятельности в том числе на основе анализа количественных индикаторов достижения целей и решения задач, а также мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, с использованием результатов мониторинга для оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти;
-
повышение ориентированности деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных служащих на результат с целью изменения подходов к финансовому обеспечению федеральных органов исполнительной власти. Предполагалось, что появление нового элемента бюджетного планирования—долгосрочных целевых программ должно способствовать оптимизации расходных обязательств и ориентации деятельности органов государственной власти на достижение долгосрочных социально-экономических целей. Координатор программы обладал максимально широкими полномочиями по оптимизации расходов в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию данной программы, при неизменности ее целевых показателей. В то же время в случае если, согласно ежегодно проводимым оценкам, долгосрочная целевая программа реализовывалась неэффективно, то могло быть принято решение о ее досрочном прекращении.
Предполагалось, что новая система финансового обеспечения федеральных органов исполнительной власти должна была создать мотивацию для эффективной деятельности ведомств и отдельных чиновников. Руководители федеральных органов исполнительной власти наделялись максимальными полномочиями при определении структуры таких органов, численности работающих и материального поощрения в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых федеральным органам исполнительной власти в соответствии с конечными результатами их деятельности.
Уделялось внимание размеру денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, который в большей степени должен зависеть от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности и приближаться к уровню оплаты аналогичного труда в негосударственном секторе. Предполагалось, что новая система оплаты труда должна обеспечить конкурентные условия для привлечения на государственную службу лучших кадров, повысив при этом их ответственность перед обществом;
-
оптимизация функций органов исполнительной власти и повышение качества государственных услуг. На этом направлении проводилась работа: а) по упразднению функций, избыточных с точки зрения стратегических целей государства, что сочеталось с оптимизацией исполнения необходимых функций на основе их четкой стандартизации и регламентации, направленных на рационализацию управленческих процессов; б) по утверждению и повсеместному внедрению административных регламентов для большей части массовых государственных и муниципальных услуг, включая административные регламенты «сложных» услуг, носящих межведомственный и межуровневый характер.