Файл: Курсовая работа на тему "Социальный строй древнерусского государства по материалам ".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Курсовая работа

на тему “Социальный строй древнерусского государства по материалам “Русской Правды”
Выполнил:

Расулов Хайрула Рамазанович
Актуальность темы. На Руси формирование феодальных отношений начиналось в VIII-XIX веке. Хозяйственный и общекультурный подъем Древнерусского государства (Киевской державы) не может заслонить того факта, что феодальные поместья князей, бояр или монастырей были здесь редкостью. Даже в эпоху правления Ярослава Мудрого, его сыновей и внука (Владимира Мономаха), в XI–начале XII вв., подавляющее большинство населения составляли лично свободные общинники, платившие подать великому князю. В этом смысле основное экономическое отношение феодализма – феодальная рента – еще не отделилось от общего государственного налога.

Введение
Глава 1. Особенности социального строя древнерусского государства
1.1. Социальная структура общества и основные категории населения в Древней Руси
1.2. Правовое регулирование взаимоотношений в древнерусском обществе
Глава 2. Правовое положение социальных групп в древнерусском государстве по материалам “Русской правды”
2.1. Правовое положение феодалов в Древней Руси
2.2. Правовое положение низших социальных групп в древнерусском государстве
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность темы. На Руси формирование феодальных отношений начиналось в VIII-XIX веке. Хозяйственный и общекультурный подъем Древнерусского государства (Киевской державы) не может заслонить того факта, что феодальные поместья князей, бояр или монастырей были здесь редкостью. Даже в эпоху правления Ярослава Мудрого, его сыновей и внука    (Владимира Мономаха), в XI–начале XII вв., подавляющее большинство населения составляли лично свободные общинники, платившие подать великому князю. В этом смысле основное экономическое отношение феодализма – феодальная рента – еще не отделилось от общего государственного налога.

Также можно отметить, что государственность средневековой Руси прошла те же стадии, что во Франции и других ведущих европейских странах – от раннеклассовой монархии к раздробленности, а затем к образованию единого централизованного государства. Но в той же Франции объединение страны к концу XV в. было обусловлено, в первую очередь, экономическими мотивами, в частности, объединительной ролью городов и торговли. В России же политические интересы, интересы освобождения от иноземного ига превалировали над экономическими. При этом и сама государственная власть перенимала черты власти ордынских поработителей, двигаясь в направлении самодержавия. Напомним, что уже к концу XV в. в России были подорваны, а в начале XVI в. окончательно угасли последние очаги вечевой демократии.


Объект исследования — историческая характеристика социального строя Древнерусского государства по материалам «Русской Правды».

Предметом исследования является — социальная структура древнерусского общества.

Цель исследования — дать историческую характеристику социальных слоев населения Древней Руси и социального строя Древнерусского государства по материалам «Русской Правды».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • охарактеризовать древнерусскую структуру общества;

  • проанализировать основные категории населения древнерусского государства;

  • определить правовое регулирование взаимоотношений в древнерусском государстве;

  • определить правовое положение социальных групп в древнерусском государстве;

  • охарактеризовать правовое  положение феодалов в древнерусском обществе;

  • охарактеризовать правовое положение низших социальных групп в древнерусском обществе.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составили принципы историзма и объективности. В работе также использовались традиционные специально-исторические методы: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, историко- генетический.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Особенности социального строя дневнерусского государства

1.1. Социальная структура общества и основные категории населения в Древней Руси

Какие слои населения существовали в Древнерусском государстве?

И насколько они были многочисленны?

Такими вопросами задаются как археологи, так и просто интересующиеся нашей историей люди. По какой-то причине количество находок периода X-XVI веков не столь многочисленно, сколь в более поздних периодах. Чтобы понять, почему это так, нужно как следует разобраться в том, кем же были наши предки и какие основные группы населения Киевской Руси существовали.



Для  начала следует ответить на вопрос о численности населения наших предков. По сравнению с более поздним временем, исследования ранних периодов проводились редко и невозможно с точностью сказать, сколько же людей жило тогда. Нашему вниманию доступны лишь приблизительные проценты. Первая перепись населения на Руси произошла во второй половине XIII века благодаря монголам. Им было необходимо знать, сколько точно людей находится под их покровительством для удобства сбора дани – как обычно, всё объясняется интересом выгоды, а не простым любопытством.

До этого же, по мнению исследователей Вернадского и Тихомирова, на территории Руси проживало с X по XIII века приблизительно 4-5 миллионов человек. Свои выводы историки построили на основе найденных архитектурных памятников. Этих памятников было совсем немного – если говорить точно, то, согласно им, населения Руси в X веке тогда набралось бы в два раза меньше, чем ныне только по Москве. Даже если сделать поправки на то, что сохранилось немало построек в более-менее узнаваемом состоянии, всё равно мы получаем, ничтожное в пределах целой страны количество. А в связи с вражескими набегами населения в XIV-XV веках стало и того меньше.

Однако именно монголам мы должны быть, как уже говорилось выше, благодарны за первый документальный учёт количества населения. На момент набегов на нашу территорию основной массой населения в Древней Руси являлись подневольные люди, которые не вели самостоятельно никаких учётов. Уже позже, на примере поданном завоевателями, начали появляться первые писцовые книги с упоминанием категорий населения Киевской Руси. Самое интересное, что в них были не только цифры, но и ценные сведения о церквях, поместьях, деревнях.

Благодаря сведениям о поселениях можно рассуждать и о том, какие группы населения были в древнерусском государстве. Превосходным свидетельством служит также родоначальник правовых документов на территории нашей страны – сборник «Русская Правда», благодаря которому перечислить основные категории населения в древнерусском государстве получается достаточно достоверно.

Начать следует с верхушки общества – тех людей, в руках которых сосредотачивался весь объём власти. Конечно же, они принадлежали к выдающимся родам. Во главе всего народа стоял князь. Представители самых знатных семейств образовывали знать – эта привилегия по праву рождения в те древние времена была особенно сильна.


Помогали в управлении, а фактически, считались административным аппаратом и военной поддержкой, бояре. Их ещё называли старшими дружинниками, термин «бояре» возник чуть позже. С их помощью решались многие важные вопросы, судебные тяжбы, из их числа назначались посадники. Посадники, к слову, представляли в своём лице, когда требовалось, власть князя. То есть среди основных категорий населения Руси в XI веке они являются теми, кто нажимал на рычаги истории, ведь что бы значила власть самого князя без удачно подобранных советников?

Младшая дружина являлась теми, кого на современном языке принято называть «телохранителями». Охрана самого князя, бояр – вот их основная задача. Набирали в младшую дружину как детей достойных по происхождению людей, так и представителей народа, которые отличились своими лучшими качествами. Такой щедрый подход с разрешением приблизиться людям из более низких слоёв населения Древней Руси обеспечил боярам их преданность. Юное поколение и выходцы из народа своего рода являются гарантией хорошей службы ввиду того, что они обязаны хозяевам своим возвышением. На современном языке мы бы назвали это «восхождением по карьерной лестнице».

Духовенство — этих людей отчасти также можно назвать свободным населением Древней Руси, потому что они пользовались определённым уважением. Это были священники, которые несли службу разных церквях – как городских, так и сельских. Проживало духовенство в монастырях, жило в молитвах и трудах, отказываясь от мирских удовольствий. Но, несмотря на такой отшельнический образ жизни, из списка групп населения в древнерусском государстве духовников исключать нельзя, ведь с обществом они пересекались, и нередко. Так, буквально с XI века монастырские земли становятся интересны в качестве крупных хозяйственных земель.

Городское население Древней Руси называлось «чадью» и представляло из себя купцов, поденщиков, ремесленников. Все эти люди трудились не покладая рук, в отличие от той же знати, но при большом труде пользовались и большим уважением. Особенно купцы, среди которых было немало как местных, так и иностранных.

Свободное население Киевской Руси называлось «люди» или «полюдье». К нему относились, говоря в общем, те, кто обладал некоей свободой, но при этом был вынужден платить определённую сумму государству. Поэтому свобода была относительной, но при этом жизнь – вполне приемлемой. Огромным преимуществом данной категории населения населения в Древней Руси являлось то, что у неё имелось в наличии определённое имущество, которое можно было завещать детям. И это имущество, как, собственно, и сам человек, защищалось законом. К преимуществам подобного положения можно назвать и разрешение участвовать в судебном процессе.


Свободные земледельцы – основная масса населения Киевской Руси

Однако в то время было достаточно и тех людей, которые из-за того или иного стечения обстоятельств были частично или полностью зависимы от вышестоящих по положению. Тут имеется своя классификация, которую следует разобрать более подробно.

Двумя категориями зависимого населения Киевской Руси были:

1. Закупы – в переводе на современный язык, являлись должниками. «Купа» в переводе означает «залог». Иными словами, люди, которые брали у феодала залог, относились к такой категории. Они были временно зависимой категорией населения Киевской Руси. Это означает, что такие люди обязаны были расплатиться, терпя любые прихоти, даже побои и тяжёлую работу. Однако почти все юридические права и личное имущество сохранялись за закупом. И, вернув долг, он снова становился свободным человеком. Причём временные рамки возвращения долга не устанавливались. Такая форма появления зависимого населения в Киевской Руси считалась делом вполне обыденным.

2. А вот в случае бегства закупа он менял статус на холопа. Это была категория населения на Руси, близкая к рабам. Они обладали правами меньшими, чем кто бы то ни было. Кроме названной причины бегства от долга, холопом можно было стать в том случае, родившись от холопа, заключив брачный союз с таким человеком без предварительного согласия его хозяина, совершив преступление вроде грабежа или обанкротившись. Это зависимое население Киевской Руси не имело ничего своего – автоматически хозяином выступал господин холопа.

3. Стоит также упомянуть о категории зависимого населения Киевской Руси, которая находилась ближе к закупам и являла собой практически свободных людей — рядовичей. Рядовичи заключали договор с землевладельцем добровольно. Как правило, причиной служила нужда. И чтобы справиться с нуждой, приходилось, согласно договору, выполнять ряд работ. Собственно, от слова «ряд» и появился термин данной категории. Прав рядович имел больше, чем закуп, что подтверждается хотя бы тем фактом, что первый мог часто выступать в качестве административного представителя своего хозяина.

Несмотря на то, что наши предки по занимаемому положению имели значительные отличия, общую характеристику мировоззрения древнерусского населения привести можно. Так, исходя из литературных памятников, можно сделать вывод о том, что испокон веков русский народ старался, несмотря на все перипетии, объединиться для борьбы с общим внешним врагом. При этом жители Руси никогда сами ни на кого не нападали, не пытались завоевать. Тем не менее, своих героев, павших за защиту родины, увековечивали в литературных памятниках. Примером тому служит «Слово о полку Игореве».