Файл: Курсовая работа на тему "Социальный строй древнерусского государства по материалам ".docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В X-XII вв. активно формировались вассальные отношения в древнерусском обществе: за верную службу князь даровал своим боярам и дружинникам города и деревни. Дарилась не территория, а право взимать налоги. Так сложилась поместная форма феодального землевладения, которая не предусматривала передачи земли в наследство и его отчуждения без согласия князя. Впоследствии распространение набирает вотчина – наследственное владение, мог свободно отчуждаться (продаваться, передаваться по наследству, дариться).
Хотя процесс утверждения феодальных хозяйственных отношений в Киевской Руси в целом совпадал с общеевропейскими тенденциями, он имел и свои особенности. Во-первых, в Древнерусском государстве феодализм зарождался на основе первобытнообщинного строя, восточнославянское общество перескочило через рабовладельческий этап развития. Во-вторых, темпы развития феодализации были замедленными по сравнению с Европой, где еще с античных времен прижились традиции частной собственности; в-третьих, возникновение и становление большого землевладения не привел к массовому обезземеливания крестьян, поскольку в рамках государственной территории существовало значительное количество незаселенной, хозяйственно неосвоенной земли.
Заключение
Итак, в заключение следует сказать, что важнейшим достижением правления Ярослава Мудрого стало издание впервые в русской истории единого свода общегосударственных законов – «Русской Правды» («Правда Роськая», иногда называют «Правда Ярослава»). «Правда» в данном случае – не то, что означает сегодня, а образование от глагола «правити – управлять, вершить управление», т. е., буквально «юстиция» или «закон».
Единый свод законов упорядочивал жизнь в государстве, подчеркивал национальное единство всех восточнославянских земель. Поскольку он стоял выше всех других законов и обычаев, то устранял те из них, которые шли вразрез с общегосударственными интересами. Впоследствии преемники Ярослава дополняли свод новыми законами.
Издание «Русской Правды» знаменовало собой переход к князьям законодательных полномочий, начало характерного для развитой государственной системы доминирования писаных законов над народными обычаями.
«Русская Правда» в основном регулировала гражданские правоотношения, устанавливала уголовную ответственность за преступления и принципы судопроизводства (в частности, выборность гражданских судей в количестве двенадцати человек). В настоящее время ее текст является важным историческим источником, дающим представление о государственном и социальном устройстве в Древней Руси, об укладе жизни русских людей в то время.
Как писал известный деятель русской литературы XVIII– XIX вв. Н. М. Карамзин, увлекавшийся изучением древнерусских летописей (иногда его ошибочно называют историком, хотя в то время история еще не сложилась как специальная наука), «Русская Правда» утверждала личную безопасность и права на собственность каждого из подданных князя. «Русская Правда», закрепляя в основном демократические принципы управления обществом, была основана на традиционных древнеславянских представлениях и является характерным примером того, что изначально русский народ был европейским по своему менталитету.
То есть основной ценностью в древнерусском мировоззрении была человеческая личность, ее достоинства и качества. Чем человек был предприимчивее, активнее, храбрее, тем больше он ценился обществом, и эти качества считались более важными, нежели исполнительность на службе, общая дисциплинированность.
Правление Ярослава Мудрого недаром зовется рассветом Древнерусского государства: значительное расширение территорий, укрепление международных связей посредством династических браков, получение церковной автономии от Византийской империи, расцвет культуры, повсеместное строительство школ и храмов, создание первого нормативно-правового свода.
Список использованных источников
1. Вениосов А. В. История государства и зарубежных стран. 2-е изд. Мн. 2012. 544 с
2. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М. 2005. 620 с
3. История экономической мысли Украины. Уч. Пос. /под ред. Р. Васильєвой, Л. Горкиной, Н. Петровской и др. К. 1993. 451 c
4. История экономической мысли Украины. Уч. Пос. /под ред. Р. Васильєвой, Л. Горкиной, Н. Петровской и др. К. 1993. 451 c
5. Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики зарубежных стран. М, Палеотип. Логос. 2003. 600 с
6. Медиссон В. В. Основы философии частного права. Уч. Пос. Научно-иследовательский институт частного права и предпринимательства АПрН Украини. К. Школа. 2004.143 с
7. Нефедов С. А. О демографических циклах в истории Средневековой Руси // Клио. 2002. № 3. С. 193-203
8. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. М. «ПРОСПЕКТ».1997.544 с
9. Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики зарубежных стран. М, Палеотип. Логос. 2003. 600 с
10. Павленко, Н. И. История России / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, Л. М. Ляшенко. – М.: Абрис, 2012. – 661 c.
11. Поляков А. В. Возникновение и развитие древнерусского права. Право. Общество.Государство: история, современные тенденции и перспективы развития. сборник научных трудов по материалам Международной заочной студенческой научно-практической конференции. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Ритм» (Воронеж). 2017. С. 151-154
12. Сказкин С. Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М. Изд-во МГУ. 1968.225 с
13. Терлюк И. Я. Государство и право Украины : страницы истории. Уч. Пос. Львов: Сполом. 2008. 352 с
14. Конотопов М. В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. М, Палеотип. Логос. 2003. 600 с
15. Фроянов И. Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. СПб. 1999. 326 с