Файл: Курсовая работа на тему "Социальный строй древнерусского государства по материалам ".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структура класса феодалов была достаточно сложной и состояла из различных социальных групп. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, наместники (посадники), тиуны и т. д. Феодалы, осуществлявшие гражданское управление и отвечавшие за военную организацию, были взаимно связаны системой вассалитета. Они собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальными социальными группами. Так, в «Русской Правде» устанавливалась двойная вира в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов и огнищан. В то же время о боярах и дружинниках в ней ничего не говорилось. Тем не менее из летописных сводов следует, что за их убийство обычно применялась смертная казнь.

Наиболее привилегированной социальной группой класса феодалов были бояре, являвшиеся, как правило, советниками и старшими дружинниками князя.

Об этом писал М. Ф. Владимирский-Буданов, указывая, что бояре формировались «из двух элементов:

  • во-первых, из лучших людей среди жителей каждой земли;

  • во-вторых, из высших членов княжеского двора — дружинников».

В древнерусских источниках встречаются и другие категории феодалов: лучшие люди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане. В целом сложилось два пути формирования боярства.

Боярами становилась прежде всего родоплеменная знать, выделившаяся в процессе разложения первобытнообщинного строя. К этой категории следует отнести нарочитых мужей, старейшин градских и земских бояр, которые представляли интересы своего племени при княжеском дворе. Вместе с великим князем они участвовали в военных походах. Земские бояре получали из рук великих князей иммунитетные грамоты, согласно которым за ними закреплялись в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земельные угодья.

Вторую категорию составляли княжеские бояре, занимавшие высшие посты при дворе великого князя. Они были дружинниками князя, а во время военных походов составляли основу княжеского войска. В мирное время они выполняли различные поручения великого князя по управлению государством, становились его советниками по вопросам внутренней и внешней политики. В XI в. категория земских бояр начала сливаться с княжескими боярами, а различия между ними полностью исчезли.

Класс феодалов формировался постепенно. В него входили кня­зья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д.


Князья выступали как верховные собственники и распорядители всей русской земли. Но в X в. начинается активное образование кня­жеского домена, т.е. земельных владений княжеской семьи, который складывается путем захвата общинных земель и пустошей, которых было еще достаточно много. Боярское землевладение формировалось как из земель, пожалованных князем, так и из владений родоплеменной знати. По мере укрепления власти киевских князей бояре получа­ли из рук князя иммунитетные грамоты, закреплявшие за ними в каче­стве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них зем­ли, податной и судебный иммунитет. В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими, различия между ними исчезают.

Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за во­енную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привиле­гированном положении по сравнению с остальной массой населения. «Русская Правда» устанавливает наказание в виде штрафа за убийство княжеских слуг, огнищан, тиунов, конюхов. Однако о самих боярах и дружинниках она молчит, из чего ряд исследователей делает заключение, что, вероятнее всего, за посягательство на их жизнь пола­галась смертная казнь.

Представители православной церкви обладают особым правовым положением по «Русской Правде». Население древнерусского государства имело большой процент священнослужителей, церковников и монахов. Духовенство на Руси делилось на белое и черное. В белую категорию входили иереи (обычные священники – самая многочисленная группа), протоиереи, протопресвитеры, а также разные виды дьяконов. Особое место в русском православии занимали церковники, принявшие схиму – особый духовный статус. В черную же категорию входит монашество, также классифицирующееся по нескольким видам. Ярослав Мудрый активно способствовал развитию духовенства на Руси. В «Русской Правде» были зафиксированы отдельные нормы за убийство или причинение вреда представителям церкви.

В период Киевской Руси начали формироваться феодальные отношения. Происходит становление системы частного землевладения, усложняется иерархия господствующего класса, интенсивно проводится дифференциация феодально зависимого населения.

Ведущей отраслью экономики этого времени было сельское хозяйство, развитие которого опиралось на традиции и опыт предыдущих поколений. Но при этом все энергичнее шел поиск новых технологий обработки земли, постоянно совершенствовались орудия труда. Но в это же самое время начинается концентрация в городах ремесленников и различных мастеровых людей. Таким образом, отделение ремесла от земледелия, концентрация ремесленников в городах, активизация обмена и торговли способствовали становлению денежной системы.



Основным средством производства была земля, которая, однако, не находилась в частной собственности, и могла быть конфискована князем. С начала существования Киевской Руси даже церковные земле не находились в частной собственности, однако впоследствии церковь получила определенную экономическую самостоятельность, став владельцем земли и подаренного имущества. Князья платили на нужды церкви своеобразный налог – десятину.

Для Х-ХII вв. характерным было развитие вассальных отношений, феодального землевладения. Формировались феодальные хозяйственные отношения, экономической основой которых была земля, на которой работало феодально зависимое население. Кроме того, в пользу феодала крестьяне вынуждены были платить ренту.

Итак, сельское хозяйство, в частности земледелие, было основной отраслью хозяйства, хотя определенного развития достигли и промыслы.

Важное место в хозяйственной жизни древнерусского общества принадлежало ремеслу (гончарство, ювелирное, ткацкое производство, металлургия, обработка железа и т. д.). При этом сельское ремесло отличалось от городского.

Продолжающееся отделение ремесла от земледелия и дифференциация ремесленных специальностей, а также концентрация и организация ремесленников обусловили подъем торговли и рост городов, развитие международных торговых путей, а значит, и становление и развитие денежной систем

2.2. Правовое положение низших социальных групп в древнерусском государстве

Основную часть сельского населения Киевской Руси составляли смерды. Некоторые исследователи полагают, что смердами именовались все сельские жители. Другие считают, что смерды — это лишь часть крестьян, проживавших в вотчинах и уже попавших в зависимость к феодалам. В «Русской Правде» нет конкретных данных об ограничении правоспособности смердов. В то же время имеются нормы, в соответствии с которыми они выплачивали за совершенные преступления штрафы в таких же размерах, как и категория свободного населения. Однако в древнерусских источниках упоминается о том, что князья жаловали боярам села со смердами. Это свидетельствует о том, что значительная часть смердов со временем попадала в постоянную зависимость от князя.

В связи с тем, что рабовладельческий способ производства не стал преобладающим на Руси, рабство не получило широкого распространения и рассматривалось лишь в качестве общественного уклада. Это было обусловлено прежде всего тем, что содержание раба обходилось слишком дорого, так как в течение продолжительной зимы рабы в большом количестве не находили применения в хозяйстве. Распространению рабства на Руси препятствовали
также довольно развитые общинные связи, способствовавшие обеспечению выполнения сезонных работ силами свободных общинников. Поэтому рабство на Руси носило ярко выраженный патриархальный характер. «Патриархальный стиль отношений рабов с господами определялся, — отмечает И.Я. Фроянов, — социальной принадлежностью холоповладельца, будучи наиболее типичным для простонародья — крестьян и ремесленников, которым удалось приобрести невольников»

Для обозначения правового положения данной категории населения использовались термины раб, челядин и холоп. По мнению некоторых исследователей, эти термины имели разное происхождение: челядь и холопы происходили из соплеменников, а рабы — из военнопленных. Кроме плена, источником рабства было рождение от рабыни. Рабами становились также преступники. Зависимый человек (закуп) мог стать рабом в случае неудачного бегства от своего хозяина или кражи. В древнерусских источниках даже имеются данные о фактах самопродажи в рабство.

Источники называют их по-разному: люди, людины, сябры, смеры. Чаще всего употребляется слово «смерд». Некоторые исследова­тели полагают, что смердами именовались все свободные сельские жители. Другие считают, что смерды — это часть крестьян, уже нахо­дившихся в определенной зависимости от феодалов.

Правовое положение «смердов» не до конца ясно. «Русская Правда» нигде конкретно не говорит об ограничении правоспособности смер­дов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы, характерные для свободных граждан. Но в свидетельствах о смердах проскальзыва­ют их неравноправное положение, постоянная зависимость от князей, которые «жалуют» села со смердами. Смерд ограничен в праве насле­дования, после его смерти в случае отсутствия сыновей имущество передается князю, а дочери получают только приданое, в то время как имущество боярина или дружинника в аналогичной ситуации перехо­дит к дочерям (ст. 90—91 «Пространной Правды»). По другим источни­кам, смерд выступает как лично свободный человек, он ведет самосто­ятельное хозяйство, выплачивает штрафы, характерные для свобод­ных людей, имеет право переходить от одного патрона к другому, за кражу его коня устанавливается штраф в 2 гривны и пр.

По мере оседания части холопов на землю под влиянием христиан­ства происходит облегчение положения холопов. Применительно к ХI  в. можно уже говорить о защите личности холопа по прагматическим при­чинам.  В XIIв. признается их право на имущество, занятие торговлей (по поручению хозяина), а рабыня, прижившая детей от своего госпо­дина, получает вместе с детьми свободу после его смерти. Церковь уси­ливает преследования за убийство холопов. Рабство перерождается в одну из форм тяжелой личной зависимости с признанием за холопами некоторых прав, прежде всего права на жизнь и имущество.


Появилась прослойка холопов, выдвинувшихся на административной службе у господина и имевших право повелевать от его имени другими категориями зависимого населения. Холопы-тиуны во дворе князя или боярина стали играть видную роль в управлении, их убийство наказыва­лось штрафом в 40 гривен, как и свободного человека. Боярский тиун мог выступать в суде в качестве «видока» — свидетеля, но не «послуха» — поручителя, ибо поручителем мог стать только свободный человек.

Самой многочисленной группой полусвободного населения  Киевской Руси были смерды, то есть лично свободные крестьяне, которые «сидели» на государственных ( «окняжених») землях, платили дань и выполняли в пользу князя повинности (поставка транспорта для нужд княжеской администрации, строительство городов и укреплений и т. д.).

Изгоями называли людей, которые потеряли «законную» связь со своей социальной средой (бывшие смерды, которые лишились земли и средств производства, обанкротившиеся купцы, деятели духовенства,что не могли отправлять церковную службу, князья, не имевшие престолов).

Однако следует отметить, что закон охранял их как свободных людей.

Закупами называли группу бывших смердов, которые должны были отработать денежный заем («Кучу»), полученный от землевладельца.

По правовому положению к смердам были близки рядовичи – люди, попавшие в экономическую кабалу, юридически оформив свое состояние специальным договором – «рядом», который выступал в двух формах – договора-найма и договора-займа.

В древнерусских городах население делилось на две основные категории – городскую аристократию (князья и бояре, княжеская администрация, богатое купечество, зажиточные ремесленники, высшее духовенство, в чьих руках сосредоточены большие богатства), и городские низы (ремесленники, мелкие торговцы, челядь).

Большая часть этого народа в X- XI в. была зависимой от своих хозяев, (проживала на их землях). Значительную часть городского населения на Руси составляли жители, занятые в сфере сельскохозяйственного производства.

Одной из важнейших общественно-политических сил в Киевской Руси была Русская православная церковь, изначально ставилась в экономическую зависимость от светской власти. Но потом церковь стала собственником земли, то есть начала получать определенную экономическую самостоятельность. Киевские князья дарили церкви не только имущество, но и землю. Десятина со временем превращалась из доли княжеских доходов особого дань, которую церкви стали собирать самостоятельно через своих чиновников-десятинников.