Файл: Курсовая работа на тему "Социальный строй древнерусского государства по материалам ".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основную часть населения древнерусского государства составляли подневольные люди, среди которых читать и писать умели не все. Однако их с более зажиточными жителями объединяла любовь к фольклору, где ещё присутствовали языческие мотивы. Даже в вышеназванном «Слове о полку Игореве» встречаются эти мотивы.

Правовой статус различных категорий населения древнерусского государства разнообразен. Несмотря на то, что на тот момент количество населения, учитывая площадь государства, было невелико, в этом государстве уже существовала довольно чёткая иерархия. И изучать жизнь наших предков необходимо начиная с ознакомления с этой иерархией – тогда многие процессы становятся понятными.

1.2. Правовое регулирование взаимоотношений в древнерусском обществе

Становление Руси как государства беспрерывно сопровождалось изменениями и нововведениями в области права. Первым источником Русского права, как и у любой другой цивилизации, стали обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытно-общинного строя, где те имели роль «народной мудрости», переходящей из поколения в поколение. Очень долгое время, эта «народная мудрость» являлась основным источником права для всего русского народа, в частности для общин, которые жили по заветам предков, сохранившихся в виде обычаев, в которых сбереглась родоплеменная сплочённость, сохранившаяся ещё с первобытных времён.

Интересы общины всегда ставились выше интересов отдельно взятого человека, и если человек не был согласен с этим, то его либо переубеждали, либо наказывали, либо вовсе изгоняли из общины. К сожалению, на сегодняшний день сохранилось мало свидетельств о ранних временах становления Руси как государства. Одним из первых этапов в развитии Древнерусского права, являлись договора с «Греческим царством». В 907 году Олег совершил удачный поход на Византию, вследствие чего 2 сентября 911 года греки подписали мирный договор, состоящий из 11 частей, в котором оговаривались следующие пункты: наказания за уголовные преступления; правила судебного процесса и наследования; создание благоприятных условий для русско-греческой торговли; порядок выкупа пленных и т. д. Второй (944 год) и третий (971 год) договора были составлены по большей части в пользу Византии.

Русское государство обязывалось не нападать на греков
, а также защищать их в случае нападения иных государств. Следующим этапом в развитии Древнерусского права можно назвать введение в X веке Владимиром Святославовичем церковного устава, в котором устанавливаются нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, преступления против церкви и нравственности. Особое место в этом документе уделялось «десятине» – десятой части доходов государства, которую оно должно было передавать церкви. В церковном праве чётко указаны традиции и обряды самого главного правового института любого общества – института семьи.

В XI веке на территории Руси набирала обороты тенденция моногамной семьи в связи с Крещением Руси. Брак всегда должен был заключаться в церкви, а не освященный брак считался грехом.

В это время огромной законодательной и правовой властью обладало народное собрание – вече. В исторических документах не сохранилось особого упоминания о законодательных процессах, проходивших на вече, но в силу монархической природы Древнерусского государства, оно не могло представлять собой ничто иное, кроме как орган законодательной власти. Особое место занимали органы местного самоуправления – верви. В обязанности этих органов входило перераспределение земельных наделов, решение судебных споров, расследование преступлений, исполнение наказаний, надзор над правопорядком, обложение податями и их распределением.

В то же время стремительно развивалось обязательственное право, в котором выделяли три основные тенденции:

  1. Развитие товарно-денежных отношений привело к появлению новых видов договоров и соглашений между людьми.

  2. Нарушение обязательств из области правонарушений перемещается в область уголовно наказуемую.

  3. Набирало обороты долговое рабство, при котором должник должен был отработать весь свой долг.

Однако более всего сохранилась информация об устройстве Древнерусского государства в первом своде законов – «Русская Правда».  «Русская правда» является важнейшим правовым источником в истории российского государства. В документе можно найти положения об образе жизни и статусе самых разных слоев населения. Помимо того, древнейший источник является сборником уголовных, гражданских и культурных норм. Первый официальный сборник правовых норм, появившийся в Киевской Руси, датируется 1016 годом, и главным его составителем историки называют Ярослава Мудрого. Документ впервые был обнаружен исследователем Василием Татищевым, который нашел и проанализировал краткую его редакцию. По сути, небольшой по объему документ давал исчерпывающие сведения почти обо всех правилах общественной жизни. На данный момент не сохранилось ни одного оригинального экземпляра знаменитого документа. Есть лишь относительно поздние версии и списки, датированные XIII-XV веками.



«Русская Правда» представляет собой даже не один-единственный документ, а целый комплекс кодексов и уставов: «Древнейшая Правда» (1015 г.), «Правда Ярославичей» (1072 год), «Устав Мономаха» (около 1120-1130 гг.). В «Русской Правде» впервые попытались отразить виды преступлений и формы наказаний за их свершение. Преступления делились на два типа: преступления против личности и преступления против собственности.

В «Русской Правде» не упоминаются преступления против государства, так как в народном сознании ещё не до конца сложилось понятие государства, а вред государству (такой как восстания) приравнивались к вреду князю и против них была только одна форма наказания – казнь зачинщиков, часто массовая. Особое внимание в судебном праве выделяется кражам. В «Русской Правде» подробно описываются штрафы, которые должен был уплатить уличённый в краже вор за ту или иную украденную вещь. В целом, эта картина выглядела так: вор должен компенсировать пострадавшему весь урон, вернуть краденное и выплатить штраф.

Система штрафов за преступления включала в себя ещё один особый штраф – виру. «Вира» – штраф за убийство свободного человека. На Древней Руси существовал институт «дикой виры», куда вносили деньги все члены общины, дабы внести выкуп за убийство. «Русская Правда» ничего не говорит о мере наказания, в виде лишения свободы. Тюрем на Древней Руси не было и максимум, как можно было лишить свободы человека – заточить его в «проруб» (погреб), что обычно применяли против должностных лиц, где их держали до определённых событий. «Русская Правда» подразделяется на «Краткую», «Пространную» и «Сокращенную». «Краткая Правда» – самая древняя редакция «Русской Правды», состоявшая из двух частей. Её первая часть была принята князем Ярославом Мудрым в 1030-х годах. Ярослав является автором первых 17 статей «Краткой Правды».

Основные источники первого русского законодательства – это обычное право (основанное на обычае) и византийское право. «Русская Правда» содержит нормы процессуального, торгового, уголовного и наследственного права. «Правда Ярослава» в своей первой статье разрешает кровную месть: «Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого». Однако в «Правде Ярослава» уже заметны тенденции к замене кровной мести выплатой штрафа (так называемая «вира»). В ней описано ограничение кровной мести при отсутствии чётких различий в штрафах, в зависимости от социального положения потерпевшего.


Вторая же часть была принята на съезде князей в Киеве и получила название «Правда Ярославичей». В этой части была прописана полная отмена кровной власти, а также защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания в сторону обвиняемого. В «Краткой Правде», по большей части, описываются нормы судебных и феодальных отношений.

На Руси, развитие феодальных отношений протекало также как и в других странах: за службу своему сюзерену феодал получал земельное держание – феод, и, как было установлено: «Каждый, да держит отчину свою», – то есть каждый феодал должен был управлять своими землями, заботиться о жителях, их населяющих и защищать их. В практике феодальных отношений была допущена та же самая ошибка, что и в других государствах – феодалы постепенно получали всё больше и больше свободы, вследствие чего начинали чувствовать себя равными своему сюзерену.

«Пространная Правда» была составлена после подавления восстания в Киеве в 1113 году. Она, как и «Краткая Правда», состояла из двух частей – устава Владимира Мономаха и устава князя Ярослава.

«Пространная правда» – особый кодекс, в котором закреплялись основные привилегии феодалов и укреплялось зависимое положение смердов, закупов и холопов. Например, за убийство простого холопа назначался штраф (80 гривен), а за убийство высшего феодала (князя) или боярина – смертная казнь. Также «Пространная Правда» определяла порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров и определяла право охраны собственности на землю.

Передача по наследству в «Пространной Правде» определяется тем, что каждый сам выбирает себе наследника. Если наследника не успели выбрать, то распределение наследства идёт по старшинству, начиная с сыновей, братьев и других представителей семьи мужского пола. «Пространная Правда» дала ещё большую полноту власти феодалам, вследствие чего, Древняя Русь напоминала не столько единое государство, сколько союз множества независимых государств. В «Пространной Правде» упоминается о княжьем суде, при котором князь был не только военным руководителем и представителем законодательной власти, но и верховным судьёй, который мог сам назначать меру наказания и судить виновных всех мастей, вне зависимости от их положения в обществе. Однако, княжий суд не имел право выходить за рамки, установленные «Пространной Правдой».


На формирование права в Древней Руси повлияло вторжение монголов. Степные кочевники организовали на Русь 25 походов и значительно отбросили в развитии Русь на несколько столетий назад. При татаро- монгольском иге в Древнерусском государстве сохранялись основные нравственные институты, но забывались многие другие, вследствие чего некоторые правовые обязательства были упразднены.

Что же можно в итоге сказать по поводу Древнерусского государства? Оно разнообразно, неоднородно и в нём с самых древних пор прослеживается борьба «богатых с бедными». Однако Русь – действительно уникальна. На долю русского народа за всю его историю выпало множество испытаний, которые тот с честью и достоинством прошёл, обретя своё удивительное и неповторимое лицо. В её правовой системе прослеживается постепенная защита то высших слоёв общества (князей, бояр), то простых крестьян, которая и сформировала наш менталитет, сохраняющийся и по сей день.

Глава 2. Правовое положение социальных групп в древнерусском государстве по материалам “Русской правды”

2.1. Правовое положение феодалов в Древней Руси

Отдельно стоит выделить категории населения по «Русской Правде», их правовое положение и статус. Начать необходимо с привилегированных слоев. На Руси в начале второго тысячелетия таковыми являлись бояре и князья. Князьями в документе именуются лица, держащие власть в том или ином регионе. Великим князем выступает киевский правитель, в других русских городах заседают его сыновья или родственники. Князь обладает двумя основными функциями: вершить суд и собирать налоги.

Несколько раз в документе употребляется выражение “княжьи мужи”. Так на Руси называли людей, находящихся в окружении правителя. Это верные князю поданные, можно сказать, его агенты. Представленных лиц не получится выделить в качестве отдельного сословия. Хотя в “Русской Правде” правовое положение населения и подразумевает наличие “княжьих мужей”, ни в одном другом древнерусском источнике эти лица не указываются.

Правовое положение феодалов всегда различно, ведь у каждого представителя привилегированного сословия есть свои функции и обязанности. В “Русской Правде” нередко встречается понятие “тиун”. Это боярский или княжеский управляющий, который мог иметь разный правовой статус. Само понятие пришло из Скандинавии, где тиунами именовали феодалов. Они собирали дань, управляли волостями и даже вершили суд. На Руси положение представленных лиц было различным.