Файл: Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У каждого человека есть свои особенности памяти. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим.

Р.С. Немов указывает, что все виды памяти можно условно разделить на три группы, в каждой из которых еще выделяются подгруппы.

1. На основании того, что именно запоминает человек (движения, предметы и явления, мысли, движения, чувства), различают двигательную, образную, словесно-логическую и эмоциональную виды памяти.

2. На основании того, как человек запоминает (случайно или преднамеренно) соответственно выделяют непроизвольную и произвольную память.

3. При учете того, как долго сохраняется в памяти человека запомненный материал, выделяют кратковременную, долговременную и оперативную виды памяти» [17, С. 112].

Таким образом, анализ литературы показал, что память - это психический процесс, суть которого состоит в сохранении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта, всего, что он видел, слышал, ощущал, всего, что с ним происходило в прошлом. Основные процессы памяти - запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. Кратковременную память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать ее продуктивность. У ребенка 5-7 лет можно и нужно развивать все виды памяти - образную и словесно- логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов, как и произвольных форм психики вообще, является одной из самых важных предпосылок успешной социализации и готовности детей к обучению в школе.


1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста



Роль памяти в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки, и делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление.

З.М. Истоминой было установлено, что в онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности. Ранее других начинает проявлять себя моторная, или двигательная, память (ее формирование фиксируется у полугодовалого ребенка). На втором году жизни ребенка появляется образная память. Позже, к 3-4 годам начинает складываться словесно-логическая память. Считается, что 5-й год жизни является, по словам З.М. Истоминой, «в среднем началом периода более или менее удовлетворительного запоминания, поскольку именно с этого года впечатления детства носят достаточно систематизированный характер и сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны и немногочисленны» [11].

По наблюдениям А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина, к 6-ти годам в психике ребенка появляется «важное новообразование - у него развивается произвольная память» [19, С. 81].

Р.С. Немов указывает на большой вклад А.Н. Леонтьева в изучение непосредственного и опосредствованного запоминания детей старшего дошкольного возраста.

В своих исследованиях А.Н. Леонтьев доказал, что «по мере взросления непосредственное запоминание замещается опосредствованным» [15, С. 117]. Это происходит тогда, когда ребенок учится пользоваться специальными стимулами-средствами для запоминания и воспроизведения. Эти стимулы-средства называются мнемотехническими приемами. Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется, по А.Н. Леонтьеву, следующей закономерности: «сначала они выступают как внешние стимулы (например, использование для запоминания различных предметов), а затем становятся внутренними стимулами (это чувство, ассоциация, представление, образ, мысль)» [15, С. 117]. Очень важно утверждение А.Н. Леонтьева о том, что «в процессе формировании и развитии внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, когда внешняя функция речи при внешне опосредствованном запоминании изменяется на внутреннюю функцию речи - при переходе к опосредствованному запоминанию» [15, С. 119].



По словам Л.А. Венгера, кратковременная память в старшем дошкольном возрасте «по преимуществу еще носит непроизвольный характер» [20, С. 73]. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший, интерес, дает наилучшие впечатления. Объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению: чем положительнее это отношение, тем лучше запоминание и точнее воспроизведение. Этот же автор отмечает, что кратковременная память «у детей 5-6 лет может удерживать не более 5-6 элементов (образов, слов или цифр). Впервые произвольное запоминание начинает складываться в среднем дошкольном возрасте, причем наиболее ранние его проявления наблюдаются в условиях сюжетно-ролевой игры» [20, С. 74].

Произвольное запоминание, которым дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте, у старших дошкольников продолжает оставаться главным образом механическим. Оно осуществляется, по словам Г.А. Урунтаевой, «при помощи повторений (от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или про себя) и при использовании картинок. Используя картинки, старшие дошкольники запоминают в 2,5-3 раза больше слов, чем без них. Для лучшего запоминания материала ребенку, развивающемуся в норме, требуется 2-3 его повторения» [23, С. 143].

Г. А. Урунтаева отмечает, что ребенок старшего дошкольного возраста «может запоминать произвольно, когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает понятия, термины, определения, последовательность действий и др. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят» [23, С. 144].

В старшем дошкольном возрасте, как указывают Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и С.А. Игумнов, «становится возможным и усвоение детьми действий как называемого смыслового запоминания, которое основано на установлении содержательных или смысловых связей между частями запоминаемого материала и между запоминаемым материалом в целом и элементами прошлого опыта человека, которые сохранены его памятью. Такое усвоение, как считают эти исследователи, может происходить только в условиях специального обучения» [14, С. 145].


Для развития памяти дошкольников существуют специальные - мнемические - приемы обучения: «повторение», «группировка», «смысловое соотнесение», «ассоциации», «схематизация», «самопроверка» и др. Все они направлены на развитие запоминания, сохранения и воспроизведения необходимого материала» [24, с. 147].

Таким образом, старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Кратковременная память дошкольников с условно нормативным уровнем развития носит в основном непроизвольный характер, ребенок может запомнить 5-6 образов, слов, цифр. Дети еще не умеют специально ставить перед собой задачу запомнить. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную и интересную для ребенка деятельность. Элементы произвольной кратковременной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда ребенок ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить ребенка запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.


ГЛАВА II. Эмпирическое исследование развития памяти у детей старшего дошкольного возраста




2.1. Описание методик и результаты диагностики уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста



Эмпирическое исследование памяти у детей старшего дошкольного возраста было проведено на базе МАДОУ - Детский сад № 59 г. Севастополь.

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Для диагностического обследования памяти у детей использовались 3 методики:

1. Тест слуховой памяти (вариант З.М. Истоминой).

2. Тест зрительной памяти «Узнавание фигур» (вариант теста Н.А. Бернштейна в модификации М.А. Рыбакова).

3. Тест скорости запоминания смысловой памяти (вариант Р.В. Овчаровой).

Описание диагностического инструментария (методик).

1. Тест слуховой памяти (вариант З.М. Истоминой).

Цель: определить объем слуховой вербальной кратковременной памяти.

Инструкция для проверяющего: Слова нужно произносить не спеша, в одном темпе. После того, как проверяющий громко и внятно прочитает слово необходимо сделать паузу в 2-3 сек., и только после этого следует произносить следующее слово.

Инструкция для ребенка: Послушай внимательно слова, которые я прочитаю, и постарайся их запомнить. После того, как я закончу их читать, ты назовешь те слова, которые запомнил.

Слова к тесту для детей 6 лет: яблоко, кот, орел, ель, лампа, иголка, книга, лодка, сорока, пила.

Оценка результатов. Регистрируемый показатель: количество правильно воспроизведенных слов (независимо от их последовательности).

Система оценивания распределяется следующим образом: высокий уровень объема слуховой вербальной памяти - 7-10 воспроизведенных слов; средний уровень - 4-6 слов; низкий уровень - 0-3 слова.

2. Тест зрительной памяти «Узнавание фигур» (вариант теста Н.А. Бернштейна в модификации М.А. Рыбакова).

Цель: оценить объем зрительной памяти.

Инструкция для проверяющего: сначала необходимо прочитать ребенку инструкцию, и только когда он поймет суть «игры», надо предложить посмотреть на таблицу № 1 (таблица № 2 в это время закрыта). Ребенок просматривает ее в течение 10 сек.

Задача ребенка - запомнить изображенные на ней фигуры. Затем, проверяющий закрывает таблицу № 1 и предъявляет ребенку таблицу № 2, на