Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие памяти как психологического процесса в современной психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Программа развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результативность программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Программа развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Формирующий эксперимент был проведен в МАДОУ - Детский сад № 59 г. Севастополя, старшая группа.
Цель формирующего этапа: апробация программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Разработанная и примененная нами программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста решает следующие задачи:
1. Развивать и корректировать развитие памяти (слуховой, зрительной, смысловой, долговременной и кратковременной, ее объема, скорости запоминания).
2. Обучать детей мнемическим приемам запоминания.
3. Развивать волевые качества: усидчивость, терпение, настойчивость, целеустремленность.
4. Повышать уровень самоконтроля в поведении.
5. Развивать мелкую моторику.
6. Воспитать активность, трудолюбие, ответственность и другие качества.
Принципы работы с детьми, согласно нашей программы, следующие:
1. Организация занятий в игровой форме, что вызывает интерес у детей и повышает эффективность работы.
2. Соблюдение чуткости и такта по отношению к детям.
3. Развитие позитивного межличностного взаимодействия детей в группе - поощрение, создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Занятий разделены на 2 блока:
1 блок.
Цель: обучение детей приемам запоминания на развитие слуховой, зрительной и смысловой памяти.
2 блок.
Цель: обучение детей приемам мнемотехники с использованием мнемотаблиц.
Основные методы на ООД по развитию памяти старших дошкольников:
1. Упражнения.
2. Театрализованные этюды.
3. Игры.
4. Игровые задания.
ООД по 1-ому блоку проводятся строго в той последовательности, в которой они составлены, так как обучение каждому последующему приему запоминания и развития памяти основывается на предыдущем. Например, нельзя обучать ребенка мнемическому приему «группировка», если у него не сформировать прием «повторение» и т.д.
Занятие № 1. Прием «повторение».
Цель: обучение приему «повторения» для развития зрительной, слуховой и тактильной памяти детей.
Игра «Запомни предметы». Суть игры: воспитатель показываете ребенку на короткое время определенное количество (от 3 до 10) знакомых ему предметов, он должен их запомнить, а потом воспроизвести. Важно для того, чтобы ребенок сконцентрировал свое внимание на этих предметах. Кроме называния предмета вслух, детям предлагается взять его в руки, потрогать, изучить его форму. Данный прием тоже способствует повышению эффективности запоминания, так как используется еще один канал поступления информации - тактильный. Взрослый объясняет ребенку, что лучше запоминается то, что удается не только увидеть и услышать, но еще и пощупать.
Задание «Найди геометрические фигурки».
Перед детьми лежит картинка, в которой спрятаны геометрические фигуры. Детям нужно найти эти фигуры: круги, треугольники и квадраты.
Задание «Сколько предметов».
Перед детьми лежит рисунок, на котором изображены предметы.
Рисунок рассматривается 30 секунд, затем убирается. Дети должны на чистом листочке нарисовать то, что они видели.
Задание «Найди и раскрась».
Перед детьми лежит листочек, на котором нарисованы цифры и буквы.
Детям нужно одним цветом раскрасить все буквы, другим цветом цифры.
Занятие № 2. «Запомни и повтори»
Цель: обучение простому повторению запоминаемой информации. Игра «Запомни и повтори».
Ребенок называет все предметы два-три раза, но не подряд один и тот же, а как бы по кругу: сначала каждый предмет называется по одному разу, затем по второму разу ит.д. (например, первое повторение: «санки», «вилка», «портфель» ... «помидор»; второе повторение: «санки», «вилка», «портфель» ... «помидор»). Такое повторение хоть и улучшает запоминание, но еще не является самым эффективным. Овладение им важно для подготовки к следующему занятию.
Занятие № 3 «Выдели главное».
Цель: обучение повторению с выделением различных особенностей запоминаемого предмета.
Игровое задание «Выдели главное».
Чтобы сделать повторения более разнообразными, ребенка просят каждый раз, когда называется предмет, направлять свое внимание на какую- нибудь другую его деталь (например, при первом повторении - на цвет портфеля, при второй - на его ручку (какой она формы и из чего сделана, какая на ощупь), при третьем - на его замочек и т.д.).
Занятие № 4. «Что изменилось?»
Цель: обучение самопроверке того, что удалось запомнить.
Задание «Что изменилось?».
Перед детьми изображены две полочки, на которых лежат игрушки. Наличие игрушек почти одинаковое, только где-то игрушки заменены. Детям нужно внимательно посмотреть и определить какая игрушка пропала с полки, а какая появилась.
После того как сделано повторение, ребенка просят проверить себя - насколько хорошо он запомнил предметы. Пусть ребенок закроет глаза и попробует назвать их. Если все будет воспроизведено без ошибок, значит, запомнил хорошо (с целью закрепления такое воспроизведение (с закрытыми глазами) можно повторить еще раз).
Если же были допущены какие-то ошибки или что-то не было воспроизведено, то воспитатель предлагает ребенку еще раз посмотреть на предметы, самостоятельно определить, какие из них были забыты, и назвать их. Это является фактически еще одним повторением, однако в этом случае оно отличается уже избирательностью, так как повторяется прежде всего то, что хуже запомнилось.
Как только забытое восстановлено, самопроверку следует провести еще раз.
Занятие № 5. Прием «группировка».
Цель: обучение приему «группировка» - запоминанию уже сгруппированных предметов.
Игровое задание «Запомни и повтори».
Показываются картинки, заранее разделенные на 2 группы, например, яблоко, груша, слива, банан, апельсин (группа «фрукты»), собака, медведь, тигр, коза, антилопа (группа «животные»), ребенок должен назвать эти группы соответствующими обобщающими словами («фрукты» и «животные»), запомнить сами картинки и отвернуться. После этого убирается одна группа и предлагается ребенку вспомнить, какая это была группа и какие картинки в нее входили.
Здесь дети еще не осуществляют самостоятельной группировки картинок, так как группы даны им в готовом виде. Однако для того, чтобы назвать группу, они должны сопоставить между собой элементы материала внутри группы, найти общий признак в предметах, изображенных на картинках, и отразить его в обобщающем слове. Эта мыслительная работа облегчает запоминание материала. Осознавая смысловые связи между картинками внутри группы и различия между элементами материала разных групп, дети легче понимают значение группировки материала в целях лучшего его запоминания.
Занятие № 6. Прием «группировка» (продолжение).
Цель: обучение запоминанию с предварительной группировкой предметов, осуществляемой совместно со взрослым.
Игровое задание «Угадай, что исчезло».
Раскладываются картинки вперемежку так, чтобы группы не были разделены. Затем вместе с ребенком определяются и называются обобщающими словами имеющиеся группы картинок, и ребенок их запоминает. После этого убираются 2-3 картинки одной группы и предлагается ребенку вспомнить, какие это были картинки. На этом этапе ребенок учится непосредственно перед запоминанием картинок проводить их группировку с помощью взрослого.
Занятие № 7. Прием «группировка» (продолжение).
Цель: обучение запоминанию с предварительной самостоятельной группировкой предметов.
Игровое задание «Угадай, что исчезло» (продолжение).
Дается то же задание, что и на предыдущем занятии, только взрослый предоставляет ребенку возможность проводить группировку картинок самостоятельно. Делать это он должен обязательно вслух, называя обобщающие слова и картинки, входящие в группы. Сначала, если дети будут забывать о проведении группировки, можно им об этом напоминать. Однако в конечном итоге каждый ребенок должен научиться делать это без напоминания.
Примечание: от 6 до 8 занятия понемногу увеличивают общее количество картинок (до 15-20) и количество групп, в которые они могут быть объединены (до 4-5). После того как «группировка» будет освоена на материале реальных предметов или картинок, рекомендуется перейти к использованию этого приема для запоминания слов.
Занятие № 8. Прием «смысловое соотнесение».
Цель: обучение приему «смысловое соотнесение»: использование одних картинок для запоминания других.
Ребенку показываются ему сначала 5 «основных» картинок, а когда он их внимательно рассмотрит - еще 5 «дополнительных» картинок, каждая из которых имеет определенную смысловую связь с какой-нибудь «основной» картинкой (например, лыжи - лыжные палки, яблоко - груша, и т.п.). Затем идет подбор к «основным» картинкам «дополнительных» так, чтобы образовались сходные по смыслу пары. Когда ребенок это сделает, убираются «дополнительные» картинки и предлагается ему вспомнить их, используя «основные» (они остаются перед ним). Таким образом, ребенок учится по «основным» картинкам воспроизводить «дополнительные».
Занятие № 9. Прием «смысловое соотнесение» (продолжение).
Цель: обучение приему «смысловое соотнесение»: использование одних слов для запоминания других слов.
Называются 7-8 слов, и предлагается столько же «дополнительных» картинок. При этом картинки подбираются ребенком самостоятельно сразу по ходу называния слов (взрослый назвал слово - ребенок подобрал к нему картинку, сходную по смыслу).
Затем картинки убираются, опять зачитывается последовательно каждое слово, а ребенок должен вспомнить, какую картинку к этому слову он подбирал. На этом этапе ребенок закрепляет навык использования одного объекта (слов) для воспроизведения другого (картинок).
Следует отметить, что для дошкольников запоминание и воспроизведение слов труднее, чем картинок.
Занятие № 10. Основные и дополнительные картинки.
Цель: обучение использованию «дополнительной» картинки для воспроизведения «основной».
Раскладывается на столе 8-9 «основных» картинок, а затем столько же «дополнительных». Ребенок к каждой «основной» картинке подбирает похожую по смыслу «дополнительную», после чего убираются все «основные» картинки и ребенок вспоминает их, ориентируясь на оставшиеся на столе «дополнительные».
Занятие № 11. Основные и дополнительные картинки (продолжение).
Цель: обучение использованию дополнительных картинок для воспроизведения слов, необходимых для запоминания.
Ребенку последовательно читаются 10 слов. После каждого слова ребенок подбирает «дополнительную» картинку, которая подходит по смыслу, и может облегчить запоминание этого слова. Через 1-2 минуты после того, как подобраны все картинки, ребенок называет те слова, которые он запомнил. При воспроизведении слов он должен опираться на наглядно представленные «дополнительные» картинки.
Занятие № 12. Основные и дополнительные картинки (продолжение).
Цель: закрепление умения использовать дополнительные картинки для воспроизведения слов, необходимых для запоминания.
Здесь появляется еще усложнение. После того как зачитываются все слова (а их количество на этом этапе можно довести до 15) и ребенок подобрал к ним картинки, эти картинки со стола убираются и ребенок восстанавливает слова. Таким образом, на этом этапе ребенок учится воспроизводить слова уже не с реальной, а с осмысленной опорой на картинки.
ООД по 2-ому блоку.
Цель: обучение детей мнемическим приемам с использованием мнемотаблиц.
Методика работы с мнемотаблицами для обучения детей связной речи включала следующие задачи и этапы:
1. Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками- символами.
2. Учить детей самостоятельно с помощью знаков-символов заполнять схему-модель - мнемотаблицы.
3. Учить использовать мнемотаблицу как план пересказа.
4. Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее мнемотаблицу.
Занятие № 1. Составление фраз - предложений.
Цели: обучение составлению мнемотаблицы; развитие связной речи.
Упражнения в подборе символов для слов и фраз проводятся до полного освоения детьми действий замещения. При рассматривании предметов используются сенсорно-графические схемы, отражающие основные признаки предметов и действий. Если ребенок затрудняется повторить фразы, которые ему назвал воспитатель, то ему давали бумагу и цветные карандаши. Воспитатель предлагал к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ребенку вспомнить эти слова и фразы. Ребенок сам выбирал, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания и развить умение составлять фразы.