Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие памяти как психологического процесса в современной психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Программа развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результативность программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Рис. 2.10 - Сравнительные результаты исходного и итогового уровня развития скорости запоминания смысловой памяти у старших дошкольников, в %
Данные, представленные на рис. 2.10, демонстрируют положительную динамику в развитии зрительной памяти у старших дошкольников.
После применения программы по развитию памяти у старших дошкольников на 45% (9 чел.) увеличилось количество детей с высоким уровнем (в начале работы было 5% (1 ребенок) с этим уровнем, стало 50% (10 детей).
Положительная динамика проявилась и в том, что после применения программы на 15% увеличилось количество детей со средним уровнем (в начале было 30% (6 детей), стало 45% (9 детей) и на 60% уменьшилось количество детей с низким уровнем (в начале было 65% (12 детей), в конце работы осталось 5% (1 ребенок).
Динамика развития памяти у старших дошкольников представлена через сравнение результатов исходной и итоговой диагностики на рис. 2.11.
Рис. 2.11 - Динамика развития памяти у детей старшего дошкольного возраста, в %
Данные, представленные на рис. 2.11, свидетельствуют, что после реализации программы у испытуемых детей преобладает средний уровень развития памяти. Он имеется у 60% детей (12 чел.), тогда как в начале работы было 35% (7 чел.) детей с этим уровнем. Следовательно, произошло увеличение количества детей с этим уровнем на 25% (5 чел.).
Появилось 40% (8 детей) с высоким уровнем развития памяти.
Не осталось детей с низким уровнем, тогда как в начале работы было 65% (13 чел.) с этим уровнем.
Это положительная динамика в развитии памяти детей - результат эффективности примененной нами коррекционно-развивающей программы.
Представим результаты развития памяти на начальном и итоговом этапах работы в динамике отдельно по каждому ребенку, т.е. это будут индивидуальные достижения детей (рис. 2.12).
Рис. 2.12 - Индивидуальные достижения в развитии памяти у детей старшего дошкольного возраста, в баллах
По данным рисунка 2.12 видим, что после реализации программы положительная динамика в развитии памяти наблюдается у всех детей без исключения. 7 детей (Глеб, Лариса, Маша, Вова, Максим, Оля и Федор) показали положительную динамику, так как перешли с уровня «средний» на «высокий». С «низкого» уровня на уровень «высокий» перешел 1 ребенок (Денис). Остальные 12 детей перешли «низкого» на «средний» уровень.
Дети с высоким уровнем развития памяти имеют хороший объем слуховой вербальной и зрительной памяти, они легко запоминают 7-10 слов и фигур. Скорость запоминания у них очень высокая: ребенку достаточно 1-3 повторений текста, чтобы потом он его правильно воспроизвел по памяти.
Дети со средним уровнем имеют средний объем слуховой вербальной и зрительной памяти, которые позволяют им запоминать 4-6 слов и фигур. Скорость запоминания у них средняя: необходимо 4-6 повторений текста, чтобы потом он его правильно воспроизвел по памяти.
Таким образом, в целом контрольный этап показал, что у детей произошло развитие слуховой, зрительной и смысловой памяти, увеличилась скорость запоминания текста, воспринимаемого на слух. Эта положительная динамика стала возможной благодаря целенаправленному воздействию разработанной и примененной нами коррекционно-развивающей программы и средствам мнемотехники.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование и его результаты показали важность развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Для гармонического и всестороннего развития детей дошкольного возраста необходимо целенаправленно и систематически развивать познавательные процессы, среди которых важное место принадлежит памяти.
Анализ литературы позволил раскрыть теоретические основы проблемы развития памяти как психологического процесса
Память человека - это познавательный процесс сохранения и воспроизведения образов и представлений, который лежит в основе всех других познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления, внимания, воображения, речи) и любой деятельности.
Основные процессы памяти - запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание.
Виды памяти: кратковременная, долговременная, оперативная; логическая (опосредованная) и механическая (непосредственная), произвольная и непроизвольная; эмоциональная, моторная, образная, вербальная (словесно-логическая). Все виды памяти взаимодействуют и могут развиваться.
Кратковременная память - это вид памяти, который сохраняет материал на короткое время, служит рабочим пространством для вычислений в уме и переводит хранимую информацию в долговременную память.
Являясь когнитивным (познавательным) процессом, память - это важнейшая составляющая учебно-познавательной деятельности. В этом виде деятельности процессы памяти представляют собой особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию и сознательному воспроизведению.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память старших дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Дети дошкольного возраста еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для дошкольника какое-то значение - чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.
Приемы и методы развития памяти (запоминания и припоминания) ребенок не изобретает сам, их организует взрослый на занятиях в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей. Эти методы и приемы специально подбираются взрослым в зависимости от возрастных психологических особенностей дошкольников.
Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста используются мнемические приемы обучения: «повторение», «группировка», «смысловое соотнесение» и «схематизация», «самопроверка». Они направлены на развитие запоминания, сохранения и воспроизведения необходимого материала.
В практической части нашей работы оценка уровня развития памяти у старших дошкольников проводилась нами с помощью 3 методик:
1. Тест слуховой памяти (вариант З.М. Истоминой).
2. Тест зрительной памяти «Узнавание фигур» (вариант теста Н.А. Бернштейна в модификации М. Рыбакова).
3. Тест скорости запоминания смысловой памяти (вариант Р.В. Овчаровой).
Результаты диагностики на начальном этапе показали, что у большинства детей (65%) память развита на низком уровне. У детей имелись недостаточный объем памяти, замедленная скорость запоминания, неточность воспроизведения, быстрое забывание. Причина таких низких результатов крылась в отсутствии целенаправленности и систематичности работы по развитию речи у детей старшей группы детского сада.
Для преодоления выявленных недостатков нами была разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. В ней сформулированы цель, задачи, принципы работы с детьми.
Система организованных образовательных деятельностей, включенных в программу, состоит их двух блоков:
1 блок. ООД по обучению детей приемам запоминания на развитие слуховой, зрительной и смысловой памяти;
2 блок. ООД по обучению детей приемам мнемотехники с использованием мнемотаблиц и мнемосхем.
Во время проведения ООД по развитию памяти старших дошкольников в комплексе использовались упражнения, этюды, игры и игровые задания по обучению детей приемам запоминания (приемы «повторение», «выдели главное», «группировка», «смысловое соотнесение»). С помощью мнемотаблиц детей обучали составлению фраз-предложений, загадыванию и отгадыванию загадок, пересказу сказок,
составлению рассказов, заучиванию стихотворений. Активно использовались специально составленные дидактические игры. Все эти средства, методы и приемы развития памяти детей подобраны с учетом возрастных, индивидуальных особенностей старших дошкольников, они соответствовали требованиям образовательной программы.
Повторная диагностика уровня развития памяти у старших дошкольников показало положительные тенденции. После реализации программы у испытуемых детей преобладает средний уровень развития памяти (60% детей). Появилось 40% с высоким уровнем развития памяти. Не осталось детей с низким уровнем. У детей произошло развитие слуховой, зрительной и смысловой памяти, увеличилась скорость запоминания текста, воспринимаемого на слух. Это положительно отразилось в том, что дети стали показывать хорошие результаты в познавательном, математическом, речевом, художественно-эстетическом, трудовом и физическом развитии, при чтении и обсуждении художественных произведений, при заучивании стихотворений и текстов. Дети стали лучше выполнять задания педагогов, хорошо запоминать словесные инструкции и правильно их выполнять, им уже не надо было несколько раз повторять учебные задания и т.д.
Таким образом, цель исследования достигнута, его задачи полностью решены. Гипотеза подтвердилась: действительно, эффективность развития памяти у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается специально разработанной программой, включающей комплекс ООД по развитию памяти детей, использование мнемотехники как основное средство развития памяти и игровые упражнения и задания.