Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие памяти как психологического процесса в современной психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Программа развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результативность программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
которой изображены точно такие же фигуры, как и на таблице № 1. Ребенок должен распознать среди изображенных на ней фигур те, что были на таблице 1.
Инструкция для ребенка Экспериментатор говорит ребенку» Сейчас я покажу тебе на короткое время таблицу с различными фигурками. Будь очень внимателен и постарайся их запомнить. Потом я уберу эту таблицу и покажу тебе другую. На ней будет уже больше фигурок, но среди них будут и те, что ты запомнишь. Тебе нужно будет только найти их и показать мне. Если ты готов начать игру, скажи: «Готов!» и мы начнем.
Оценка результатов. Регистрируемый показатель: количество правильно воспроизведенных (показанных) фигур.
Система оценивания распределяется следующим образом:
- высокий уровень зрительной памяти - 7-10 фигур;
- средний уровень - 4-6 фигур;
- низкий уровень - 0-3 фигур.
3. Тест кратковременной смысловой памяти (вариант Р.В. Овчаровой).
Цель: определение скорости запоминания смысловой памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Ход тестирования:
Тестирование начинается с обращения экспериментатора к ребенку с вопросом: «Ты любишь слушать разные рассказы?» (Ребенок обычно отвечает утвердительно). Экспериментатор продолжает: «Сейчас я расскажу тебе маленькую историю, а ты постарайся хорошо запомнить мой рассказ, чтобы потом точно повторить его. Согласен?». (Ребенок обычно отвечает согласием).
- Жили-были три мальчика: Вова, Никита и Вася. Вова ниже Никиты.
Никита ниже Васи.
- Повтори.
Если ребенок не может полностью и без существенных искажений воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит: «Ничего, не унывай. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно… Жили-были…».
Оценка результатов. Регистрируемый показатель: количество повторений, которые потребовались ребенку для выполнения задания: чем меньше потребовалось повторений, тем выше уровень развития смысловой памяти.
Система оценивания распределяется следующим образом:
- высокий уровень скорости (быстроты) запоминания смысловой памяти - 1-3 повторений;
- средний уровень - 4-6 повторений;
- низкий уровень - 7-9 повторений.
По сумме баллов, которые каждый ребенок получил за выполнение 3 диагностических заданий, он был отнесен к одной из групп по следующей шкале:
- 8-9 баллов - высокий уровень развития памяти;
- 5-7 баллов - средний уровень развития памяти;
- 4 балла и меньше - низкий уровень развития памяти.
Характеристика уровней развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень. Ребенок имеет хороший объем слуховой вербальной памяти, который позволяет ему запоминать 7-10 слов, и зрительной памяти - запоминает 7-10 фигур. Скорость запоминания очень высокая, ребенку достаточно 1-3 повторений текста, чтобы потом он его правильно воспроизвел по памяти.
Средний уровень. Ребенок имеет средний объем слуховой вербальной памяти, который позволяет ему запоминать 4-6 слов, и зрительной памяти - запоминает 4-6 фигур. Скорость запоминания средняя, ребенку необходимо 4-6 повторений текста, чтобы потом он его правильно воспроизвел по памяти.
Низкий уровень. Ребенок имеет недостаточный для его возраста объем слуховой вербальной и зрительной памяти: запоминает только 1-3 слова (фигуры) или не может запомнить ни одного слова (фигуры). Скорость запоминания очень низкая, ребенку требуется 7-9 повторений текста, но и после этого он затрудняется воспроизвести текст, делает ошибки и допускает пропуски важных слов.
Таким образом, нами подобраны 3 диагностические методики для изучения памяти у старших дошкольников, которые позволяют определить особенности ее развития по таким параметрам, как объем слуховой и зрительной памяти, скорость запоминания. Дана характеристика 3 уровней развития памяти у детей - высокий, средний и низкий.
На начальном этапе опытно-поисковой работы нами были получены результаты исходного уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста, которые зафиксированы в сводном протоколе (Приложение Б).
Количественные результаты уровней развития объема кратковременной слуховой памяти (тест № 1) у старших дошкольников представлены на рис. 2.1.
Рис. 2.1 - Исходные уровни развития объема слуховой памяти (тест № 1) у старших дошкольников, в %
По данным, представленным на рис. 2.1, видим, что на начальном этапе работы высокий уровень развития объема слуховой памяти показали 10% детей (2 чел.). Средний уровень имеют 35% детей (7 чел.). Преобладающим является низкий уровень - он имеется у 55% детей (11 чел.).
Выполняя задание по тесту № 1, старшие дошкольники с высоким уровнем развития объема слуховой памяти (Глеб и Оля) из 10 слов правильно воспроизвели 8 и 9 слов.
Старшие дошкольники с низким уровнем развития объема слуховой памяти (Вика, Денис, Коля, Никита, Ренат, Яна, Тимур, Камилла, Галя, Стас и Уля) из 10 слов смогли правильно воспроизвести только 1-3 слова. Все эти дети назвали последнее слово, произнесенное экспериментатором («пила) и еще они запомнили и назвали слова, состоящие из одного слога (кот и ель). Остальные слова назвали только 2 детей (Вика запомнила слова «яблоко», Никита - слово «лодка»). Дети часто повторяли уже названные ими слова.
Старшие дошкольники со средним уровнем (Алиса, Лариса, Маша, Алла, Вова, Максим, Федор) по тесту № 1 запомнили и воспроизвели 4-5 слов.
Количественные результаты уровней развития объема зрительной памяти (тест № 2) у старших дошкольников представлены на рис. 2.2.
Рис. 2.2 - Исходные уровни развития объема зрительной памяти (тест № 2) у старших дошкольников, в %
Данные, представленные на рис. 2.2, показывают, что на начальном этапе работы высокий уровень развития объема зрительной памяти показали 10% детей (2 чел.). Средний уровень обнаружен у 25% детей (5 чел.). Преобладающим является низкий уровень - 65% детей (13 чел.).
При выполнении задания теста № 2, дети, имеющие высокий уровень объема зрительной памяти (Вова и Федор) запомнили из таблицы № 1 и указали по таблице № 2 по 8 геометрических фигур.
Старшие дошкольники с низким уровнем объема зрительной памяти (Алиса, Вика, Коля, Лариса, Маша, Никита, Ренат, Алла, Камилла, Максим, Оля, Стас и Уля) запомнили из таблицы № 1 и указали на таблице № 2 только по 1-2 геометрические фигуры.
Старшие дошкольники со средним уровнем (Глеб, Денис, Яна, Тимур и Галя), по тесту № 2 запомнили по 4-5 фигур.
Дети с низким и средним уровнем часто дважды и трижды указывали на фигуры, которые они уже показывали.
Количественные результаты уровней развития скорости запоминания смысловой памяти у детей старшего дошкольного возраста (тест № 3) представлены на рис. 2.3.
Рис. 2.3 - Исходные уровни развития скорости запоминания смысловой памяти (тест № 3) у старших дошкольников, в %
По данным, представленным на рис. 2.3, видим, что на начальном этапе работы высокий уровень скорости запоминания смысловой памяти показали 5% детей (1 чел.). Средний уровень имеют 30% детей (6 чел.). Преобладающим является низкий уровень, который показали 65% детей (13 чел.).
Выполняя задание теста № 3, ребенок с высоким уровнем (Лариса) повторила текст после 2 его чтений педагогом.
Старшим дошкольникам с низким уровнем скорости запоминания смысловой памяти (Алиса, Вика, Глеб, Денис, Никита, Яна, Алла, Вова, Тимур, Галя, Стас, Уля и Федор) потребовалось 7-8 повторений текста. Только после этих повторений эти дети смогли повторить текст полностью.
Старшие дошкольники со средним уровнем (Коля, Маша, Ренат, Камилла, максим и Оля), по тесту № 3 смогли воспроизвести (повторить) текст после 4-5 повторений, сделанных взрослым.
Количественные результаты общего исходного уровня развития памяти (по трем тестам) у старших дошкольников представлены на рис. 2.4.
Рис. 2.4 - Исходные уровни развития памяти у старших дошкольников, в %
Данные, представленные на рис. 4, показывают, что на начальном этапе работы высокого уровня развития памяти у детей не обнаружено. Средний уровень показали 35% детей (7 чел.). Преобладающим является низкий уровень - 65% детей (13 чел.).
Дадим характеристику выделенным группам детей.
1-ая группа - старшие дошкольники, имеющие низкий уровень развития памяти - 13 чел. (Алиса, Вика, Денис, Коля, Никита, Ренат, Яна, Алла, Тимур, Камилла, Галя, Стас, Уля) имеют недостаточный для их возраста объем слуховой вербальной и зрительной памяти. Они могут удерживать в памяти (запоминают) только по 1-3 элемента (слов, фигур). Скорость запоминания у этих детей очень низкая, им требуется, чтобы воспитатель прочитала текст 7-9 раз, однако и после этого они затрудняются точно запомнить воспроизвести текст, делают ошибки и допускают пропуски важных слов.
2-ая группа - старшие дошкольники со средним уровнем развития памяти - 7 чел. (Глеб, Лариса, Маша, Вова, Максим, Оля, Федор) имеют средний объем слуховой вербальной и зрительной памяти, который позволяет им запоминать 4-6 слов и фигур. Скорость запоминания средняя, для запоминания текста им нужно 4-5 повторений.
Таким образом, результаты диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста показали, что у большинства из детей память развита на низком уровне.
У детей имеются следующие недостатки в развитии памяти:
- недостаточный объем (запоминают 2-3 элемента);
- замедленная скорость запоминания (5-6 повторений);
- неточность воспроизведения;
- быстрое забывание;
- отсутствие умения дифференцировать воспроизведенный материал от невоспроизведенного (частое повторение того, что уже было названо ребенком).
Недостаточно высокий уровень развития памяти у старших дошкольников на начальном этапе исследования свидетельствует о необходимости разработки и внедрения в образовательную деятельность программы по развитию памяти детей.
Инструкция для ребенка Экспериментатор говорит ребенку» Сейчас я покажу тебе на короткое время таблицу с различными фигурками. Будь очень внимателен и постарайся их запомнить. Потом я уберу эту таблицу и покажу тебе другую. На ней будет уже больше фигурок, но среди них будут и те, что ты запомнишь. Тебе нужно будет только найти их и показать мне. Если ты готов начать игру, скажи: «Готов!» и мы начнем.
Оценка результатов. Регистрируемый показатель: количество правильно воспроизведенных (показанных) фигур.
Система оценивания распределяется следующим образом:
- высокий уровень зрительной памяти - 7-10 фигур;
- средний уровень - 4-6 фигур;
- низкий уровень - 0-3 фигур.
3. Тест кратковременной смысловой памяти (вариант Р.В. Овчаровой).
Цель: определение скорости запоминания смысловой памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Ход тестирования:
Тестирование начинается с обращения экспериментатора к ребенку с вопросом: «Ты любишь слушать разные рассказы?» (Ребенок обычно отвечает утвердительно). Экспериментатор продолжает: «Сейчас я расскажу тебе маленькую историю, а ты постарайся хорошо запомнить мой рассказ, чтобы потом точно повторить его. Согласен?». (Ребенок обычно отвечает согласием).
- Жили-были три мальчика: Вова, Никита и Вася. Вова ниже Никиты.
Никита ниже Васи.
- Повтори.
Если ребенок не может полностью и без существенных искажений воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит: «Ничего, не унывай. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно… Жили-были…».
Оценка результатов. Регистрируемый показатель: количество повторений, которые потребовались ребенку для выполнения задания: чем меньше потребовалось повторений, тем выше уровень развития смысловой памяти.
Система оценивания распределяется следующим образом:
- высокий уровень скорости (быстроты) запоминания смысловой памяти - 1-3 повторений;
- средний уровень - 4-6 повторений;
- низкий уровень - 7-9 повторений.
По сумме баллов, которые каждый ребенок получил за выполнение 3 диагностических заданий, он был отнесен к одной из групп по следующей шкале:
- 8-9 баллов - высокий уровень развития памяти;
- 5-7 баллов - средний уровень развития памяти;
- 4 балла и меньше - низкий уровень развития памяти.
Характеристика уровней развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень. Ребенок имеет хороший объем слуховой вербальной памяти, который позволяет ему запоминать 7-10 слов, и зрительной памяти - запоминает 7-10 фигур. Скорость запоминания очень высокая, ребенку достаточно 1-3 повторений текста, чтобы потом он его правильно воспроизвел по памяти.
Средний уровень. Ребенок имеет средний объем слуховой вербальной памяти, который позволяет ему запоминать 4-6 слов, и зрительной памяти - запоминает 4-6 фигур. Скорость запоминания средняя, ребенку необходимо 4-6 повторений текста, чтобы потом он его правильно воспроизвел по памяти.
Низкий уровень. Ребенок имеет недостаточный для его возраста объем слуховой вербальной и зрительной памяти: запоминает только 1-3 слова (фигуры) или не может запомнить ни одного слова (фигуры). Скорость запоминания очень низкая, ребенку требуется 7-9 повторений текста, но и после этого он затрудняется воспроизвести текст, делает ошибки и допускает пропуски важных слов.
Таким образом, нами подобраны 3 диагностические методики для изучения памяти у старших дошкольников, которые позволяют определить особенности ее развития по таким параметрам, как объем слуховой и зрительной памяти, скорость запоминания. Дана характеристика 3 уровней развития памяти у детей - высокий, средний и низкий.
На начальном этапе опытно-поисковой работы нами были получены результаты исходного уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста, которые зафиксированы в сводном протоколе (Приложение Б).
Количественные результаты уровней развития объема кратковременной слуховой памяти (тест № 1) у старших дошкольников представлены на рис. 2.1.
Рис. 2.1 - Исходные уровни развития объема слуховой памяти (тест № 1) у старших дошкольников, в %
По данным, представленным на рис. 2.1, видим, что на начальном этапе работы высокий уровень развития объема слуховой памяти показали 10% детей (2 чел.). Средний уровень имеют 35% детей (7 чел.). Преобладающим является низкий уровень - он имеется у 55% детей (11 чел.).
Выполняя задание по тесту № 1, старшие дошкольники с высоким уровнем развития объема слуховой памяти (Глеб и Оля) из 10 слов правильно воспроизвели 8 и 9 слов.
Старшие дошкольники с низким уровнем развития объема слуховой памяти (Вика, Денис, Коля, Никита, Ренат, Яна, Тимур, Камилла, Галя, Стас и Уля) из 10 слов смогли правильно воспроизвести только 1-3 слова. Все эти дети назвали последнее слово, произнесенное экспериментатором («пила) и еще они запомнили и назвали слова, состоящие из одного слога (кот и ель). Остальные слова назвали только 2 детей (Вика запомнила слова «яблоко», Никита - слово «лодка»). Дети часто повторяли уже названные ими слова.
Старшие дошкольники со средним уровнем (Алиса, Лариса, Маша, Алла, Вова, Максим, Федор) по тесту № 1 запомнили и воспроизвели 4-5 слов.
Количественные результаты уровней развития объема зрительной памяти (тест № 2) у старших дошкольников представлены на рис. 2.2.
Рис. 2.2 - Исходные уровни развития объема зрительной памяти (тест № 2) у старших дошкольников, в %
Данные, представленные на рис. 2.2, показывают, что на начальном этапе работы высокий уровень развития объема зрительной памяти показали 10% детей (2 чел.). Средний уровень обнаружен у 25% детей (5 чел.). Преобладающим является низкий уровень - 65% детей (13 чел.).
При выполнении задания теста № 2, дети, имеющие высокий уровень объема зрительной памяти (Вова и Федор) запомнили из таблицы № 1 и указали по таблице № 2 по 8 геометрических фигур.
Старшие дошкольники с низким уровнем объема зрительной памяти (Алиса, Вика, Коля, Лариса, Маша, Никита, Ренат, Алла, Камилла, Максим, Оля, Стас и Уля) запомнили из таблицы № 1 и указали на таблице № 2 только по 1-2 геометрические фигуры.
Старшие дошкольники со средним уровнем (Глеб, Денис, Яна, Тимур и Галя), по тесту № 2 запомнили по 4-5 фигур.
Дети с низким и средним уровнем часто дважды и трижды указывали на фигуры, которые они уже показывали.
Количественные результаты уровней развития скорости запоминания смысловой памяти у детей старшего дошкольного возраста (тест № 3) представлены на рис. 2.3.
Рис. 2.3 - Исходные уровни развития скорости запоминания смысловой памяти (тест № 3) у старших дошкольников, в %
По данным, представленным на рис. 2.3, видим, что на начальном этапе работы высокий уровень скорости запоминания смысловой памяти показали 5% детей (1 чел.). Средний уровень имеют 30% детей (6 чел.). Преобладающим является низкий уровень, который показали 65% детей (13 чел.).
Выполняя задание теста № 3, ребенок с высоким уровнем (Лариса) повторила текст после 2 его чтений педагогом.
Старшим дошкольникам с низким уровнем скорости запоминания смысловой памяти (Алиса, Вика, Глеб, Денис, Никита, Яна, Алла, Вова, Тимур, Галя, Стас, Уля и Федор) потребовалось 7-8 повторений текста. Только после этих повторений эти дети смогли повторить текст полностью.
Старшие дошкольники со средним уровнем (Коля, Маша, Ренат, Камилла, максим и Оля), по тесту № 3 смогли воспроизвести (повторить) текст после 4-5 повторений, сделанных взрослым.
Количественные результаты общего исходного уровня развития памяти (по трем тестам) у старших дошкольников представлены на рис. 2.4.
Рис. 2.4 - Исходные уровни развития памяти у старших дошкольников, в %
Данные, представленные на рис. 4, показывают, что на начальном этапе работы высокого уровня развития памяти у детей не обнаружено. Средний уровень показали 35% детей (7 чел.). Преобладающим является низкий уровень - 65% детей (13 чел.).
Дадим характеристику выделенным группам детей.
1-ая группа - старшие дошкольники, имеющие низкий уровень развития памяти - 13 чел. (Алиса, Вика, Денис, Коля, Никита, Ренат, Яна, Алла, Тимур, Камилла, Галя, Стас, Уля) имеют недостаточный для их возраста объем слуховой вербальной и зрительной памяти. Они могут удерживать в памяти (запоминают) только по 1-3 элемента (слов, фигур). Скорость запоминания у этих детей очень низкая, им требуется, чтобы воспитатель прочитала текст 7-9 раз, однако и после этого они затрудняются точно запомнить воспроизвести текст, делают ошибки и допускают пропуски важных слов.
2-ая группа - старшие дошкольники со средним уровнем развития памяти - 7 чел. (Глеб, Лариса, Маша, Вова, Максим, Оля, Федор) имеют средний объем слуховой вербальной и зрительной памяти, который позволяет им запоминать 4-6 слов и фигур. Скорость запоминания средняя, для запоминания текста им нужно 4-5 повторений.
Таким образом, результаты диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста показали, что у большинства из детей память развита на низком уровне.
У детей имеются следующие недостатки в развитии памяти:
- недостаточный объем (запоминают 2-3 элемента);
- замедленная скорость запоминания (5-6 повторений);
- неточность воспроизведения;
- быстрое забывание;
- отсутствие умения дифференцировать воспроизведенный материал от невоспроизведенного (частое повторение того, что уже было названо ребенком).
Недостаточно высокий уровень развития памяти у старших дошкольников на начальном этапе исследования свидетельствует о необходимости разработки и внедрения в образовательную деятельность программы по развитию памяти детей.