Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие памяти как психологического процесса в современной психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Программа развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результативность программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по «Психология развития и возрастная психология»
на тему: «Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте»
Выполнил обучающийся
Группы _______________________
______________________________
(фамилия и инициалы)
«______» _____________________20
Научный руководитель
_______________________________________
(фамилия и инициалы)
«______» _____________________20
г. Севастополь - 2023 год
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие памяти как психологического процесса в современной психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста 9
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 13
2.1. Описание методик и результаты диагностики уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 13
2.2. Программа развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 21
2.3. Результативность программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Библиографический список 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ В 48
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одними из главных целей дошкольного образования являются развитие у детей познавательных интересов, их интеллектуальное развитие, подготовка к школе. Достижение этих целей основывается на развитии психических познавательных процессов дошкольников, среди которых память занимает важное место. Известно, что значительное количество детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс общеобразовательной школы испытывают большие трудности в учении. Очень часто основная причина этого - недостаточно хорошо развития память.
Значимость памяти для человека состоит в том, что без нее не могут полноценно функционировать другие познавательные процессы - восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Также очевидно, что для осуществления полноценного образования, воспитания и готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению необходимо, чтобы у них была хорошо развита память, которая помогает удерживать и воспроизводить разную информацию.
Вопросы, связанные с развитием памяти у дошкольников, рассмотрены в работах известных зарубежных и отечественных психологов и педагогов таких как: Р.С.Аткинсон, Л.А. Венгер, Э.А. Голубева, Л.А. Григорович, У. Джеймс, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконинаи др.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между признанием важности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста и неразработанностью методов, приемов и средств ее развития в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Данное противоречие обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически апробировать программу по развитию памяти в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования. Процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если созданы следующие организационно-педагогические условия:
– организация работы с детьми с использованием дидактических игр и упражнений, направленных на развитие свойств памяти;
– организация взаимодействия с родителями.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие памяти как психологического процесса в современной психолого-педагогической литературе;
- изучить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - проектирование программы по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, сравнение, обобщение научной, учебно-методической литературы по исследуемой проблеме;
- практические - тестирование детей, математическая и графическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные в нем диагностические материалы и программа развития памяти детей с помощью мнемотехники могут быть использованы в практической деятельности работниками дошкольного образования и родителями детей, занимающихся проблемой развития памяти дошкольников.
Исследование производилось в МАДОУ - Детский сад № 59 г. Севастополя. В нем приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Средний возраст детей 5 лет 10 мес.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие памяти как психологического процесса в современной психолого-педагогической литературе
Хорошо известно, что благодаря своей памяти и ее постоянному развитию и совершенствованию человек выделился из мира животных и стал венцом природы, достиг тех высот в деятельности, общении, на которых сейчас находится все человечество.
В самом общем виде память (от греческого «mneme» - память) - это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта, всего того, что человек когда-то услышал, увидел, прочувствовал.
Память присуща человеку с младенческого возраста. В психологии хорошо известен и изучен «комплекс оживления», который наблюдается у ребенка в возрасте одного месяца: ребенок запоминает лицо матери, и, когда она появляется у его кроватки, он начинает гулить, оживленно двигать ножками, улыбаться.
В психологии и педагогике память человека рассматривается как один из познавательных процессов в одном ряду с другими познавательными процессами: ощущением, восприятием, мышлением, вниманием, воображением и речью. Поэтому в нашем исследовании рабочим определением является определение, данное известным отечественным психологом С.Л. Рубинштейном, который рассматривает память человека в качестве «познавательного процесса сохранения и воспроизведения образов и представлений, который лежит в основе всех других познавательных процессов и любой деятельности» [22, С. 93].
Являясь когнитивным (познавательным) процессом, память - это важнейшая составляющая учебно-познавательной деятельности. В этой деятельности, - уточняет Л.Ф. Обухова, - «процессы памяти - это мнемическая деятельность, содержащая действия и операции, которые способствуют подготовке увиденной и/или услышанной информации к лучшему ее запоминанию и в дальнейшем - к осознанному воспроизведению» [18, С. 72].
Физиологической основой памяти, как указывает Э.А. Голубева, является процесс образования «в головном мозге и центральной нервной системе временных нервных связей под влиянием различных внешних раздражителей» [6, С. 13].
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания человека.
По мнению Л.А. Григорович и Т.Д. Марцинковской, «в процессе онтогенетического развития человека у него развиваются разные виды памяти. Этот процесс имеет строгую последовательность: на первой стадии происходит развитие двигательной (моторной) непроизвольной кратковременной памяти; на второй стадии развивается эмоциональная произвольная оперативная память; на третьей стадии - образная долговременная память; на четвертой стадии получает развитие смысловая память» [8, С. 48].
Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс, обеспечивающий сохранение в памяти какого-либо материала в виде образов, представлений. Запомнить что-то - значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным - образовать ассоциацию. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, она называется заучиванием.
Воспроизведение - важный психологический процесс работы памяти, сущность которого состоит в воссоздании запомненного ранее материала посредством его припоминания. По А.Г. Маклакову, «воспроизведение проходит 3 стадии:
1-ая стадия - узнавание, которое характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие объектов;
2-ая стадия - самовоспроизведение (произвольное, когда требуется волевое усилие, чтобы что-то вспомнить, и непроизвольное, которое происходит без волевых усилий, как, например, заученная когда-то таблица умножения или домашний адрес);
3-тья стадия - припоминание, которое действует в условиях частичного забывания и требует от человека волевых усилий (иногда довольно значительных), внимания, работы мыслительных процессов по восстановлению ассоциативных связей вспоминаемого материала» [16, С. 70]. Сохранение и забывание - это, по словам А.Г. Маклакова, «две противоположные стороны единого процесса, относящегося к информации, которая долго удерживается в памяти человека. Сохранение - это «удержание в памяти этой информации, а забывание - это исчезновение, выпадение, стирание из памяти когда-то заученного материала» [16, С. 70]. Благодаря забыванию, человек расчищает место для новых впечатлений и, освобождая память от груды деталей, дает ей новую возможность «служить» мышлению и деятельности.