Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие памяти как психологического процесса в современной психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Программа развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результативность программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Ребенку даются 7 фраз.
1. Мальчику жарко.
2. Девочка умывается.
3. Папа спит.
4. Бабушка вяжет.
5. Мама стирает.
6. Дети играют.
7. Пора обедать.
К каждой фразе ребенок делал рисунок. Если он (она) спрашивал(а): «А что рисовать?», воспитатель ни в коем случае не давала никаких советов или подсказок, а объясняла, что ребенок должен хорошенько подумать и сам выбрать, что ему хочется нарисовать. Главное, чтобы это потом помогло вспомнить все семь фраз. После того, как к каждой фразе сделан рисунок, воспитатель ребенку предлагал точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить. Если возникали трудности, воспитатель помогал подсказкой. На следующий день воспитатель снова просил ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. При этом воспитатель отмечал, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз - это высокий уровень развития памяти.
Занятие № 2. Загадывание и отгадывание загадок.
Цели: формирование умения соотносить речевое описание предмета с его графическим изображением.
В игре «Загадки и отгадки» дети соотносили речевое описание предмета с его графическим изображением. Например, воспитатель читал загадки, а дети рассматривали имеющиеся у них картинки-символы. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорил: «Это про…». Потом каждый ребенок сам рисовал картинку - схему загадки, а другие дети отгадывали ее. Например: Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезу проливает (рис. 5).
Рис. 2.5 - Мнемотаблица по загадке про лук
Занятие № 3. Пересказ сказки.
Цель: обучение пользоваться мнемотаблицей для пересказа сказки.
Педагог медленно читает сказку вслух и рисует мнемотаблицу (или использует уже готовую мнемотаблицу, постепенно в процессе чтения сказки открывая ее квадраты). Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. Так воспитатель нарисовала мнемотаблицы к русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Лиса и Заяц», «Маша и Медведь», «Теремок» и «Петушок и бобовое зернышко».В каждой мнемотаблице по сказкам схематично, но узнаваемо для детей изображаются персонажи сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Потом несколько детей пересказывают сказку, используя мнемотаблицу (Приложение В).
Занятие № 4. Составление рассказа о времени года.
Цели: Обучение составлению мнемотаблицы. Развитие умения пользоваться мнемотаблицей для составления связного рассказа.
С этой целью педагоги использовали обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». В работе с мнемотаблицами вводились цветовые буквенные обозначения времен года: осень - желтая или оранжевая, буква «О»; зима - синяя буква «3»; весна - зеленая, буква «В», лето - красная буква «Л». Далее воспитатель знакомил детей с условными обозначениями (символами), характерными природных явлений каждого времени года.
Например: дождь - капельки, снег - снежинки, солнце - изображение солнца и т.д. Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям на основе мнемотаблицы составить рассказ об осени, зиме, весне и лете. Мнемотаблица - ключ к запоминанию и воспроизведению информации. Материал по этой работе представлен в Приложении В.
Занятие № 5. Составление описательных рассказов.
Цель: Обучение составлению мнемотаблиц и схем-моделей и их использованию для составления описательного рассказа.
Пример мнемотаблицы для описательного рассказа по теме «Заяц» представлен в Приложении В.
В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются картинками-символами на мнемотаблице. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинах мнемотаблицы. Их последовательность служит планом для запоминания рассказа и последующего его воспроизведения (пересказа). Педагог сначала сама составляет рассказ по мнемотаблице, дети слушают, запоминают, а потом повторяют рассказ.
Разучивание стихотворений включает ряд этапов, которые могут сокращаться по мере усвоения дошкольниками действия заучивания стихотворений.
1. Сообщение педагога о предстоящем заучивании стихотворения, мотивация детей на выполнение данного задания.
2. Чтение стихотворения педагогом с использованием опорной схемы (в зависимости от этапа усвоения действий запоминания - т от 1 до 3 раз).
3. Вопросы к дошкольникам по содержанию прочитанного стихотворения.
4. Повторное чтение педагогом стихотворения с опорой на схему.
5. Совместное чтение стихотворения педагогом и дошкольниками, в процессе которого педагог начинает строку стихотворения, называя слова, обозначенные прямоугольниками, а дошкольники договаривают слова, обозначенные предметными картинками.
6. Хоровое и индивидуальное чтение стихотворение дошкольниками с опорой на схему (используется как в первый день заучивания, так и в последующие дни для закрепления).
7. Самостоятельное чтение стихотворения дошкольниками.
На основе мнемотехники педагог совместно с родителями воспитанников создали разнообразные дидактические игры, которые активно использовали для развития памяти у старших дошкольников.
Это игры «Узнай по голосу», «Волшебный барабан», «Полет скворца» и «Сочинялочка». Для дидактических игр используются мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы (Приложение В).
Например, дидактическая игра «Сочинялочка», разделена на две части:
- составление творческих рассказов;
- составление творческих рассказов со сказочной тематикой.
В каждой части 3 опорных пункта:
- кто я? (картинки: девочка, мальчик, бабушка, дедушка, женщина, мужчина и т.д.);
- на чем? (картинки: велосипед, самокат, скейт, мотоцикл, теплоход, самолет, машина, ракета и т.д.);
- место и время (картинки: зоопарк, осенний (зимний, летний) лес, улица, квартира, парк, магазин, и т.д.)
Описание игры «Сочинялочка».
Воспитатель дает ребенку пустую мнемотаблицу. Он достает по одной картинке, например, с изображением девочки, самолета, цветущего луга и накладывает на таблицу в определенной последовательности, получается мнемодорожка, с помощью которой ребенок начинает сочинять рассказ. Например: «Это девочка Оля. Ей надоела длинная, холодная зима. Однажды она села на самолет и прилетела в теплые края. Там она гуляла по цветущему лугу, собирала полевые цветы, ловила бабочек» (Карина). Так дети научились сочинять связный рассказ по трем опорным картинкам.
Таким образом, разработанная и апробированная нами программа направлена на развитие зрительной, слуховой, смысловой кратковременной и долговременной памяти детей. Разнообразие использованных средств, методов и приемов, в том числе и мнемотехники, способствовали эффективности этой работы.
2.3. Результативность программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Для определения результативности программы развития памяти, разработанной и реализованной в группе детей старшего дошкольного, возраста был проведен контрольный этап.
Цель контрольного этапа: определить эффективность коррекционно- развивающей программы по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи этапа:
- провести повторную диагностику уровня развития памяти у детей;
- сравнить результаты исходной и итоговой диагностики;
- сделать выводы о результативности проведенной работы.
Повторное диагностическое обследование детей старшей группы проводилось с помощью тех же 3-х методик, которые использовались на начальном этапе.
Данные по диагностике детей, полученные на контрольном этапе, отражены в протоколе (Приложение Г).
Проведем анализ результатов диагностики детей по всем тестам на контрольном этапе.
Итоговые уровни развития памяти у испытуемых детей по трем методикам представлены на рис. 2.6.
Рис. 2.6 - Итоговые уровни развития памяти у детей старшего дошкольного возраста по 3 тестам, в %
По данным, представленным на рис. 2.6, видим, что на итоговом этапе работы по тесту слуховой памяти З.М. Истоминойу большинства старших дошкольников отмечен средний уровень - 50% детей (10 чел.). Высокий уровень имеют 40% детей (8 чел). Низкий уровень показали 10% детей (2 чел.).
По тесту зрительной памяти «Узнавание фигур» в модификации М.А. Рыбакова большинство детей (50% - 10 чел.) имеют высокий уровень, средний уровень продемонстрировали 45% детей (9 чел.), низкий уровень остался у 5% (1 ребенок).
По тесту скорости запоминания смысловой памяти Р.В. Овчаровой большинство детей (65% - 13 чел.) имеют средний уровень, высокий уровень продемонстрировали 30% детей (6 чел.), низкий уровень остался у 5% (1 ребенок).
Итоговый общий уровень развития памяти у старших дошкольников представлен на рис. 2.7.
Рис. 2.7 - Итоговые уровни развития памяти у детей старшего дошкольного возраста (по сумме трех тестов), в %
Данные рис. 2.7 показывают, что на итоговом этапе у детей преобладает средний уровень развития памяти. Он имеется у 60% детей (12 чел.). Высокий уровень имеют 40% детей (7 чел.). Низкого уровня не обнаружено.
Для выявления динамики в развитии памяти у испытуемых детей мы провели сравнение результатов исходной и итоговой диагностики старших дошкольников. Сравнительные результаты исходного и итогового уровня развития слуховой памяти у старших дошкольников представлены на рис. 2.7.
Рис. 2.8 - Сравнительные результаты исходного и итогового уровня развития слуховой памяти у старших дошкольников, в %
Данные, представленные на рис. 2.8, показывают положительную динамику в развитии слуховой памяти у старших дошкольников. После применения программы по развитию памяти у старших дошкольников на 30% (6 чел.) увеличилось количество детей с высоким уровнем (в начале было 10% (2 ребенка) с этим уровнем, стало 40% (8 детей).
Положительная динамика проявилась и в том, что после применения программы на 15% увеличилось количество детей со средним уровнем (было 35% (7 детей), стало 50% (10 детей).
Важно и то, что на контрольном этапе опытно-поисковой работы на 35% уменьшилось количество детей с низким уровнем (было 55% (11 детей), осталось 10% (2 детей).
Сравнительные результаты исходного и итогового уровня развития зрительной памяти у старших дошкольников представлены на рис. 2.9.
Рис. 2.9 - Сравнительные результаты исходного и итогового уровня развития зрительной памяти у старших дошкольников, в %
Данные, представленные на рис. 2.9, показывают положительную динамику в развитии зрительной памяти у старших дошкольников.
После реализации программы по развитию памяти у старших дошкольников на 30% (6 чел.) увеличилось количество детей с высоким уровнем (в начале было 10% (2 ребенка) с этим уровнем, стало 40% (8 детей).Положительная динамика наблюдается и в том, что на 25% увеличилось количество детей со средним уровнем (было 25% (5 детей), стало 50% (10 детей) и на 55% уменьшилось количество детей с низким уровнем (в начале было 65% (12 детей), в конце нашей работы осталось 10% (2 детей).
Сравнительные результаты исходного и итогового уровня развития скорости запоминания смысловой памяти у старших дошкольников представлены на рис. 2.10.