Файл: Министерство образования и науки российской федерации московский финансовопромышленный университет синергия.rtf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты инвентаризации
1.1 Основные понятия, сущность, функции и виды инвентаризации
1.2 Нормативно-правовое регулирование
1.3 Этапы проведения и отражение результатов инвентаризации имущества и обязательств
2.1 Организационно-экономическая характеристика Межмуниципального отдела МВД России «Суксунский»
2.2 Организационная работа по подготовке к обязательной инвентаризации в 2015 году
2.3 Проведение обязательной инвентаризации в 2015 году
3. Предложения по усовершенствованию процедуры проведения инвентаризации имущества и обязательств
3.1 Систематизация типичных ошибок и нарушений при проведении инвентаризации
3.2 Издержки при проведении инвентаризации и пути их минимизации
3.3 Оптимизация процедуры проведения инвентаризации за счет внутренних ресурсов
После считывания метки с объекта учета на экране терминала сбора данных отображается карточка объекта, в которую при необходимости могут быть внесены изменения. Пользователь может также зафиксировать данные об обнаруженных при проведении инвентаризации излишках, завести новые объекты и излишки.
3. Обработка результатов инвентаризации
После окончания инвентаризации фактические данные по наличию, состоянию и местоположению объекта учета загружаются из терминала сбора данных в БД системы АйТи-АИ (или непосредственно в SAP R/3, «1C:Предприятие»).
По итогам проведенной инвентаризации в АйТи-АИ формируется отчет по сверке (в нем отражены учетные и фактические данные об объектах), итоговые инвентаризационные отчеты (по излишкам, недостачам, инвентаризованным объектам), производится обновление фактических данных по объектам учета.
Таким образом, система АйТи-АИ имеет обширную методологическую и программную базу для автоматизации процесса инвентаризации. Как заявляет компания «АйТи. Смарт системы» средний срок окупаемости инвестиций в автоматизацию – 2 года.
Вышеперечисленные способы оптимизации издержек при проведении инвентаризации оптимальны с точки зрения своей технологичности, однако предполагают финансовые затраты на реализацию.
3.3 Оптимизация процедуры проведения инвентаризации за счет внутренних ресурсов
Как уже отмечалось, бухгалтерия Межмуниципального отдела МВД России «Суксунский» имеет большой опыт в части организации бухгалтерского и налогового учета в бюджетном учреждении образования, а также проведения обязательных инвентаризаций. Такой интеллектуальный багаж в формализованном и структурированном виде является мощнейшим инструментом оптимизации процедуры проведения инвентаризации и может приобрести форму технологических карт.
Технологическая карта может состоять из следующих разделов:
I. Область применения.
II. Технология и организация бухгалтерской экспертизы:
- состав нормативно-справочной информации. Большая часть нормативно-справочной информации уже используется при производстве бухгалтерской экспертизы и может быть применена в бюджетных учреждениях, например при ответах на вопросы, ставящиеся перед экспертом, бухгалтером при назначении бухгалтерской экспертизы;
- требования к качеству внутреннего контроля (график проведения инвентаризации, график проведения контрольных мероприятий, наличие в автоматизированной форме учета элементов контроля);
- методологические схемы производства бухгалтерской экспертизы (перечень типичных нарушений, перечень учетной и внеучетной информации, спецификация первичных документов и учетных регистров с указанием обязательных реквизитов и комплектности, схема документооборота, схема порядка проведения бухгалтерской экспертизы);
- перечень изменений нормативов, лимитов за проверяемый период (при необходимости).
III. Требования к качеству и приемке заключения эксперта-бухгалтера:
- требования к качеству исследуемой документации;
- перечень процессов, подлежащих контролю.
IV. Потребность в ресурсах:
- перечень видов дополнительной экспертизы (финансово-аналитическая экспертиза, финансово-кредитная экспертизa, инженерно-экономическая экспертиза, налоговая экспертиза);
- перечень технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений.
V. Финансово-экономические показатели (при необходимости):
- основные экономические показатели деятельности;
- степень соответствия расходов учреждения, осуществляемых за счет средств финансирования, используемым бюджетным ассигнованиям;
- наличие признаков банкротства.
Технологическая карта может стать основным организационно-методологическим документом в бухгалтерской экспертизе, которая содержит комплекс мероприятий по организации бухгалтерской экспертизы в бюджетном учреждении.
Самостоятельное составление технологической карты позволяет систематизировать удачный опыт проведения инвентаризаций с учетом нюансов конкретной организации. Содержание технологической карты позволит четко следовать алгоритму проведения бухгалтерской экспертизы, порядку осуществления контрольных процедур в бюджетном учреждении и сформировать отчет эксперта-бухгалтера.
Наиболее распространенные ошибки и нарушения при проведении инвентаризации связаны с оформлением инвентаризационных мероприятий, поэтому четкое соблюдение процедуры проведения инвентаризации, правильное оформление документов - залог уверенной позиции членов комиссии и руководства учреждения при возникновении спорных ситуаций. В 2015 году инвентаризация не выявила в исследуемом Межмуниципальном отделе МВД России «Суксунский» излишков и/или недостач, инвентаризация проведена в соответствии с действующими нормативными документами и признана действительной. Предлагается три пути оптимизации процедуры инвентаризации: аутсорсинг, внедрение автоматизированной системы и консолидация опыта в виде технологических карт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе дипломной работы «Теоретические аспекты инвентаризации» были рассмотрены основные определения понятиям, изучена нормативно-правовая база документов, регулирующих проведение инвентаризации, выявлены основные этапы и мероприятия инвентаризации, а также представлена корреспонденция счетов по результатам инвентаризации.
Для контроля над сохранностью бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, и достоверности данных бюджетного учета учреждения проводят инвентаризацию имущества и финансовых обязательств в соответствии с нормативными правовыми актами.
С помощью инвентаризации:
- проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета,
- выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет неучтенные хозяйственные объекты,
- контролируется сохранность хозяйственных средств,
- выявляются и предупреждаются неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи.
Кроме того, инвентаризация занимает важное место в процессе осуществления экономического анализа. Значение инвентаризации заключается ещё и в том, что её осуществляют сами работники предприятия, поэтому она выступает одним из методов контроля работников за деятельностью предприятия, служит действенным средством контроля над работой материально ответственных лиц, помогает не только вскрыть, но и предупреждать возможные недостачи и хищения товарно-материальных ценностей.
В работе рассмотрены основные правила проведения инвентаризации нефинансовых и финансовых активов и отражения ее результатов в бюджетном учреждении Межмуниципальном отделе МВД России «Суксунский».
Перед сдачей годовой бухгалтерской отчетности в целях обеспечения соответствия ее данных данным бухгалтерского учета учреждения обязаны провести инвентаризацию имущества, в процессе которой устанавливается реальность всех статей баланса и других форм отчетности учреждений, проверяется и документально подтверждается наличие имущества, его состояние и оценка.
Процесс инвентаризации подразделяется на отдельные этапы: подготовка к инвентаризации, непосредственная проверка наличия имущества, сравнение данных и выявление результатов. На каждом этапе организация обязана четко и своевременно осуществлять инвентаризационные мероприятия, во избежание нарушения требований законодательства РФ.
Инвентаризация является обязательным общехозяйственным мероприятием для любого предприятия, а также элементом учетной политики. На практике во многих организациях эта процедура осуществляется с нарушением установленных правил.
Во второй главе «Проведение инвентаризации в Межмуниципальном отделе МВД России «Суксунский»» представлена организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия, выявлены особенности, связанные со статусом данного бюджетного учреждения, проанализирована организационная работа по подготовке и мероприятия, проведенные в рамках инвентаризации.
В результате анализа процедуры проведения инвентаризации Межмуниципального отдела МВД России «Суксунский» в 2015 году, внутренних документов за предыдущие отчетные периоды были выявлены и формализованы наиболее часто встречающиеся ошибки и нарушения при проведении инвентаризации. Наиболее часто встречающиеся проблемы – это формальное отношение к проведению инвентаризации и, как следствие, нарушение правил оформления первичных учетных документов по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
В связи с трудоёмкостью процесса проведения инвентаризации остро стоит вопрос оптимизации этого процесса.
В заключительной третьей главе «Предложения по усовершенствованию процедуры проведения инвентаризации имущества и обязательств» систематизированы типичные ошибки и их последствия при проведении инвентаризации, выявлены основные способы оптимизации мероприятий при проведении инвентаризации, а также предложены следующие рекомендации:
-
передача функции проведения инвентаризации внешнему контрагенту (аудитору); -
внедрение автоматизированной системы с технологией радиочастотной идентификации (RFID) или двумерного штрихового кодирования; -
создание на базе собственного положительного опыта проведения инвентаризаций методологических таблиц.
Бухгалтерская экспертиза на основе методологических карт предполагает проведение оценки реальности фактов финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, правильности их отражения в системе бухгалтерского учета и отчетности и соблюдения действующего законодательства. При этом может возникнуть ситуация, при которой государственные средства использованы в соответствии со сметой, правильно учтены и отражены в отчетности и вывод эксперта-бухгалтера положительный. На самом деле одновременно могут быть не выполнены поставленные цели, для достижения которых организации выделялись бюджетные средства. Таким образом, если бюджетополучатель отразил правильно все финансово-хозяйственные операции, не нарушил законодательства, но неэффективно использовал бюджетные средства, мнение эксперта-бухгалтера может быть и отрицательным.
Анализируя все компоненты бухгалтерского и налогового учета, а также перечень необходимой для инвентаризации информации, можно сформулировать основные принципы оптимизации процедуры инвентаризации:
-
Грамотная автоматизация учета.
Важным элементом беспроблемной инвентаризации является удобная учетная система. Ее правильный выбор – элемент профилактики проблем, которые может выявить инвентаризация. Программа должна позволять осуществлять полноценный ордерный учет поступления, перемещения и выбытия товаров на всех территориально распределенных складах. Удобно, если в программной конфигурации штатно включены все необходимые для проведения инвентаризации товаров документы, отчеты, печатные формы.