Файл: Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов) 8082022 пкб цв.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2711
Скачиваний: 137
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
84
Углы наклона горизонтальных и вертикальных рычагов должны обеспечивать нормальную работу рычажной передачи до предельного износа тормозных колодок:
- при симметричном расположении тормозного цилиндра на вагонах и на вагонах с раздельным потележечным торможением (рисунок 3.30 а) при полном служебном торможении и новых тормозных колодках горизонтальный рычаг со стороны штока тормозного цилиндра должен располагаться перпендикулярно к оси тормозного цилиндра или иметь наклон от своего перпендикулярного положения до 10° в сторону от тележки;
- при несимметричном расположении тормозного цилиндра на вагонах и на вагонах с раздельным потележечным торможением (рисунок 3.30 б) и новых тормозных колодках промежуточные рычаги должны иметь наклон не менее 20° в сторону тележек.
а)
б)
в)
Рисунок 3.30 Схема регулировки углов наклона горизонтальных и вертикальных рычагов
Примечание - Неправильная установка затяжки горизонтальных рычагов при
композиционных колодках, может привести к заклиниванию колес, при чугунных - к
недостаточности тормозного нажатия.
После регулировки рычажной передачи необходимо произвести полное служебное торможение. Подвести упорный рычаг (упор) привода к корпусу регулятора вплотную и зафиксировать его положение, для чего у рычажного
85 привода вращением регулировочного винта следует совместить отверстие в его головке с отверстием в упорном рычаге привода и соединить их валиком, с постановкой шайбы и шплинта. После установки привода регулятора следует отпустить тормоз. При этом расстояние между корпусом регулятора и упорным рычагом
(упором) устанавливается автоматически.
Ориентировочные величины размера «А» (установочный размер привода регулятора) приведены в таблице 3.9.
Примечание - при размере «А» более нормы регулятор работает как жесткая
тяга и по мере износа тормозных колодок не стягивает ТРП, что приводит к увеличению
выхода штока тормозного цилиндра.
При размере «А» менее нормы регулятор чрезмерно стягивает ТРП, после отпуска тормоза тормозные колодки могут остаться прижатыми к колесам, что может привести к их заклиниванию.
Примечание - минимальная толщина вновь устанавливаемой тормозной колодки
должна быть не менее 25 мм, при этом клиновидный износ не допускается.
При замене тормозных колодок необходимо соблюдать следующие условия: колодки на одной оси колесных пар грузовых вагонов не должны различаться по толщине более, чем на 10 мм;
- толщину тормозных колодок и их расположение на поверхности катания колес. Не допускается оставлять на грузовых вагонах тормозные колодки, если они выходят с поверхности катания на наружную грань колеса более чем на 10 мм. На рефрижераторных вагонах выход колодок с поверхности катания за наружную грань колеса не допускается.
Минимальная толщина тормозных колодок, при которой они подлежат замене, составляет: для чугунных - 12 мм, композиционных с металлической спинкой - 14 мм, с сетчато-проволочным каркасом - 10 мм (колодки с сетчато-проволочным каркасом определяют по заполненному фрикционной массой ушку). Толщину тормозной колодки следует проверять с наружной стороны, а при клиновидном износе - на расстоянии 50 мм от тонкого торца.
В случае явного износа тормозной колодки с внутренней стороны (со стороны гребня колеса) колодку заменить, если этот износ может вызвать повреждение башмака;
- исправность и действие ручных тормозов, обращая внимание на легкость приведения в действие и прижатие колодок к колесам - в пунктах формирования грузовых поездов и в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов. Такую же проверку ручных тормозов осмотрщики вагонов должны производить на станциях с ПТО, предшествующих крутым затяжным спускам;
- обеспеченность поезда требуемым нажатием тормозных колодок в соответствии с величиной расчетного нажатия тормозных колодок в
86 пересчете на чугунные, на ось пассажирских и грузовых вагонов
(приложение Л);
а)
Схема симметричной тормозной рычажной передачи вагона
б)
Схема несимметричной тормозной рычажной передачи вагона
в)
Схема симметричной тормозной рычажной передачи вагона со стержневым приводом
г)
Схема тормозной рычажной передачи вагона с потележечным торможением
87
д)
Схема тормозной рычажной передачи вагонов бункерного типа с потележечным торможением
Рисунок 3.31 Схемы регулировки тормозной рычажной передачи
3.8.1.11 Техническое обслуживание тормозной системы интегрированной в тележку вагона.
Для контроля выхода штока в эксплуатации тормозной цилиндр снабжен индикатором позволяющим диагностировать корректность регулировочных параметров тормозной системы, не применяя измерительный инструмент.
Контроль выхода и ухода штока тормозного цилиндра производить через технологические окно в боковой раме по указателю выхода штока тормозного цилиндра. При торможении указатель выхода штока должен находиться в пределах индикатора рабочего хода (большого окна), как показано на рисунке 3.32 а), колодки должны быть прижаты к поверхности катания колес. После отпуска тормоза указатель выхода штока должен находится в пределах малого окна как показано на рисунке 3.32 б), колодки не должны быть прижаты к поверхности катания колес. а) б)
Рисунок 3.32 Положение указателя выхода штока
3.8.2 Техническое обслуживание тормозного оборудования пассажирских вагонов. Общие положения
3.8.2.1 Техническое обслуживание тормозного оборудования
88 пассажирских вагонов производится при проведении ТО-1 на станциях формирования и оборота и в пути следования на станциях, где предусмотрена стоянка пассажирских поездов для технического обслуживания.
3.8.2.2 При техническом обслуживании проверить:
- правильность соединения и отсутствие повреждений соединительных рукавов. При наличии повреждений (прорывы, трещины, вздутие, протертости и расслоения; повреждения штуцера соединительной головки) соединительный рукав заменить;
- отсутствие касания штепсельных разъемов электрических межвагонных соединений головок соединительных рукавов. Расстояние между головками соединительных рукавов и разъемами межвагонного электрического соединения должно быть не менее 100 мм;
- отсутствие касания головок соединительных рукавов тормозной и напорной магистрали между собой на вагонах оборудованных напорной магистралью;
- правильность подвешивания и надежность крепления соединительного рукава на хвостовом вагоне и при необходимости закрепить;
- надежность крепления концевых кранов, работоспособность концевых и разобщительных кранов на воздухопроводах. Ослабленные крепления затянуть, неисправные краны заменить.
В пунктах формирования и оборота пассажирских поездов подлежат замене: металлокерамические накладки толщиной менее 13 мм, двухсекторные металлокерамические тормозные накладки толщиной менее 8 мм со стальными невентилируемыми тормозными дисками; композиционные накладки толщиной менее 5 мм, металлокерамические тормозные накладки толщиной менее 18 мм с вентилируемыми тормозными дисками.
Толщину накладки следует проверять в верхней и нижней части накладки в держателе по наружному радиусу. Допускается разница толщин между верхней и нижней частью накладки в держателе накладки не более
3 мм.
При необходимости смены накладок на диске по износу проводить замену всех накладок на данном диске.
Толщина тормозных колодок (накладок) для пассажирских поездов должна обеспечивать возможность проследования без замены из пункта формирования до пункта оборота и обратно.
Выход колодок (накладок) с поверхности катания за наружную грань колеса (тормозного диска) не допускается.
Проверить тормозную рычажную передачу, правильность регулировки,
89 крепление втулок и валиков. Выявленные неисправности устранить.
Проверить правильность включения режимов воздухораспределителей на каждом вагоне с учетом количества вагонов в составе (до 20 вагонов
- короткосоставный режим, свыше 20 вагонов - длинносоставный режим).
Проверить действие противоюзного и скоростного регуляторов на пассажирских вагонах с тормозами западноевропейского типа в соответствии с отдельными инструктивными указаниями и нижеприведенным порядком.
Проверить действие пневмомеханического, противоюзного и скоростного регуляторов на вагонах РИЦ на пассажирском режиме включения тормоза при полном служебном торможении. Действие противоюзного регулятора проверяется на каждой оси у всех включенных в состав поезда вагонов:
- через окно в корпусе датчика провернуть инерционный груз, при этом должен произойти выброс воздуха из тормозного цилиндра проверяемой тележки через сбрасывающий клапан. После прекращения воздействия на груз он должен сам возвратиться в исходное положение, а тормозной цилиндр наполниться сжатым воздухом до первоначального давления, что контролируется по манометру на боковой стенке кузова вагона. Нажать кнопку скоростного регулятора на боковой стенке вагона. Давление в тормозных цилиндрах должно повыситься до установленной величины, а после прекращения нажатия на кнопку давления в цилиндрах должно снизиться до первоначального. После проверки включить тормоза вагонов на режим, соответствующий предстоящей максимальной скорости движения поезда.
Проверить действие автотормозов на чувствительность к торможению и отпуску. Проверку действия электропневматического тормоза производить от источника питания со стабилизированным выходным напряжением 40-50
В, при этом падение напряжения в электрической цепи проводов электропневматического тормоза в режиме торможения в пересчете на один вагон проверяемого состава должно составлять не более 0,5 В для составов до 20 вагонов включительно и не более 0,3 В для составов большей длины.
Воздухораспределители и электровоздухораспределители, работающие неудовлетворительно, заменить исправными.
3.8.2.3 При браковке пассажирских вагонов по причине образования дефектов на поверхности катания колесных пар («навар», ползун) производить демонтаж воздухораспределителей (ВР 292, ВР 242, ЭВР 305), переключательного клапана с вагона с последующей их проверкой на стендовом оборудовании в условиях АКП.
3.8.2.4 Техническое обслуживание пассажирских вагонов с колодочными тормозами
Проверить толщину тормозных колодок на соответствие установленным нормам, их расположение на поверхности катания колес.
90
Минимальная толщина колодок устанавливается в зависимости от длины гарантийного участка, но не менее: чугунных - 12 мм; композиционных с металлической спинкой - 14 мм, композиционных с сетчато-проволочным каркасом - 10 мм.
Толщину тормозной колодки проверять с наружной стороны, а при клиновидном износе - на расстоянии 50 мм от тонкого торца. Колодка не должна выходить с поверхности катания за наружную грань колеса.
Запрещается устанавливать композиционные колодки на вагоны, рычажная передача которых установлена под чугунные колодки.
Не допускается устанавливать чугунные колодки на вагоны, рычажная передача которых установлена под композиционные колодки, за исключением колесных пар с редукторами, где могут применяться чугунные колодки при скорости движения поезда не более 120 км/ч.
Пассажирские вагоны в составе поезда со скоростью движения свыше
120 км/ч должны быть оборудованы композиционными тормозными колодками.
3.8.2.5 Параметры регулировки тормозной рычажной передачи должны соответствовать таблице 3.9.
Углы наклона горизонтальных и вертикальных рычагов должны обеспечивать нормальную работу рычажной передачи до предельного износа тормозных колодок. В отпущенном состоянии тормоза ведущий горизонтальный рычаг (горизонтальный рычаг со стороны штока тормозного цилиндра) должен иметь наклон в сторону тележки.
Проверить действие автоматического регулятора и выход штока.
3.8.2.6 Техническое обслуживание тормозного оборудования пассажирских вагонов с раздельным (потележечным) торможением.
Вагоны с раздельным торможением производства ОАО «ТВЗ» оборудованы двумя тормозными цилиндрами и двумя авторегуляторами. При техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов с раздельным торможением проверить правильность регулировки тормозной рычажной передачи и величину выхода штока тормозных цилиндров.
Величина выхода штока должна составлять:
- при чугунных тормозных колодках – от 75 до 125 мм;
- при композиционных тормозных колодках – от 50 до 80 мм.
- разность между величинами выхода штоков тормозных цилиндров, на вагоне с потележечным торможением, должна составлять не более 10 мм.
Техническое обслуживание тормозного оборудования вагонов с раздельным торможением других производителей осуществлять в соответствии с требованиями руководств по эксплуатации на конкретную модель вагона.
3.8.2.7 Техническое обслуживание вагонов с дисковыми тормозами
91
На пунктах формирования и оборота при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов с дисковыми тормозами конструкции
ОАО «ТВЗ» проверить в доступной для осмотрщика вагонов зоне поверхности трения венцов всех тормозных дисков вагона.
При обнаружении дефектов тормозных дисков, указанных на рисунке
3.33, тележка с неисправным дисковым тормозом отключается (за исключением двух хвостовых вагонов).
Дефекты тормозных дисков: трещины (1), расположенные по окружности венца, длиной более
30 мм; радиальные и наклонные трещины (2) в средней части венца длиной более 20 мм; радиальные и наклонные трещины (3), расположенные в пределах
20 мм от наружной или внутренней кромки венца длиной более 10 мм; сплошные пятна (полосы) темного цвета (4) шириной более 80 мм и длиной более 100 мм.
К допустимым дефектам венцов тормозных дисков относятся: сетка мелких трещин; концентрические проточки; волнообразный износ; пятнистость.
1 - трещины, расположенные по окружности венца;
2 - радиальные и наклонные трещины в средней части венца;
3 - радиальные и наклонные трещины, расположенные в пределах 20 мм от наружной или внутренней кромки венца;
4 - сплошные пятна (полосы) темного цвета
Рисунок 3.33 – Виды дефектов на поверхности венца цельнолитого тормозного диска
92
При проведении ТО-1 проверить суммарный зазор между обеими накладками и диском на каждом диске, который должен быть не менее 2 и не более 6 мм. На вагонах, оборудованных стояночными тормозами, зазоры проверять при отпуске после экстренного торможения.
3.8.2.8 На тележках моделей 68-4075 (68-4076) (рисунок 3.34) проверить:
- исправность пневмоцилиндров магниторельсового тормоза и состояние башмаков, высоту и параллельность расположения башмаков магниторельсового тормоза над путевым рельсом. Размер между крайними полюсами электромагнита и рельсом должен быть в пределах от 126 до 130 мм.
1 - рама тележки; 2 – поводок буксовый; 3 – колесная пара; 4 – пружины центрального подвешивания;5 – надрессорная балка; 6 – поводок надрессорной балки;
7 – гидравлический гаситель колебаний; 8 – тормозной блок с клещевым механизмом и тормозным цилиндром; 9 – магниторельсовый тормоз; 10 – тормозной диск;
Рисунок 3.34 – Тележка модели 68-4075 (68-4076)
- надежность болтовых креплений. При подъеме и опускании башмак магниторельсового тормоза не должен перекашиваться;
- действие магниторельсового тормоза. Для проверки необходимо после экстренного торможения нажать на кнопку проверки магниторельсового тормоза. При этом башмаки магниторельсового тормоза должны опуститься на рельсы. После прекращения нажатия на кнопку все башмаки магниторельсового тормоза должны подняться в верхнее (транспортное) положение;