Файл: Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов) 8082022 пкб цв.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2708
Скачиваний: 137
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57 фрикционной планки относительно стойки боковой рамы; отсутствие скобы на опорной поверхности буксового проема боковой рамы; трещины сварных швов между листами скобы суммарной длиной более 180 мм в видимых для осмотрщика вагонов при осмотре зонах; отсутствие или излом пружин рессорного комплекта. Зазор между наружной пружиной под надрессорной балкой и опорной поверхностью надрессорной балки не является неисправностью;
Контроль завышения фрикционного клина производить по положению нижней границы индикатора относительно верхней поверхности надрессорной балки, если индикатор на клине полностью или частично находится ниже поверхности надрессорной балки, то неисправности нет.
Полное завышение индикатора относительно поверхности надрессорной балки или отсутствие индикатора на клине, вследствие предельного износа рабочей поверхности клина, является неисправностью, при которой вагон отцепить в ТР.
пассажирские вагоны:
- трещины в балках, в сварных швах рамы;
- трещины в деталях рессорного и люлечного подвешивания, доступных для визуального контроля при осмотре вагонов или в видимой зоне, трещины предохранительных скоб и неисправности их крепления, трещины поддонов центрального подвешивания тележек КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ, КВЗ-ЦНИИ-М,
ТВЗ-ЦНИИ-М, модели 4161М (ТИТРАН);
- трещины в пятниках, подпятниках, скользунах, неисправность их крепления, трещины в продольных поводках тележек КВЗ-ЦНИИ;
- суммарный зазор между горизонтальными скользунами с обеих сторон тележки КВЗ-5 более 6 или менее 2 мм;
- суммарный зазор между вертикальными скользунами (с одной стороны тележки): у тележки типа КВЗ-5 более 8 мм; у тележек типов КВЗ-ЦНИИ,
КВЗ-ЦНИИ-М, ТВЗ-ЦНИИ-М и модели 4161М (ТИТРАН) более 30 мм, при этом зазор между вертикальными скользунами поперечной балки и рамы надрессорной балки должен быть не менее 5 мм;
- превышение кромки вкладыша-скользуна над кромкой коробки надрессорной балки тележек КВЗ-ЦНИИ, ТВЗ-ЦНИИ-М, модели 4161М
(ТИТРАН) менее 11 мм;
- зазор между упорной кромкой подпятника и пятником в тележках КВЗ-
ЦНИИ, КВЗ-ЦНИИ-М, ТВЗ-ЦНИИ-М и модели 4161М (ТИТРАН) менее 9 и более 18 мм;
- наличие зазора между втулкой шпинтона и затянутой корончатой гайкой, ослабление крепления фрикционных гасителей и отсутствие или
58 неправильная установка тарельчатых пружин между втулкой и корончатой гайкой, отсутствие корончатой гайки или ее шплинта;
- зазор между надрессорной балкой и рамой тележки или планкой на раме тележки типа КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ менее 20 и более 100 мм;
- зазор между рамой тележки и потолком буксы у тележек типа КВЗ-5,
КВЗ-ЦНИИ менее 56 мм, у тележек типа КВЗ-ЦНИИ-М, ТВЗ-ЦНИИ-М и модели 4161М (ТИТРАН) менее 50 мм;
- отсутствие зазора между опорной шайбой предохранительного болта и сферой для поддона тележек КВЗ-ЦНИИ и ТВЗ-ЦНИИ-М;
- ослабление крепления или разрушение резиновых пакетов поводков тележек КВЗ-ЦНИИ и ТВЗ-ЦНИИ-М;
- зазор между корпусом гасителя колебаний и кронштейном надрессорной балки менее 7 мм;
- зазор между накладкой продольной балки рамы и опорным листом надрессорного бруса у тележек ТВЗ-ЦНИИ-М менее 25 и более 110 мм;
- разность зазоров, относящихся к одной продольной балке более 6 мм;
- зазор в тележках КВЗ-ЦНИИ и ТВЗ-ЦНИИ-М между верхней накладкой (скользуном) на продольной балке и скользуном на надрессорном брусе менее 35 мм (суммарный зазор должен быть 85±5 мм);
- зазор между крюком поддона и скобой предохранительной тележек
КВЗ-ЦНИИ-II, КВЗ-ЦНИИ-М, ТВЗ-ЦНИИ-М, 68-908, 68-909, КВЗ-5 менее 50 и более 60 мм.
Примечание: Все зазоры следует проверять под тарой вагона, перед постановкой
его в поезд, на прямолинейном участке пути;
- выпуклость резины, в креплении поводка, по отношению к металлической армировке пакета более 3 мм.
При ТО-1 безлюлечных тележек 68-4075 и 68-4076 проверить:
- состояние сварных швов. Трещины в сварных швах и основном металле не допускаются;
- износ втулок кронштейнов крепления вертикальных и горизонтальных гасителей колебаний не более 0.7 мм;
- при подготовке в рейс состояние и величину износа скользуна, рабочая поверхность которой должна быть гладкой, без задиров. Задиры, риски удалить механической обработкой. Скользун высотой менее 12 мм заменить новым;
- крепление болтового соединения скользунов;
- суммарный зазор между скользунами вертикальными торцевыми
(поперечными) должен составлять не более 110 мм, односторонний не менее
45 мм;
- центральное и буксовое подвешивание;
59
- пружины центрального и буксового подвешивания осмотреть, пружины с трещинами, деформацией, отколами, потерявшие упругость
(смыкание витков), должны быть заменены новыми; состояние поводков:
- трещины и деформация буксовых поводков не допускаются. Люфт резинометаллических шарниров, а также износ резиновых втулок не допускаются;
- износ резьбовой части продольного поводка, смятие резьбы на гайках не допускается. Трещины и выкрашивание на любой части поводка, полное отслоение резины от армировки в резинометаллических пакетах не допускаются.
У поводка производства ООО «ИВП-ЭД» (рисунок 3.17) внешним осмотром проверить отсутствие трещин, изломов деталей поводка, плотность затяжки болтов (размер 110±1мм) и центральной стопорной гайки, состояние стопорных шайб (усики шайб должны плотно прилегать к головке болта).
Рисунок 3.17 Поводок тележки
У поводков конструкции
ООО
«ТВЗ» проверить затяжку резинометаллических пакетов. При затяжке гаек металлическая арматура пакетов не должна входить в посадочные вытяжки кронштейнов поводка на раме и надрессорном брусе тележки. Гайки с деформированной резьбой подлежат замене.
Продольные поводки с износом резьбовой части, с трещинами в любой части поводка должны быть заменены.
При ТО-1 тележек 68-4095, 68-4096, 68-921,68-922, 68-4108, 68-4109, 68-
4118 проверить:
- выход вкладыша опорного скользуна из коробки тележек 68-4095, 68-
4096, 68-921,68-922 не менее 5 мм;
- выход вкладыша опорного скользуна из коробки тележек 68-4108, 68-
4109 не менее 3 мм;
60
- суммарный зазор между скользунами вертикальными торцевыми
(поперечными) тележек 68-4095, 68-4096, 68-4108, 68-4109, должен составлять не более 90 мм, односторонний не менее 35 мм;
- суммарный зазор между скользунами вертикальными боковыми
(продольными) должен составлять не более 20 мм, односторонний не менее
5 мм;
- зазор между пятником кузова вагона и кольцом подпятника надрессорного бруса тележек 68-4075, 68-4076, 68-4095, 68-4096 должен быть не менее 9 и не более 18 мм;
- зазор между низом продольной балки и болтом крепления датчика сигнализации контроля нагрева буксовых подшипников тележек 68-4108,
68-4109, 68-921, 68-922 не менее 20 мм;
- отклонение от соосного расположения верхней и нижней головок гасителя относительно поперечной оси тележки не более 5 мм;
- состояние в видимой зоне всех сборочных единиц и деталей тележки
68-4118. Особое внимание обратить на колесные пары, раму с кронштейнами, пневморессоры, демпферы гидравлические, шкворневой узел, стабилизатор торсионный, предохранительные устройства.
Правильность установки, наличие ослабления крепления демпферов гидравлических в кронштейнах тележки и кузова, отсутствие утечек рабочей жидкости (масла) и внешних повреждений (трещин в несущих элементах, сильных вмятин на защитном кожухе, следов трения кожуха о корпус демпфера).
Наличие незначительной масляной пленки на резервуаре демпфера не является дефектом;
- для тележки 68-4118 размер между ограничителем и скобой на раме тележки должен быть в пределах 35±5мм.
При техническом обслуживании тележек пассажирских вагонов контролировать наличие клейм, знаков маркировки, соединений системы контроля нагрева букс, противоюзных датчиков. Проверить надежность крепления заземляющих перемычек между буксовым узлом, рамой тележки и кузовом вагона.
В пунктах формирования и оборота при проверке состояния центрального рессорного подвешивания тележки, деталей люлечного подвешивания тележки, контролировать установленные размеры между элементами и расположение валиков и опорных шайб центрального люлечного подвешивания с обеих сторон тележки, в соответствии с рисунками 3.18 и 3.19. Валики и опорные шайбы с обеих сторон тележки должны быть установлены в одинаковые положения, при этом допускается на двух тележках одного вагона установка подвесок в разные положения.
Например: тележка тормозного конца все четыре подвески установлены в
61 положение 1, на тележке не тормозного конца все четыре подвески установлены в положение 2.
Рисунок 3.18 – Положение валиков и опорных шайб центрального подвешивания на тележке КВЗ-ЦНИИ- II
Рисунок 3.19 – Положение валиков и опорных шайб центрального подвешивания на тележках КВЗ-ЦНИИ-М, ТВЗ-ЦНИИ-М, модели 4161М ТИТРАН
62
3.5 Рессорное подвешивание
3.5.1 Запрещается постановка и следование в поездах вагонов с просевшими пружинами, вызывающими перекос кузова или удары рамы о ходовые части, а также вагонов, у которых рессорное подвешивание имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:
- изломы, отколы (за исключением откола концевого фрагмента оттянутой части опорной поверхности пружины), трещины витков пружины;
- отсутствие хотя бы одной пружины;
- смыкание витков пружин;
- смещение опорных витков;
- свободное (ненагруженное) состояние пружины в рессорном комплекте
(за исключением тележек моделей 18-9810 и 18-9855);
- излом или трещина хомута, листа рессоры;
- сдвиг или перекос эллиптической рессоры, листа эллиптической рессоры, планок и пружин рессорного комплекта;
- излом или трещина наконечника эллиптической рессоры;
- излом или трещина в деталях центрального люлечного подвешивания.
Гасители колебаний
3.5.2 Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых тележки с гидравлическими гасителями колебаний имеют: трещины, обрывы или погнутость кронштейнов крепления гасителей, отсоединение штока от верхней крепительной головки гасителя; трещины, смятие и изломы корпуса или защитного кожуха гасителя; отсоединение защитного кожуха от верхней головки; заклинивание гасителя.
В пунктах формирования и оборота также не допускается постановка в поезд вагона с тележками, гидравлические гасители колебаний у которых имеют следующие неисправности:
1) просроченные или заканчивающиеся в пути следования сроки ревизии и ремонта гасителей колебаний;
2) утечка масла из гасителей колебаний (в виде капель или сильного замасливания корпуса);
3) отсутствие или сильный износ резиновых и металлических втулок в головках гасителей колебаний;
4) протертость корпуса гасителей колебаний глубиной более 2 мм;
5) перекос головки гасителя колебаний свыше 5 мм;
6) отсутствие фиксирующих шайб, шплинтов гасителя колебаний;
7) повреждения резинового чехла (сильфона) с проявлением утечки рабочей жидкости.
Запрещается отправление пассажирских вагонов с пунктов формирования пассажирских поездов с гасителями колебаний разных
63 моделей.
При техническом обслуживании фрикционных гасителей колебаний проверить шпинтонно-пружинную связь рамы тележки с буксовыми узлами, проверить внутреннюю буксовую пружину фрикционного гасителя, крепление шпинтонов к раме тележки.
3.5.3 При обнаружении на промежуточной станции в вагоне неисправностей, указанных в п. 3.5.2 (при условии, если трещины и обрывы кронштейнов не выходят на надрессорную балку), разрешается следование такого вагона до ближайшего ПТО без ограничения установленной скорости поезда, где неисправный гаситель должен быть заменен. Допускается в пути следования установка гидравлических гасителей колебаний других производителей одного типоразмера с последующей заменой на исходный гаситель, при проведении технического обслуживания в пункте формирования поезда.
3.5.4 Техническое состояние гидравлических гасителей колебаний
(рисунок 3.20), неисправности, определяемые по ряду внешних признаков и способы их устранения, приведены в таблице 3.4.
1 – втулка резиновая; 2 – втулка; 3 – кольцо поршневое; 4 – рекуперативная камера; 5 – надпоршневая полость; 6 – цилиндр; 7 – шток; 8 – обойма;
9 – гайка; 10 – кожух; 11 – манжета; 12 – головка верхняя; 13 – винт стопорный; 14 – болт;
15 – винт; 16 – планка стопорная; 17 – кольцо;
18 – шайба; 19 – кольцо резиновое; 20 – направляющая; 21 – корпус;
22 – подпоршневая полость; 23 – корпус клапана; 24 – клапан;
25 – головка нижняя.
Рисунок 3.20 Гидравлический гаситель колебаний
64
Таблица 3.4 – Неисправности гидравлических гасителей колебаний
Признаки неисправности
Неисправность
Способ устранения
Несимметричность расположения корпуса гасителя относительно кронштейнов более 7 мм у тележек
КВЗ-ЦНИИ -1
Неправильная установка дистанционных
(промежуточных) резиновых или металлических шайб между проушинами и кронштейнами тележки.
Разрегулирована затяжка резино-металлических пакетов продольных поводков тележки
Положение гасителя относительно кронштейнов устанавливают перестановкой дистанционных
(промежуточных) шайб крепления проушин вместе с регулировкой продольного поводка.
Эта операция должна производиться на прямолинейном участке железнодорожного пути длиной не менее 30 метров.
Погнутость кронштейнов.
Нарушение сварных швов кронштейнов
Прокачать вручную гаситель - при слишком большом его сопротивлении или заклинивании гаситель заменить. Кронштейны отремонтировать
Потертость корпуса гасителя глубиной более 2 мм
Перекосы кожуха относительно корпуса по вышеприведенным причинам.
Определение глубины протертости - штангенциркулем
Замена гасителя
Зазоры в креплениях гасителей к кронштейнам рамы и надрессорной балки тележки (суммарный зазор в обоих креплениях более 2 мм). Эти зазоры значительно снижают эффективность гасителей
Перемещая двумя руками гаситель вдоль его продольной оси выявить субъективно наличие завышенного суммарного зазора в креплениях. Если суммарный зазор по субъективным ощущениям более 2 мм - гаситель снять и измерить детали крепления
Замерить штангенциркулем металлические втулки проушин, втулки кронштейнов и валики крепления- износ по диаметру каждой детали должен быть не более 0,6 мм у люлечной тележки, у безлюлечной тележки-
65
Продолжение таблицы 3.4 не более 0,7 мм.
Осмотреть резиновые втулки. Неисправные детали заменить
Нарушение сварных швов кронштейнов на раме и на надрессорной балке; погнутость кронштейнов
Гаситель заклинило, излишнее сопротивление гасителя, перекос гасителя в кронштейнах, подкожуховое льдообразование
Заменить гаситель, выправить кронштейны, восстановить сварные швы
Трещина, разрыв металла надрессорной балки или продольной балки рамы тележки в зонах крепления гасителя
Гаситель заклинило, под кожухом гасителя образовалась ледяная масса, перекос гасителя
Заменить тележку.
Выявить и устранить причину трещины
(разрыва металла).
Гаситель проверить на стенде.
При повреждении металла продольной балки рамы тележки или надрессорной балки люлечной тележки в зонах крепления гасителя действовать в соответствии с технологическим процессом ремонта тележки
У люлечной тележки размер между надрессорной балкой и продольной балкой тележки менее 10 или более110 мм.
У безлюлечной тележки размер между валиками крепления проушин у вертикального гасителя менее 450 или более 650 мм и у горизонтального гасителя - менее 320 или более
420 мм
Гаситель заклинило
Выявить заклиненный гаситель, заменить его.
Проверить размеры.
66
Продолжение таблицы 3.4
Отход борта резиновой втулки от боковой поверхности проушины гасителя свыше 2 мм
Ослабление резиновой втулки в проушине вследствие ее износа или потери упругости, ослабление поджимающих круглых гаек металлических втулок проушин
Заменить резиновую втулку с применением клея 88-СА. Завинтить круглые гайки до плотного упора их шаиб в резиновую втулку
Трещины, смятие корпуса гасителя
Механические повреждения
Гаситель заменить.
Выявить и устранить причину повреждения
Примечание: техническое состояние гидравлических гасителей колебаний можно
проверить прокачкой вручную. Для этого необходимо отсоединить от кронштейна
верхнюю крепительную головку, наклонить гаситель под углом 45°, сжать и растянуть
его. Гаситель должен иметь большое усилие сопротивления без заеданий и
скачкообразного падения усилия сопротивления при полном растяжении и сжатии. При
обнаружении сравнительно больших перемещений кузова одного или нескольких вагонов
поезда встречающий осмотрщик вагонов должен более тщательно проверить гасители
колебаний этих вагонов.