Файл: Объект исследования профессиональное самоопределение. Предмет исследования.rtf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, юношеский возраст, профориентация, старшеклассники, профессия, личность, интересы, мотивация.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Методы исследования: метод теоретического анализа и обобщения, психодиагностические методы, методы статистической обработки данных.
Цель дипломной работы: выявить психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Задачи дипломной работы:
1. Охарактеризовать основные подходы к исследованию проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
. Выделить факторы, влияющие на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
. Охарактеризовать существующие методы изучения профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте и разработать практические рекомендации по его результатам.
Выводы: к психологическим особенностям профессионального самоопределения в юношеском возрасте относятся: выбор будущей профессии с ориентацией на полоролевые стереотипы, ориентация на материальные факторы при выборе профессии, возможность получения социального признания и карьерного роста, выбор профессии с точки зрения ее общественной значимости, наличие возможности совершенствоваться в профессии. Кроме того, было установлено, что юноши достоверно чаще предпочитают профессии, связанные с техникой по сравнению с девушками. Девушки достоверно чаще предпочитают профессии, связанные со взаимодействием с людьми по сравнению с юношами. Для юношей наиболее значимы следующие факторы выбора процессии: большая зарплата, возможность достичь социального признания и уважения, профессия одна из важнейших в обществе. Для девушек наиболее значимы следующие факторы выбора процессии: профессия одна из важнейших в обществе, работа с людьми, возможность самосовершенствования.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами сферы образования, педагогами, родителями старшеклассников с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся.
Содержание
Введение
. Теоретические основы исследования психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте
.1 Основные подходы к исследованию проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте
.2 Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
.3 Методы изучения профессионального самоопределения в юношеском возрасте
. Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте
.1 Организация, методология и методы и исследования профессионального самоопределения в юношеском возрасте
.2 Анализ результатов исследования психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте
.3 Практические рекомендации по результатам исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность изучения проблемы психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте заключается в том, что обычно в этом возрасте учащиеся начинают не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формулировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность. Для ранней юности характерна устремлённость в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны) [1]. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей.
Общественная значимость проблемы профессионального самоопределения старшеклассников проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптации ее к профессии. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Адекватность выбора профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для старшеклассника, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Сам выбор профессии при этом необходимо рассматривать как поиск соответствия между требованиями профессий и индивидуальностью [2]. Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.
Юношеский возраст - это время профессионального самоопределения. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения [3]. Поэтому очень важно именно в эти годы выявить и по мере возможности развить те способности, на основе которых школьнику можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Существенный вклад в развитие теоретических основ профессионального самоопределения и профориентации внесли исследования таких ученых, как Е.А. Климов, Ю. Забродин (теоретические и методические основы профконсультации молодежи); Б.А. Федоришин (система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий); В.Д. Шадриков (диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии); К.М. Гуревич, В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов (установление взаимосвязи профессиональной пригодности с индивидуальными особенностями основных свойств нервной системы); Н.С. Пряжников (профессиональное и личностное самоопределение) и других. Среди теоретических разработок профориентационной проблематики в Беларуси - психологическая готовность к деятельности (Л.А. Кандыбович); психология трудового обучения и профессионального самоопределения (Ф.И. Иващенко); профессиональная пригодность (А.Г. Ростунов) и др.
Проблеме профессионального самоопределения учащихся посвящено много исследований. Однако, несмотря на очевидный интерес ученых, профориентационная работа в современных условиях не в полной мере достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в профессионально подготовленных кадрах. В связи с этим возникает необходимость в изучении психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Цель дипломной работы: выявить психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Задачи дипломной работы:
. Охарактеризовать основные подходы к исследованию проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
. Выделить факторы, влияющие на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
. Охарактеризовать существующие методы изучения профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте и разработать практические рекомендации по его результатам.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Исследование было проведено на базе ГУО «Гимназия № 14» города Гомеля.
Выборочную совокупность составили 80 учеников в возрасте 16 - 17 лет. Из них 40 девушек и 40 юношей.
Для достижения поставленной цели и задач исследования применялись следующие психодиагностические методики:
. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО). Разработан Е.А. Климовым.
. Методика «Профессиональная направленность личности». Автор методики Д. Голланд, модификация и адаптация А.А. Азбель.
. Методика изучения факторов привлекательности профессии. Предложена В.А. Ядовым. В данной работе использовался модифицированный вариант методики И. Кузьминой и А. Реана.
. Методика «Мотивы выбора профессии». Автор Р.О. Овчарова.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами сферы образования, педагогами, родителями старшеклассников с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся.
1. Теоретические основы исследования психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте
.1 Основные подходы к исследованию проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17-21 г. - для юношей и 16-20 лет - для девушек [4].
Изучением юношеского возраста занимались Л.И. Божович, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, И.В. Шаповаленко и др. Л.И. Божович рассматривает юношеский возраст с точки зрения ведущей деятельности - учебно-профессиональной [5]. И.С. Кон изучал юношеский возраст с точки зрения социальной ситуации развития, которая характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь [6]. И.Ю. Кулагиной юношеский возраст характеризуется как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания [7]. В.С. Мухиной изучались особенности развития самосознания в юношеском возрасте [8]. И.В. Шаповаленко изучал данный возрастной период с точки зрения смены внутренней позиции, с изменением отношения к будущему [9].
Юность - период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь (14 - 18 лет). Центральным новообразованием юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное, предполагающее сформированность на высоком уровне психологических структур и, прежде всего самосознания и Я-концепции.
Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремлённость в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Обращённость в будущее, построение жизненных планов и перспектив - «аффективный центр» жизни юношей и девушек. По мнению И.В. Шаповаленко, «психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремлённость в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы. Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых - главное приобретение юности» [9, с. 166].