Файл: Объект исследования профессиональное самоопределение. Предмет исследования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При изучении факторов профессионального самоопределения в юношеском возрасте мы опирались на системный подход к изучению личности, определенный Б. Г. Ананьевым, на концептуальные представления о закономерностях и особенностях становления и развития профессионала (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, и др.). На основе обзора научных работ мы предлагаем системную классификацию факторов профессионального самоопределения. Она включает: 1) объективные факторы - биологический, средовой фактор (социальное окружение, образовательная среда учебного заведения, профессиональная среда; влияние средств массовой информации); фактор времени, случайный фактор и специальные факторы профессионального самоопределения (содержание и условия профессиональной деятельности; профессиональные требования к личности специалиста); 2) субъективные факторы профессионального самоопределения объединяют когнитивный, эмоционально-волевой, коммуникативный и мотивационный компоненты. Конкретные реальные пересечения факторов происходят непосредственно в ситуации самоопределения.

В настоящее время в психологии труда существует несколько основных методов диагностики профессионального самоопределения на этапе юношеского возраста: метод беседы, анализ продуктов деятельности, анкетирование, тестирование. Разработано несколько надежных, многократно апробированных методик, позволяющих определить профессиональные интересы и склонности оптанта (ДДО Е.А.Климова, «Карта интересов» А.Е.Голомштока, «Структура интересов В.Хеннинга), а также соотнести профессиональный выбор с типом личности (методика Голланда). При использовании тестов в качестве показателей результативности процесса профессионального самоопределения выступают интегративные показатели: «готовность к профессиональному самоопределению» (ГПС), показатель «принятие профессии» (ПП), интегративный показатель «профессиональная идентичность» (ПИ). Диагностика каждого показателя производится с использованием 2-3 методик, главной проблемой является получение общего результата, т.к. его невозможно рассматривать как простую арифметическую сумму баллов, набранных респондентом, т.е. на практике возникает проблема трактовки полученных результатов.

К психологическим особенностям профессионального самоопределения в юношеском возрасте относятся следующие: большинство лиц юношеского возраста предпочитают профессии типа «человек-техника» (32,5%), следующим по популярности является тип профессии «человек-человек» (22,5%), менее популярен в юношеском возрасте тип профессии «человек-знак» (20%), а наименее популярны профессии типа «человек-природа» и «человек-художественный образ» (по 12,5% соответственно). У наибольшего количества лиц юношеского возраста выражен реалистический тип профессиональной направленности (27,5%), который ориентирован на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств. Также у многих испытуемых юношеского возраста выражен интеллектуальный тип профессиональной направленности (25%), который ориентирован на умственный труд. Такое же количество старшеклассников (25%) имеют социальный тип профессиональной направленности, который ориентирован на взаимодействие с социальной средой. Менее выражен художественный тип профессиональной направленности в юношеском возрасте (10%), который ориентирован на сферу художественного творчества. У незначительного количества старшеклассников выражен предпринимательский тип профессиональной направленности (7,5%), который ориентирован на руководство людьми и бизнесом. Наименее выражен в юношеском возрасте конвенциональный тип профессиональной направленности (5%), который ориентирован на четко структурированную деятельность. В юношеском возрасте наиболее значимы следующие факторы выбора профессии: профессия одна из важнейших в обществе, большая зарплата, возможность достичь социального признания и уважения. Наименее значимыми в юношеском возрасте являются следующие факторы выбора профессии: небольшой рабочий день, отсутствие частого контакта с людьми, работа требует постоянного творчества, работа соответствует моему характеру. У половины испытуемых юношеского возраста (50%) доминируют внешние положительные мотивы выбора профессии. То есть для этих старшеклассников наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж профессии. Менее выражены в юношеском возрасте внутренние социально значимые мотивы (25%). То есть для этих старшеклассников наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: общественная значимость профессии, удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения с другими людьми и т.д. Наименее выражены в юношеском возрасте внутренние индивидуально-значимые мотивы (17,5%). То есть для этих старшеклассников наиболее важны следующие мотивы выбора профессии: интерес к профессии, соответствие требований профессии имеющимся способностям, склонности к определенному виду деятельности. Самую немногочисленную группу в юношеском возрасте составили учащиеся с внешними отрицательными мотивами (7,5%). То есть эти старшеклассники выбрали профессию под воздействием на них давления со стороны окружающих (например, родителей), страха наказания, критики, осуждения и других санкций негативного характера.


Юноши достоверно чаще предпочитают профессии, связанные с техникой по сравнению с девушками. Девушки достоверно чаще предпочитают профессии, связанные со взаимодействием с людьми по сравнению с юношами. Для юношей в большей степени значимы материальные факторы выбора профессии, а для девушек - социальные.

На основе выявленных в процессе диагностического исследования особенностей профессионального самоопределения юношей и девушек были разработаны рекомендации по профессиональному самоопределению старшеклассников, направленные на активизацию профессионального самоопределения школьников. Полученные данные могут быть использованы прежде всего в индивидуальной консультации, либо в групповой тренинговой работе. Полученные данные важны также для обсуждения более далеких профессиональных перспектив юношей и девушек, которым требуется поддержка в принятии профессионально важных решений. В качестве перспективных направлений исследований в данной области можно выделить изучение характерных особенностей и гендерных различий в профессиональном самоопределении у различных возрастных категорий, профессиональных и социальных групп.


Список использованных источников
1 Старостенкова, Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов / Т.А. Старостенкова // Инновации в образовании. - 2006. - № 2. - С. 108-118.

Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. - Минск: Соврем. Слово, 2006. - 544с.

Краснощеков, Р.В. Психологическое сопровождение профессиональной ориентации в школе: практическое руководство/ Р.В. Краснощеков; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. - Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2009. - 196с.

Логинова, Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь. Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. - М. : Аспект-Пресс, 2008. - 280 с.

Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1995. - 345 с.

Кон, И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175с.

Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.

Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2007. - 456 с.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2004. - 349 с.

Гинсбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинсбург // Вопросы психологии. - 2002. - №3. - С.43-52.

Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 51-59.

Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 400 с.

Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 240с.

Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

Семеняка, О.Н. Особенности профессиональной направленности в структуре личности профессионала / О.Н. Семеняка // Психологический журнал (РБ). - 2007. - № 3. - С.57-67.

Анциферова, Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И.Анциферова // Психологический журнал. - 2006. - Т. 1. - № 2. - С. 52-60.

Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. - М. : Рефлбук; К. : Ваклер, 1997. - 300 с.


Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. - Минск : Соврем. Слово, 2010. - 544 с.

Сметанин, Е. А. Адаптация населения к современной экономической ситуации / Е. А. Сметанин // Социологические исследования. - 2011. - № 9. - С. 12-19.

Круглова И.В. Профориентационная работа в современных экономических условиях / Материалы городской научно-практической конференции "Профессиональная ориентация в современном социально-экономическом и информационно-технологическом пространстве" / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. - М: Центр «Школьная книга», 2010. - С. 24-39.

Игнатович, Е. С. Система информационно-педагогической поддержки старшеклассников профессионального самоопределения cтаршеклассников / Е.С. Игнатович : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С. Игнатович; БГПУ им.М. Танка. - Минск, 2010. - 26 с.

Чурило, Н.В. Субъективное благополучие юношей и девушек в контексте реализации индивидуальной жизненной стратегии // Психологический журнал (РБ). - 2009. - №2. - С. 63-70.

Ковалевич М.С. Модели содержания и технологии информационно-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения личности / М.С.Ковалевич // Адукацыя і выхаванне. - 2012. - № 2. - С. 14-22.

Родичев, Н. Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников / Н. Ф. Родичев // Новые ценности образования. - 2006. Выпуск 1-2 / 25-26 «Образовательная деятельность». - С. 234-251.

Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 496 с.

Климов, Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е. А. Климов. - М. : Институт практической психологии; 2006. - 400с.

Игнатович, Е. С. Система информационно-педагогической поддержки старшеклассников профессионального самоопределения cтаршеклассников / Е.С. Игнатович : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С. Игнатович; БГПУ им.М. Танка. - Минск, 2010. - 26 с.

Чистякова, С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова // Педагогика. - 2009. - №1. - С. 19-26.

Кутугина, В.И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях / В.И. Кутугина // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 1 - С. 51-53.


Психологический словарь / Под ред. И.М. Кондакова. - СПб.: Питер, 2000. - 660 с.

Иванова, Н.Л. Профессиональное самоопределение: проблема метода диагностики и консультирования / Н.Л. Иванова, С.А. Котова // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. - 2010. - Т. 3. - № 3. - С. 3-10.

Кухарчук, А.М.. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся / А.М. Кухарчук. - Мн.: Тэсей, 1994. - 320 с.

Тумакова, С.Г. Психологические основы психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и профессии / С.Г. Тумакова. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 180 с.

Белканов, А. А. Какая профессия вам подойдет? / А. А. Белканов // Открытая школа. - 2008. - № 2. - С.30-32.

Практикум по психодиагностике: Прикладная психодиагностика / И.Ю.Белякова [и др.] - М.:МГУ, 1992. - 148 с.

Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: Проспект, 2000. - 212 с.

Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 412 с.

Резапкина, Г. В. Отбор в профильные классы / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2005. - 312 с.

Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии : Программа профессионального самоопределения / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2007. - 180 с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. / Э.Ф.Зеер. - М., Воронеж, 2003. - 479 с.

Голохова, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Голохова. - Киев, 2008. - 247с.

Врублевская, М.М. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.

Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. - 2006. - № 1. - С. 35-44.

Пастушеня, А. Н. Индивидуальная профессиональная концепция специалиста : структурно-функциональная и содержательная характеристика / А. Н. Пастушеня // Психологический журнал (РБ). - 2007. - № 3. - С.38-48.

Елфутина, Л.А. Особенности профессионального самоопределения современных подростков / Л.А. Елфутина // Автореф. дисс.канд. психол.наук. - М.: МГУ, 2007. - 25 с.

Арон, И.С. Гендерные аспекты профессионального самоопределения старшеклассников / И.С. Арон // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». - 2009. - №3 (4). - Режим доступа: www.grani.vspu.ru

Сметанин, Е. А. Адаптация населения к современной экономической ситуации / Е. А. Сметанин // Социологические исследования. - 2011. - № 9. - С.12-19.