Файл: Объект исследования профессиональное самоопределение. Предмет исследования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изучением профессионального самоопределения в юности занимались Г.С. Абрамова, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, И.С. Кон, И.Ю.Кулагина, Н.С. Пряжников, И.В. Шаповаленко и др.

В настоящее время выделяют два основных подхода к понятию профессионального самоопределения. С позиции первого под профессиональным самоопределением подразумевается выбор профессии, при этом круг исследовательских задач ограничивается возрастными границами (от этапов, предшествующих выбору, до самого акта выбора) [10]. С позиции второго подхода, под профессиональным самоопределением понимается одну из форм самоопределения личности в целом [11].

Согласно И.С. Кону, профессиональное самоопределение - «это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений» [6, с. 33]. Следовательно, содержанием самоопределения выступают процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).

По мнению Н.С. Пряжникова, «профессиональное самоопределение - это конкретный выбор профессии и непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности» [12, с. 87]. При таком понимании профессиональное самоопределение - это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности. Всё это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.


Исследование профессионального самоопределения осуществляется в рамках нескольких направлений, среди которых следует выделить педагогическое (П.Г. Щедровицкий) [13], психологическое (И.С. Кон [6]), профориентационное (Е.А. Климов [14], Н.С. Пряжников [12]), жизнедеятельностное (Л.И. Божович [5], М.Р. Гинсбург [10]), направление профессионального развития (О.Н. Семеняка [15]). Большое внимание отечественных психологов уделяется анализу структуры профессионального самоопределения (Е.А. Климов [14]). Активно исследуются разнообразные факторы профессионального самоопределения (Л.И. Анциферова [16]). Педагогический подход обращает основное внимание на процесс самоопределения, на психологические механизмы процесса самоопределения, которые обуславливают вхождение в социальные структуры и сферы жизни и формируют определенное состояние самоопределения личности. П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как «способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность» [13, с. 27].

В рамках жизнедеятельностного подхода (Л.И. Божович) профессиональное самоопределение рассматривается как этап жизненного пути личности. Л.И. Божович отмечает, что решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. «На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребёнок, размышляя о будущем, ещё не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития подросток или юноша всё больше интересуется условиями реальности, но ещё не уверен в своих способностях - стадия пробного выбора (до 16-19 лет). Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопросов с осведомлёнными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира» [5, с. 216].

С точки зрения психологического подхода (И.С. Кон) самоопределение рассматривается по отношению к поколению в целом и характеризует его вхождение в определенные социальные структуры и сферы жизни и его стабилизацию в этих социальных структурах и сферах. «Критериями самоопределения являются включения в те или иные сферы жизни, а жизненные события, такие, как поступление в высшее учебное заведение, поступление на работу, вступление в брак и т.д., которые фиксируют эти включения и с социологической точки зрения, являются этапами самоопределения» [6, с. 24].



С точки зрения профессионального развития (А. Маслоу, О.Н. Семеняка) процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека - от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. О.Н. Семеняка указывает на то, что в понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности. «Самоопределение предполагает акцент на самодетерминации личности, в которой ключевую позицию занимает детерминация будущим - жизненными целями, планами и ориентациями» [15, с. 28].

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия как «самоактуализация», «самореализация» и «самоосуществление» [17, с. 30].

С точки зрения профориентационного направления, профессиональное самоопределение рассматривалось Е.А. Климовым [14], Н.С. Пряжниковым [12]).

Е.А. Климов понимает самоопределение как «важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [14, с. 19].

Обобщая рассуждения Е.А. Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

Профессиональное самоопределение стало предметом исследования Н.С. Пряжникова, который существенно обогатил теорию и практику профессионального самоопределения.


Подчёркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, Н.С. Пряжников обосновал содержательно процессуальную модель профессиональное самоопределение личности:

- Осознание ценности общественно - полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.

- Ориентировка в социально - экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

- Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели - мечты.

- Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

- Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

- Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а так же знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

- Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

- Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи [12, с. 31].

Обзор современных исследований по проблеме профессионального самоопределения в юношеском возрасте позволяет заключить, что в современном белорусском обществе создалась стихийная система поиска молодежью ценностей, ориентирующих их профессиональный выбор, что приводит к возникновению неудовлетворенности личности уже на этапе получения профессионального образования и далее в процессе работы по специальности, что отражается на результатах труда (Я.Л. Коломинский, Т.Н. Родевич, Н.В. Чурило). Недостаточный социальный опыт, и отсутствие помощи в самоопределении при выборе профессии не позволяет молодым людям чувствовать себя уверенными при вхождении во взрослую жизнь. Они дезориентированы в своих целях, склонны к социальной апатии, им легче следовать внешним декларируемым ценностям и целям. В итоге, при перенасыщенности рынка труда экономистами, менеджерами старшеклассники и абитуриенты, не имея информации о реально востребованных на рынке труда профессиях, продолжают выбирать эти направления высшего образования. Ситуацию также осложняет наличие у молодежи стереотипа, удачно сочетающегося, с приоритетом материальных ценностей, о том, что для того чтобы добиться успехов в карьере направление первого (основного) высшего образования не имеет большого значения. Этот стереотип отчасти связан с тем, что краткие биографические справки, о многих известных топ-менеджерах, бизнесменах озвучиваются в СМИ, в Интернете. Их высшее образование часто не связано с той сферой деятельности, в, которой они добились, карьерных успехов (историки, философы занимаются продажами, маркетингом; инженеры - туристическим бизнесом). Ценность высшего образования как одного из основных элементов профессионального самоопределения, таким образом, нивелируется [18, с. 24].


Продолжение образования после школы старшеклассники часто не связывают непосредственно, с получением будущей профессии. Большинство из них ориентированы на получение образования, считающегося престижным, либо на получение любого бесплатного высшего образования, что связано с потребностью многих молодых людей в «универсальном высшем образовании», дающем некие универсальные навыки (менеджмент, коммуникативные навыки, иностранные языки), которые впоследствии позволят выбирать сферу деятельности из целого ряда профессий. Тем самым старшеклассники как бы отодвигают еще на несколько лет момент выбора ими своей будущей профессии, так как на этапе окончания школы и поступления в учреждения профессионального образования у них нет необходимых для этого навыков самоопределения, достаточной информации о рынке труда и мире профессий [19].

Сегодня в системе образования, таким образом, произошли некие функционально-ценностные изменения, когда школьное (общее) образование сделалось профилизированным (в направлении предметов для сдачи тестирования), а высшее образование стремиться к универсальности («гибкий специалист»). С этим отчасти связаны падение популярности техникумов, средне-специальных учебных заведений (у них есть конкретная профессиональная направленность) и трудности в выборе профессии молодежью [20].

Родители, осознавая необходимость выбора своими детьми профессии, соответствующей способностям, ориентируют их на освоение высокооплачиваемых профессий. Мотивы старшего поколения чаще всего связаны с представлением о материальной основе жизни, как необходимой для реализации основных социальных потребностей человека (образование, здравоохранение, досуг и т.п.). Поэтому старшеклассники, как правило, выбирают будущую профессию, ориентируются на ценности, связанные со стремлением к достатку и карьере. При этом многие из них считают, что именно к таким профессиям у них есть способности, не имея четкой информации о требованиях профессии к личности, содержании и условиях труда [21].

Н.В. Чурило выделяет две основные модели выбора профессии современными старшеклассниками:

) обоснованное самоопределение - рациональный выбор на основе индивидуальной, предрасположенности к профессии и ориентации на ее реальную востребованность со стороны общества;

) «мнимое» самоопределение, при котором собственная активность личности при выборе профессии подменяется некритичным принятием господствующих в общественном мнении ценностей отдельных профессий [22, с. 66].