Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Теоретические подходы к проблеме копинг-поведения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к проблеме копинг-поведения
1.1 Определение понятия «копинг-поведение» (совладающее поведение)
1.2 Копинг-поведение, копинг-ресурсы и копинг-стратегии
1.3 Выбор стратегий копинг-поведения
2. Практические аспекты изучения копинг-поведения
2.1 Классификации копинг-стратегий и подходы к определению копинг-поведения
2.2 Закономерности и динамика совладающего поведения
2.3 Копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида
Функциональными компонентами считается специфика организации поведения и деятельности личности. В этом случае имеется в виду феномен, обозначаемый в исследованиях западных психологов как «фокусинг» (focusing) при изучении психических процессов или «orientation», «attitude» при анализе личности. Отечественные психологи оперируют соответственно термином «установка» и определением «направленность личности».
Формы совладающего поведения в работе называется рациональной компетентностью (образованной тремя самостоятельными первичными факторами - предметная направленность при решении проблем, коммуникативная направленность и рациональная саморегуляция) и эмоциональной компетентностью, имеющей схожую структуру. Новый вторичный фактор «эмоциональная компетентность» подчеркивает важность позитивной роли эмоций в осуществлении личностью конструктивной активности.
Эмоциональная компетентность (от лат. emover - волновать и competentis - соответствующий) означает способность личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением, которая основана на адекватной интегральной оценке человеком своего взаимодействия со средой. Адекватность означает учет внешних (стимул и обстановка) и внутренних (состояние организма и прошлый опыт) факторов, воздействующих на индивидуума в данной ситуации [22].
Эмоциональная компетентность развивается в итоге разрешения внутриличностных конфликтов на основе коррекции закрепленных в онтогенезе негативных эмоциональных реакции, такие реакции как застенчивость, депрессия, агрессивность и сопутствующих им состояний, препятствующих успешной адаптации индивидуума. При этом саморегуляция личности осуществляется не за счет подавления негативных эмоций, а за счет использования их энергии для организации целенаправленного поведения.
Выработка навыков эмоционального совладания сопряжена также с созданием новых условно-рефлекторных позитивных связей, позволяющих вырабатывать индивидуальный стиль, сбалансированный по параметрам оптимальности, комфортности, адаптивности и результативности.
Анализ темперамента и характерологических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте показал, то что стратегия избегания оказалась связанной с определенными признаками темперамента. К таким признакам относят направленную на дело, так называемую низкую предметную активность и высокую эмоциональность, понимаемается это как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата, также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления.
Стратегию сотрудничества выбирает такой характер человека, у которых есть потребность в сложной напряженной работе, то есть обладают высокой предметной эргичностью, у таких людей более низкие показатели эмоциональности, интервальность локуса контроля и позитивное отношением к себе и окружающим.
Стратегия соперничества образует общий паттерн с высоким уровнем эмоциональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и выраженным ожиданием негативного отношения со стороны окружающих. Люди предпочитающие стратегию приспособления отличаются самыми низкими в выборке показателями по параметрам предметной и коммуникативной активности.
Таким образом можно, что некоторые параметры стилей реагирования имеют в своей основе базовые психологические свойства личности. Сравнение индивидуально-психологических особенностей с характеристиками жизненного пространства (в том числе различными классификациями трудных ситуаций) позволит в дальнейшем выделить паттерны признаков, уточняющих природу стилей реагирования.
Выводы по главе 1
Определено понятие «копинг-поведение» (совладающее поведение), его система структура и виды. Рассмотрены пути выбора стратегий копинг-поведения и их типы. Выявлена структурно-функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях. Рассмотрены мотивы и приёмы коппинг стратегий. Изучены базисные коппинг ресурсы и виды стратегий.
Таким образом, анализ изученной психологической литературы по изучаемой проблеме позволяет утверждать следующее:
Копинг-поведение - форма поведения, которая отражает готовность индивида решать жизненные проблемы. Такое поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.
1-Существует ряд базисных копинг-ресурсов: Я-концепция, локус контроль, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения.
2-Существуют так же базисные копинг-стратегии: это «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание». На предпочтение способов совладания влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера.
2. Практические аспекты изучения копинг-поведения
2.1 Классификации копинг-стратегий и подходы к определению копинг-поведения
Так как интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одной единой классификации копинг-поведения. Работы по копинг-стратегиям пока ещё являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новый исследователь при изучении проблематики копингового поведения предлагает свою собственную классификацию. При этом, чтобы хоть как-то систематизировать имеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификации самих классификаций.
Проблемно-фокусированные/эмоционально-фокусированные копинг-стратегии. Исследователи, первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Лазарус и Фолкман предложили дихотическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность: 1) проблемно-фокусированные стратегии (одинадцать копинговых действий), направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации [22]; 2) эмоционально-фокусированные стратегии (шестдясят копинговых действий), является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего [22].
По Лазарусу в копинговом процессе представлен как проблемно-фокусированный, так и эмоционально-фокусированный аспект.
Другими исследователями предлагались похожие классификации копинг-стратегий. Так, например, Моос и Шеффер выделяют три стратегии: 1) Копинг, нацеленный на оценку, - преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.; 2) Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса; 3) Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.
Перлин и Шулер предлагают аналогичную предложенной Моосом и Шеффером классификацию, выделяя в ней три следующих стратегии: стратегия изменения способа видения проблемы, стратегия изменения проблемы, и стратегия управления эмоциональным дистрессом.
Эти две классификации практически повторяют классификацию Лазаруса и Фолкмана. При этом Моос и Шеффер и, соответственно, Перлин и Шулер выделяют в стратегии «фокусировка на проблеме» действия двух типов: когнитивные («фокусировка на оценке» и «изменение способа видения проблемы», соответственно) и поведенческие («фокусировка на проблеме» и «стратегия изменения проблемы», соответственно) [13].
Когнитивные / поведенческие / эмоциональные копинг-стратегии. Помимо этого, многие ученые предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе. Так, Никольская и Грановская выделяют три больших группы копинг-стратегии, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание.
Имеется и систематизации, обладающие проблема только лишь с один видом действий. Таким образом, к примеру, Коплик, рассматривая чисто когнитивные копинг-стратегии, предлагает дихотическую классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости для информации. Обратно, Виталиано выделяет три способа эмоционально-ориентированного преодоления: самообвинение, избегание и предпочтительное истолкование. Другая концепция кроме того акцентирует 3 типа психологического совладания, однако в базе данной систематизации находится никак не вид демонстрируемой взаимодействия, а в таком случае, в то что ориентированы воздействия согласно совладанию: в регуляцию внутренней (переживаемой) чувства; регуляцию действия, сопряженного с переживанием чувства; регуляцию контекста, зарождающего впечатление.
Эффективные / неэффективные копинг-стратегии. В то же время, некоторые ученые пришли к тому, что стратегии лучше всего группировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили «избегающим копингом». Так, например, Фрайденберг предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории: обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то ещё); непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией); продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус) [13].
Копинг-стратегии как степень контроля над ситуацией. В психологической литературе также представлены иные классификации, которые рассматривают копинг-стратегии как специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над действием, а именно, как планируемые поведенческие стратегии, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе. Так, к примеру, в предложенной этими авторами классификации «Руководство по стратегическому контролю поведения» предполагается, что копинг-стратегии детей варьируются по четырём измерениям стратегического поведенческого контроля: активная деятельность, косвенная деятельность, просоциальное поведение и антисоциальное поведение.
Подобная классификация предлагается Хобфоллом. В своей COR-теории «Теория сохранения ресурсов» Хобфолл предлагает рассматривать в копинг-поведении шесть осей: просоциальная / антисоциальная направленность, прямое / непрямое поведение и пассивное / активное поведение [13].
Не так давно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться так называемого ресурсного подхода. Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства.
Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. То есть «ключевой ресурс - это главное средство, контролирующее и организующее распределение других ресурсов».
К ресурсному подходу относят некоторых серьёзных исследователей, работы которых ранее не связывались с изучением копингового поведения. В рамках ресурсного подхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов, как средовых (доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды), так и личностных (навыки и способности индивида). Хобфолл предлагает теорию сохранения ресурсов, в которой рассматривает два класса ресурсов: материальные и социальные, или связанные с ценностями (esteem). Так, например, М. Селигман в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness).