Файл: Федеральное Собрание рф в системе органов государственной власти рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С началом перестройки во второй половине 1980-х годов произошел возврат к «раннесоветским» формам демократии (Съезды народных депутатов, избиравшие членов палат Верховного Совета СССР из числа его членов). Но этот возврат к якобы более демократическим формам парламентаризма носил поверхностный, почти неуправляемый характер, что привело к ослаблению государственности, разрыву связей между объединенными республиками, развертыванию национально-сепаратистских движений и, в конечном счете, к распаду советской Союз.
В ходе конституционной реформы 1988 - 1990 гг. была установлена "двухэтажная" парламентская система: всенародно избираемый Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) прошли, хотя и не без некоторых архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важный шаг в развитии системы народного представительства. Первый съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства» и принял новую редакцию искусства. 6 Конституции РСФСР, убрав из нее упоминание о руководящей роли Коммунистической партии.
После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., VI Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции Российской Федерации разделение властей как принцип основ организации государственная власть. Противостояние усилилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой радикальных экономических реформ.
Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось гораздо проще, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса. голосование) действующая Конституция Российской Федерации.
По сравнению с предыдущей действующая Конституция Российской Федерации более последовательно и полно реализует принцип разделения властей. Однако обстоятельства его принятия обусловили ряд особенностей в реализации этого принципа: подчеркнутый приоритет президентской власти,
ограничение контрольных полномочий парламента, сложный механизм отстранения Президента, механизм содействия. роспуск Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и ее фактическая независимость от парламента и т. д. Новые принципы федеративного устройства страны, закрепленные в Конституции 1993 г., устанавливающей статус Федерального Собрания - двухпалатного парламента России, а также упраздняющей Верховный Совет и Съезд народных депутатов.
1.2. Федеральное собрание РФ-представительный орган в РФ
Федеральное Собрание Российской Федерации в соответствии со ст. 94 Конституции Российской Федерации (статья 94) является ее парламентом, высшим законодательным и представительным органом, то есть парламент считается выразителем интересов и воли народа (всего населения граждан данной государство), наделенное полномочиями принимать наиболее авторитетные управленческие решения от имени народа. Парламент выражает интересы и волю народа через законы и иные нормативные правовые акты. Таким образом, установлено, что политическая воля народа выражается избранным всенародным правительством, которое самостоятельно принимает важнейшие решения.
Парламент является законодательным органом. Основное место в деятельности депутатов и главная задача - утверждение законов, т.е. Парламент является законодательной властью. Каждый закон в Российской Федерации публикуется только после рассмотрения и утверждения Федеральным Собранием. Компетенция Парламента в рамках полномочий России и Конституции РФ в области законодательства никак не ограничивается.
Помимо законодательных функций Федеральное Собрание также выполняет некоторые контрольные функции над исполнительной властью. Правда, они весьма ограничены. Парламент осуществляет контроль через федеральный бюджет, который утверждается Государственной Думой. Также есть право на отказ в доверии Правительству, в такой ситуации можно по указанию Президента уйти в отставку.
Федеральное собрание состоит из двух палат:
* Совет Федерации (верхняя палата);
*Государственная Дума (нижняя палата).
Совет Федерации состоит из членов, представляющих интересы отдельных субъектов и регионов России. Несмотря на это, решения этого органа адресованы не отдельным субъектам, а всей Российской Федерации. Принцип комплектования обеих палат (как и их состав) совершенно разный. В состав Государственной Думы входят 450 депутатов, а в состав Совета Федерации входит по одному представителю исполнительного органа и по одному представительному органу государственной власти от каждого субъекта. Таким образом, из 85 субъектов набирается 170 членов Совета. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом обеих палат. В соответствии с Конституцией срок избрания Государственной Думы составляет 5 лет, а срок избрания Совета Федерации не установлен. Порядок избрания депутатов обеих палат устанавливается федеральным законом.
Как орган власти Федеральное Собрание действует постоянно. В Регламентах обеих Палат указаны даты начала и окончания заседаний, а также праздничные дни.
Заседания верхней и нижней палат проводятся раздельно. Депутаты собираются вместе только в определенных особых случаях, например, когда они слышат послание президента. Такая организация необходима для защиты от необдуманных и поспешных решений, а также для снижения влияния эмоций и неосмотрительности депутатов.
Кроме того, Конституция устанавливает совершенно разные полномочия для каждой палаты. Таким образом, предусматривается система «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. Эта система отводит Совету Федерации по отношению к Государственной Думе роль своеобразного тормоза. Это исключает возможность доминирования «тирании большинства», которую на выборах в Государственную Думу могут одержать различные политические силы.
В результате парламент является высшим законодательным и представительным органом и своеобразной уравновешивающей силой конкурирующих политических сил. Она защищает интересы тех сил, которые на текущей политической арене имеют наименьшие возможности влиять на жизнь страны в сфере политики.
Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации, Парламент Российской Федерации. В части 2 ст. 96 Конституции (статья 96) устанавливает, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральными законами. 2 декабря вступил в силу новый федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» 2012 года (новый закон). Согласно этому Закону, в Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.
Беспартийный принцип формирования и структуры Совета Федерации закреплен в российском законодательстве. Его членам запрещено создавать фракции и партийные объединения, а депутатам Государственной Думы разрешено. Члены Совета Федерации осуществляют свои функции в течение срока полномочий назначившего их органа. При этом субъект Федерации и региональный парламент не могут досрочно отозвать их по собственной инициативе. Для членов Совета Федерации предусмотрены те же основания досрочного прекращения полномочий, что и для депутатов Государственной Думы (личное заявление, получение иностранного гражданства, поступление на государственную службу и др.).
В случае досрочного прекращения полномочий представителя исполнительного органа его место занимает другой кандидат из списка кандидатов на должность главы субъекта Российской Федерации. Если ни один из кандидатов не соответствует требованиям, глава субъекта Российской Федерации назначает депутата регионального парламента представителем в Совете Федерации. " (состояние). Прежде всего, в числе указанных в нем прав парламентариев этот закон ставит право законодательной инициативы члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы на внесение законопроектов, а также группы не менее одной пятой. членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы вносить предложения о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации и пересмотре ее положений. Следующим по значимости правом является участие члена Совета Федерации в заседании Совета Федерации, а также в заседании комитета, комиссии палаты или согласительной комиссии.
Закон гарантирует члену Совета Федерации право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой, комитетом или комиссией палаты. Одним из наиболее эффективных прав является парламентский запрос. Депутатское обращение направляется не палатой, а членом Совета Федерации (инициатором обращения) и не требует его оглашения на заседании палаты, а должностное лицо, которому направлено обращение, должно дать ответ . в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения. Нормативная депутатская неприкосновенность закреплена в ст. 98 Конституции Российской Федерации (статья 98).
Согласно этой норме член Совета Федерации (равно как и депутат Государственной Думы) обладает неприкосновенностью на весь период своих полномочий. Вы не можете быть остановлены, арестованы, обысканы, за исключением задержания на месте преступления, а также подвергнуты личным обыскам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности окружающих.
В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совете Федерации. Общие требования к кандидатам, предъявляемым к кандидатам в члены Совета Федерации, следующие:
*от 30 лет;
* безупречная репутация (отсутствие судимостей и т.п.);
* 5 лет проживания;
* лица, не имеющие гражданства иностранного государства.
Глава 2. Организационно-правовые аспекты деятельности Федерального Собрания РФ
2.1. Понятие, структура и функции Совета Федерации
Деятельность Совета Федерации обеспечивает его Аппарат. Основным назначением Генерального штаба является обеспечение осуществления полномочий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (федерального органа государственной власти), а также членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Российская Федерация. Федерации (лица, занимающие должности, установленные Конституцией Российской Федерации). Соответственно, деятельность структурных подразделений Аппарата Совета Федерации Российской Федерации направлена на обеспечение деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и их эффективность и действенность во многом зависят от знаний, умений и навыков , способности, опыт, квалификация и способности государственных служащих. Деятельность Аппарата Совета Федерации регулируется Регламентом Совета Федерации и Положением об аппарате Совета Федерации.
В аппарате Совета Федерации существуют различные категории должностей. Прежде всего, это категория «лидеров». К ним относятся: руководитель Аппарата Совета Федерации, руководитель Секретариата Президента Совета Федерации, первый заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации, заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации, руководитель отдела (например, аналитический, юридический и др.), заместитель руководителя Секретариата Президента Совета Федерации, руководитель Секретариата вице-президента Совета Федерации, заместитель начальника управления, заместитель начальника управления - начальник управления, руководитель секретаря руководителя аппарата Совета Федерации, руководителя аппарата комитета совета федерации, руководителя аппарата комитета совета федерации, заместителя руководителя секретариата вице-президента совета федерации, заместителя руководителя аппарата Аппарат Комитета Совета Федерации, заместитель Руководителя аппарата Комиссии Совета Федерации, заместитель руководителя Секретариата Руководителя аппарата Совета Федерации.
К категории «помощники (советники)» относятся: помощник Председателя Совета Федерации, пресс-секретарь Председателя Совета Федерации, советник Председателя Совета Федерации, помощник вице-президента Совета Федерации, Советник вице-президента Совета Федерации, помощник члена Совета Федерации. Помощники члена Совета Федерации. Член Совета Федерации имеет право иметь помощников для работы в Совете Федерации и для работы в субъекте Российской Федерации.