Файл: Федеральное Собрание рф в системе органов государственной власти рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


24 февраля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (О выборах), согласно которому выборы Депутаты Государственной Думы созывов, избранных после ее вступления в силу, будут проходить по смешанной системе: 225 депутатов Государственной Думы будут избираться по одномандатным округам (один округ - один депутат), а остальные 225 депутатов - по федеральному округу. пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов. Закон 2005 года действовал до окончания полномочий Государственной Думы VI созыва. Депутат Государственной Думы (ГД) является избранным народом представителем, уполномоченным осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законом.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (статья 97 Конституции Российской Федерации). Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статус депутатов Государственной Думы, а также членов Совета Федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности, определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о статусе депутата Федерации. Совета и статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 мая 1995 г. (с изменениями) и рядом других федеральных законов.

Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации очень похожи, но между ними есть различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации являются членами палаты по должности. Государственная Дума действует постоянно, а Совет Федерации действует непостоянно. Депутаты Думы представляют в палате весь народ, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты Российской Федерации.

В отличие от члена Совета Федерации, депутат Государственной Думы работает постоянно. Вы не можете находиться на государственной службе, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Военнослужащие, рядовые и начальствующие сотрудники органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутаты Государственной Думы приостанавливают свою службу на прежних должностях на период осуществления депутатских полномочий. В современной Государственной Думе РФ депутаты получают свободные мандаты, то есть депутат представительного органа власти не связан указаниями избирателей и не подотчетен им в своей деятельности. Поэтому во всей своей деятельности депутат должен прежде всего руководствоваться Конституцией, законами и собственной совестью.


К ведению Государственной Думы относятся:

* дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

* решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

* назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

* Назначение и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов;

* назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

*объявление об амнистии;

* предъявление обвинения Президенту Российской Федерации с целью отстранения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Роспуск Государственной Думы в соответствии со статьей 109 Конституции Российской Федерации (роспуск) может произойти по указу Президента России, если он трижды отклонит выдвинутые им кандидатуры на пост Председателя Правительства. либо вернулся для выражения недоверия Правительству в трехмесячный срок (если в этом случае Президент не примет решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своего существования. В случаях роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов таким образом, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после момента ее роспуска.

Кроме того, Государственная Дума совместно с Советом Федерации утверждает Положение о российских частях межпарламентских комиссий по двустороннему сотрудничеству с парламентами других государств, а также Положение о парламентских представительствах Российской Федерации в Ассамблея Межпарламентские и иные межпарламентские организации, включая делегацию Федерального Собрания, а также государств-участников Содружества Независимых Государств в Межпарламентской Ассамблее ОБСЕ.

Основной организационной формой работы Государственной Думы являются сессионные сессии (весенние и осенние). Проводятся открытые и закрытые, очередные и внеочередные сессии. По всем вопросам, отнесенным к ее компетенции, Государственная Дума Российской Федерации принимает решения открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть именным, с электронной системой или без нее. Тайное голосование осуществляется с помощью бюллетеней. Для организационного руководства своими заседаниями депутаты Государственной Думы Российской Федерации избирают Председателя и его заместителей. Президент, первый вице-президент и их заместители избираются тайным голосованием на заседании Палаты представителей. Кандидатуры на должности вице-президентов могут быть предложены объединениями депутатов и депутатами. Председатель Государственной Думы:



* руководит заседаниями Палаты;

*ведет внутренним распорядком палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Регламентом Государственной Думы;

* организует работу Совета Государственной Думы;

* осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

* назначает и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы;

*представляет Палату в отношениях с иными органами государственной власти и высшими должностными лицами России и иностранных государств, с общественными объединениями и международными организациями;

* участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом России для разрешения разногласий между органами государственной власти;

* направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в объединения депутатов для ознакомления и в профильный комитет Государственной Думы для подготовки его к рассмотрению Советом Государственной Думы;

*подписывает постановления Государственной Думы;

* Отдавать приказы и давать указания по вопросам, входящим в их компетенцию.

Государственная Дума собирается на свое первое заседание на 30-й день после ее избрания, но Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы до этой даты. Первое заседание Государственной Думы открывает Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, затем его ведет старший по возрасту депутат Государственной Думы до избрания ее Председателя.

Внутренним органом управления Государственной Думы является Совет Государственной Думы (в составе Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей объединений депутатов - фракций депутатов и групп депутатов). Выполните следующие задачи:

1) составляет проект примерной программы законотворческой работы Государственной Думы на текущую сессию и принимает решение о включении в эту программу новых законопроектов;

2) формирует проект календаря рассмотрения вопросов на предстоящий месяц;

3) формирует проект регламента работы Государственной Думы к очередному заседанию;

4) созывать внеочередные заседания Палаты в случаях, предусмотренных Регламентом Государственной Думы;

5) назначает соответствующий комитет Государственной Думы, ответственный за подготовку законопроекта, вносимого в Государственную Думу для рассмотрения Государственной Думой;


6) направляет представленные законопроекты на рассмотрение Государственной Думы, комитетов палат, объединений депутатов и субъектов права законодательной инициативы;

7) принимает решение о возврате внесенных в Государственную Думу законопроектов их инициаторам, если последние не выполнили требования Регламента Государственной Думы к законопроектам, вносимым в Государственную Думу;

8) принимает решения о проведении парламентских слушаний;

9) решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с ее Регламентом.

В Государственной Думе создаются объединения депутатов (в отличие от Совета Федерации, где запрещено создавать объединения партий и фракций). Это парламентские фракции, которые формируются по принципу партийной принадлежности, и группы депутатов по принципу и территориальным интересам. В действующей Государственной Думе Российской Федерации VII созыва присутствуют следующие фракции:

Таблица 1.

Фракция

Число депутатов

% от общего числа депутатов

Фракция «Единая Россия»

342

76,1 %

Фракция Коммунистической партии Российской Федерации

42

9,4 %

Фракция ЛДПР

39

8,7 %

Фракция «Справедливая Россия»

23

5,1 %

Депутаты, не входящие во фракции

2

0,4 %

Вакантные места

2

0,4 %


Государственная Дума также образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Они формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства объединений депутатов. Председатели комиссий, их первые заместители и депутаты избираются большинством голосов от общего числа депутатов по предложению объединений депутатов. В Государственной Думе седьмого созыва 26 комитетов, в том числе Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству; Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике; Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; Комитет Государственной Думы по транспорту; Комитет по безопасности Государственной Думы и др.


Законодательная деятельность Государственной Думы

Государственная Дума Российской Федерации участвует в законотворческой деятельности Парламента. Законопроекты направлены в Государственную Думу. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, в пятидневный срок вносятся на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение четырнадцати дней. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для урегулирования возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы при повторном голосовании.

Принятый федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования в пятидневный срок. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент Российской Федерации отклонит его в течение четырнадцати дней со дня поступления федерального закона, то Государственная Дума и Совет Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, повторно рассмотрят этот закон. В случае если после повторного рассмотрения федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он должен быть подписан Председателем Совета Федерации. Федерации из России в течение семи дней и был обнародован. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией.

Федеральный конституционный закон считается одобренным, если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию в течение четырнадцати дней.

С момента одобрения Государственной Думой законопроект становится федеральным законом. Конечно, это еще не действующий федеральный закон, но это уже не законопроект, а акт, принятый палатой, вынесенный на рассмотрение другой палаты. Законопроект становится федеральным законом после его принятия Государственной Думой в третьем чтении. В исключительных случаях Дума может принять федеральный закон даже после его обсуждения в первом чтении. Термин «чтение» не означает, что законопроект зачитывается вслух на заседании Палаты представителей. Когда-то в парламентах это действительно происходило, а сейчас чтение — это просто определенный этап законодательной процедуры в палате, этап обсуждения законопроекта.