Файл: Федеральное Собрание рф в системе органов государственной власти рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В принципе, первое чтение проводится для обсуждения основных положений законопроекта, решения вопроса о необходимости такого закона и оценки общей концепции законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и совместного доклада думского комитета, ответственного за законопроект. Если законопроект разрабатывался несколькими комиссиями, и ими были представлены разные концепции будущего федерального закона, заслушиваются также отчеты тех комиссий, которые не согласны с понятием ответственной комиссии.

Депутаты, их объединения, полномочный представитель Президента Российской Федерации, представители Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, лица, приглашенные для участия в обсуждении. Рассмотрение законопроектов, вносимых Президентом, Правительством или субъектом Российской Федерации, заканчивается с последним словом инициатора. Если законопроект предусматривает покрытие расходов из федерального бюджета, необходимо заслушать мнение Правительства.

Приняв законопроект в первом чтении, Дума может установить срок внесения поправок и вынести его на второе чтение, а также определиться с темой его всенародного обсуждения. Одобренный в первом чтении законопроект в пятидневный срок направляется в Совет Федерации для ознакомления. Если было рассмотрено несколько законопроектов по одному и тому же вопросу, Дума решает, какой из них взять за основу для дальнейшей работы, что означает отклонение остальных законопроектов. Они не могут снова баллотироваться, пока Дума не примет окончательного решения по законопроекту, принятому в первом чтении.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в соответствующую комиссию в виде текста изменений или дополнений в отдельные статьи или предложений об исключении отдельных положений. Такие изменения могут быть внесены любым субъектом права законодательной инициативы. Правило о том, что поправки должны быть представлены в письменной форме в комиссию по разработке законопроекта, имеет большое значение, поскольку помогает преодолеть существовавшую тогда в Съезде народных депутатов и в Верховном Совете практику внесения поправок на голосование. . Законопроект выносится на второе чтение с таблицами поправок, рекомендованных комиссией для его отклонения и утверждения соответственно. По поручению комитета юридический отдел аппарата Думы вносит коррективы в перечень актов федерального законодательства
, которые будут затронуты в случае принятия законопроекта.

Законопроект с таблицами поправок и доработанным списком направляются инициатору, как правило, не позднее, чем за 30 дней до рассмотрения Думой. Их также направляют Президенту и Правительству, если они не являются инициаторами. Совет Думы включает законопроект в календарь рассмотрения вопросов во втором чтении, не позднее чем за 15 дней до рассмотрения направляет необходимые материалы депутатам и определяет докладчика - представителя ответственной комиссии. На заседании Думы после выступающего выступают полномочный представитель Президента, представители инициатора, Правительства. Фракции и группы депутатов при наличии возражений в течение трех минут заявляют о них, и после ответа спикера поправка ставится на голосование. С учетом возражений палата принимает решение о принятии проекта за основу.

В случае положительного решения вопрос об утверждении рекомендации комиссии об отклонении поправок ставится на голосование; если эта рекомендация будет одобрена, законопроект будет поставлен на голосование во втором чтении. А в случае отрицательного решения встает вопрос о продолжении обсуждения или отклонении законопроекта. В случае принятия решения о продолжении обсуждения поправки, отклоненные ответственной комиссией, выносятся на голосование. Затем законопроект выносится на голосование во втором чтении.

Ответственная комиссия редактирует с участием юридического отдела аппарата Думы принятый во втором чтении законопроект, стремясь устранить возможные внутренние противоречия, установить правильные соотношения между статьями и внести необходимые редакционные правки, после чего вносит на рассмотрение законопроект. законопроект в Совет Думы в семидневный срок. Третье чтение назначается советом в специально назначенный день недели. Он состоит исключительно из голосования по законопроекту для принятия в качестве федерального закона. Внесение поправок и обсуждение его содержания больше не допускаются. Только по требованию объединений депутатов, представляющих большинство депутатов, президент обязан голосовать по вопросу о возвращении ко второму чтению.

2.3. Правовой статус парламентария

Содержание конституционно-правового статуса парламентария составляют его права, обязанности, организационные формы деятельности и гарантии. Термин "парламентарий" шире, нежели "депутат". Парламентарий в России это и депутат Государственной Думы, и член верхней палаты - Совета Федерации.



Парламентарий - основная фигура в Федеральном Собрании. Правовой статус парламентария определяется КонституциейРФ иФедеральным законом"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ в ред.от 5 июля 1999 г.(с изм.)*(190).

Член Совета Федерации - это представитель субъекта Федерации в Федеральном Собрании, уполномоченный осуществлять законодательную власть от имени этого субъекта.

Конституционный статус депутата Государственной Думы обусловлен природой парламента. Депутат представляет в Государственной Думе избирателей и от их имени осуществляет законодательные полномочия.

Парламентарием может быть свободный и дееспособный гражданин России, не имеющий двойного гражданства, вида на жительство в иностранном государстве или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства, достигший определенного возраста (для депутата Государственной Думы 21 год, для члена Совета Федерации 30 лет).

И депутат Государственной Думы, и член Совета Федерации с 2000 года работают на профессиональной основе.

На парламентария распространяется принцип несовместимости. Это означает, что он не может находиться на государственной службе, заниматься коммерческой деятельностью, т.е. бизнесом. Депутат Государственной Думы не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом представительных органов региональной государственной или муниципальной власти. Согласно ст. 1Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" в редакции 2009 года избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа муниципального образования.

Военнослужащие, работники суда, прокуратуры, следствия, органов полиции, государственной безопасности на время выполнения депутатских полномочий приостанавливают службу. Парламентариям запрещено входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих, неправительственных организаций, действующих на территории России, их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или национальным законодательством Российской Федерации.


Закон разрешает парламентариям руководить общественными объединениями, заниматься по совместительству преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Однако эта деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации.

Исходя из принципа свободного мандата, который лежит в основе конституционного статуса депутата Государственной Думы, он свободен в реализации принадлежащих ему полномочий и не зависит от волеизъявления избирателей. В отличие от императивного мандата, когда депутат связан наказами избирателей, данными ему в период избирательной кампании, свободный депутатский мандат основывается на презумпции соответствия интересов депутата воле избирателей, выраженной на выборах.

Напротив, члены Совета Федерации должны выражать интересы своего субъекта, что предполагает согласование позиций по отдельным вопросам повестки дня палаты с руководством регионов.

Согласно Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в течение всего срока их полномочий обладают неприкосновенностью, т.е. парламентским иммунитетом. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц (ч. 1 ст. 98). Вопрос о лишении парламентария неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания (ч. 2 ст. 98).

Неприкосновенность один из основных элементов правового статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. Она имеет публично-правовой характер и призвана служить общественным интересам, обеспечивая повышенную охрану личности парламентария. Это необходимо в силу государственных функций, осуществляемых парламентариями, с тем чтобы оградить их от необоснованных преследований, способствовать беспрепятственной деятельности и тем самым самостоятельности и независимости парламента.

Отдельным членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ по решению Президента РФ представляется государственная охрана.


Парламентариям обеспечивается достойное материальное содержание, медицинское обслуживание, бытовые условия, средства связи, автотранспорт и компенсируются расходы, связанные с осуществляемыми полномочиями.

За безупречную работу парламентарии могут быть награждены орденами, медалями, почетным знаком "За заслуги в развитии парламентаризма", а депутаты Государственной Думы - "Почетной грамотой Государственной Думы".

Таким образом, в России созданы все необходимые условия для эффективной работы парламентариев.


Заключение



Подведя итог, можно сказать о главной роли Федерального Собрания в законотворчестве Российской Федерации. Из разобранной мною структуры, данной отрасли власти, отчетливо видно, что основные федеральные законы принимаются Государственной Думой, при их рассмотрении верхней палатой парламента – Советом Федерации. В итоге возникает система, которая позволяет двум палатам контролировать друг друга. Отчасти, из истории становления парламентаризма в России мы узнали, что данный орган создавался и претерпевал изменения лишь с одной целью – участия народа (населения) в политической жизни государства, а также отстаивания своих интересов. Конечно, с учетов регламентированной неприкосновенности членов Федерального собрания обоих палат на них возлагается огромная задача – быть профессионалом своего дела в качестве юриста, закрепляя знания законов и Конституции своей совестью и долгом перед народом.

Список использованной литературы





  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005.

  2. Антонова Н. А., Кувырченкова Т. В., Рязанова Е. А. Конституционное право России; МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет - , 2014. - 176 c.

  3. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Под ред. В.А. Виноградова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

  4. Карпов А.В. Конституционное право России; Омега-Л - Москва, 2013. - 208 c.

  5. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016.

  6. Маркгейм М.В. Конституционное Право Российской Федерации: учебник. – СПб: Юридический центр Пресс, 2013. – 439 с.

  7. Мулукаев Р.С. История отечественного государства и права: учебник/ Мулукаев Р.С., Курицын В.М., Михайлова Н.В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 703 c.

  8. Конституционное право России: учебник для вузов / под ред. А.С. Прудникова, В. И. Авсеенко. – М.: ЮНИТИ, 2007.

  9. Смоленская А.А. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата юр. наук. М., 2014 – 224 с.

  10. Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / В.Е. Чиркин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 447 с.