Файл: 51 урок Учитель Губенина Лариса Николаевна. Раздел Российская империя. Тема I. Россия в начале xx в. Урок Социальноэкономическое развитие страны в конце xixнач xx в.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
под председательст-вом Ленина (вся полнота гос.власти).

8) с февр.1918г. большевики восстановили смертную казнь, отмененную II съездом Советов (17июля1918г. – расстрел царской семьи в Екатеринбурге –безвозвратность).

9) в сент.1918г. после покушения на Ленина, СНК объявляет красный террор (взятие в заложники дворян, буржуазии и интеллигенции.

10) развертывание сети концлагерей, а при сопротивлении – расстрел.

11) роль большевистской агитации и пропаганды (курсы и кружки «политграмоты», агитпоезда и пароходы, кино и диски с грамзаписями речей сов-х лидеров, млн листо-вок, брошюр, газет с ком-ми идеями, на улицах флаги и транспаранты, плакаты и памятники революционерам разных эпох и народов, на площадях театрализованные действа и митинги, привлечение мэтров рус.искусства и т.д.), имеющей 2 мотива:

-интернационалистический (сторонники социализма в мире);

-патриотический (защита от интервентов, поддерживающих белых).

12) умелая политико-воспит-я работа большевиков – ком.субботники, где люди без-возмездно трудились на оборону республики.

13) эконом-я политика большевиков привела к складыванию системы «военного ком-мунизма», которую характеризовали следующие черты:

- национализация пром.предприятий, даже мелких, и перевод на воен.положение обо-ронных заводов и ж/д транспорта;

- сверхцентрализация управления пром-ю, не допуская какой-либо самостоятельнос-ти (Главкрахмал, Главспичка и др.)

(показ презентации № 17 слайды 11, 9, 10)

- продовольственная диктатура и официальное запрещение свободы торговли;

- в янв.1919г. введена продразверстка (гос-во фактически бесплатно изымало у крестьян все излишки хлеба;

- натурализация хоз-х отношений – обесценивание денег, их отмена; пойки, бесплат-ное пользование жильем, транспортом , коммун-ми услугами;

- введение всеобщей трудовой повинности, создание «трудовых армий» (в/ч на работы).

Политика белых правительств.


Тема VI. Россия, СССР: годы нэпа.

Урок 16. Социально-экономическое развитие страны.

Цели и задачи: 1. Уяснить причины, сущность и значение нэпа как средства создания

предпосылок для осуществления идеи социалист-й модернизации.

2. Уточнить представление уч-ся об альтернативности исторического

процесса.

3. Использовать интерактивные приемы, способствующие развитию

творческих навыков.

4. Продолжить формирование умений работать с ист. документами,

анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.

Основные понятия: нэп, продналог, концессия, хозрасчет, Земельный кодекс, «коман-

дные высоты», «кризис сбыта», политика «ограничения кулачест-

ва как класса», индустриализация, нэпманы.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Социально-экономическое развитие

страны в период нэпа» № 24 9кл.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.125-126.

3. Формирование новых знаний:

Кризис весны 1921г. и его уроки.

С конца 1920г. положение правящей в России компартии стало сильно ухудшаться:

- крестьянство не желало мириться с удушающей всякую хоз-ю инициативу экономии-ческой политикой большевиков;

- сами большевики не собирались отказываться от политики «военного коммунизма», ведущего к созданию нетоварной, истинно социалист-й экономики;

- в разных концах страны вспыхнули антиправит-е восстания крестьян;

- недовольство в армии (март 1921г. – восстание матросов и красноармейцев в Кронш-тадте на Балтике против коммунистов);

- массовые забастовки и демонстрации рабочих в городах (за отмену разверстки, тре-бовали свободы торговли и хозяйствования на земле, демократизации полит-го режима в стране – за «свободные Советы»).

Подавление народных выступлений с помощью регулярной Красной армии, слова Ленина о согласии с крестьянством и борьбе против противников большевизма для победы соц.революции.

Советская Россия вступила в мирное строительство с двумя расходящимися линиями внутренней политики:

1) переосмысление основ экон.политики (раскрепощение хоз.жизни страны от тоталь-ного гос.регулирования.



2) пресечение любых попыток демократизировать об-во и расширить гражд.права населения.

Это было первое противоречие нэпа.

Нэп: сущность и основные черты.

В марте 1921г. Х съезд компартии принимает решение о замене разверстки продналогом, что положило начало нэпу (новой экономической политике):

- продналог – снижение налога в 2 раза по сравнению с продразверсткой, + основная часть налогов с зажиточных сельчан, а остатки можно продавать по свободным ценам на рынке.

- в окт.1922г. принят Земельный кодекс РСФСР (крестьяне могли свободно выходить из общины и выбирать форму землепользования, + разрешение аренды земли и приме-нение наемного труда).

- в городах частным лицам разрешалось брать в аренду мелкие и средние предприятия (появление нэпмановпоказ презентации).

- попытка привлечь капиталы из-за рубежа через концессии – права на использование природных богатств и создание пром.предприятий, но иностранцы боялись вкладывать свои деньги в экономику Сов.России, поэтому концессии не распространились.

- перестройка управления народным хоз-ом: ослабла его централизация, тресты перешли на хозрасчет, отмена трудовых мобилизаций, свободный наем раб.силы через биржи труда, упразднение уравнительной зарплаты, а к 1922г. отменена карточная система.

- возрождение денежной системы гос-ва: в окт.1921г. восстановлен Госбанк, с 1922 по 1924г. произошло вытеснение обесцененных денег твердой валютой – червонцем (его покуп. способность как у дореволюционной 10-рублевой золотой монеты).

Вывод: нэповская экономика имела сложную малоустойчивую рыночно-администра-тивную конструкцию, где рыночные элементы – вынужденная мера, а адмминистра-тивно-командные – принципиально и стратегически (гос-во «командных высот»).

Противоречия нэповской экономики.

Приоритетное значение крупной промышленности, т.к. это основная эконом-я опора власти и основа обороноспособности гос-ва, окруженного врагами.

Решить этот вопрос можно за счет материальных средств из деревни через налоги и искусственную ценовую политику (завышение цен на пром.продукцию и занижение – на с/х).

Второе противоречие нэпа: четко выраженный приоритет промышленности над с/х, неэквивалентный товарообмен между городом и деревней.


След-но, новые конфликты с крестьянством.

«Кризис сбыта»- разразившийся осенью 1923г. из-за:

- засуха и голод 1921-1922 гг. (погибло > 1 млн чел.) разорили крестьян, след-но они не могли позволить себе покупать необходимые промтовары, след-но они заполнили все склады и магазины;

- крестьяне задерживают сдачу зерна по продналогу;

- крестьянские восстания – в Амурской обл., в Грузии и др.

Усмирив повстанцев, большевики в 1924-1925 гг. пошли на уступки:

- смягчили в пользу сельских производителей ценовую политику;

- расширили право на аренду земли и использование наемного труда;

- переход от натурального налога к денежному, след-но > свобода в развитии.

Третье противоречие нэпа: классово сориентированная аграрная политика Сов.влас-ти, т.е. поддержка в деревнях экономически немощных бедняцких и середняцких хоз-в

и сдерживание развития крупных сельских предпринимателей – кулаков («ограниче-ние кулачества как класса»), отягощенное регулярно проводимым уравнительным переделом земли, след-но, дробление крестьянских дворов, их ослабление. Единолич-ные хоз-ва не могли использовать сложную с/х технику, а у многих нет и лошади.

Эта политика большевиков привела к снижении. С 1926г. товарности крестьянских хоз-в, т.к. нет продукции для рынка.

Итоги нэпа: 1) при известной свободе хоз-й деят-ти товаропроизводителей, частной инициативы и предприимчивости к 1925г. валовой сбор зерна превысил среднегодовой сбор в 1909-1913гг;

2) к 1926г. на уровень довоенных лет вышло животноводство;

3) по основным видам пром-ти в 1926-27гг. удалось добиться довоенных показателей.

Социальная политика.

На фоне общего хоз-го подъема в годы нэпа властям удалось проводить весьма эф-но политику в соц.сфере:

1) высокий темп при восстановление раб.класса:

- увеличение численности в 2 раза за 1921-1925гг. за счет квалиф.фабрично-завод. раб.

- привлечение выходцев из деревни

- 8-часовой раб.день + ежегодный отпуск не < 2 недель

- в 1927г. раб.день 7 часов

- зарплата вышла на дореволюционный уровень

2) крестьяне превзошли доревол.уровень на 1/3

3) за первое десятилетие Сов.власти в 2 раза увеличилось число врачей и мед.персон., удалось почти полностью избавиться от опасных и массовых заболеваний – оспа, чума, тиф, холера.

Курс на индустриализацию.


На своем XIV съезде (дек.1925г.) компартия провозгласила курс на индустриа-лизацию. А на XV съезде (1927г.) уже четко определены приоритеты в этой сфере:

(работа с докум. с.132 «листок из архива»: макс.внимание быстрейшему развитию тех отраслей народного хоз-ва и всей пром-ти, кот. влияют на оборону и хоз-ю ус-тойчивость страны в военное время.)

1926-1928гг. историки определяют как начало индустриализации:

- в 3раза увеличились капиталовложения в пром-ть (3/4 из которых на реконструкцию)

но постепенно началось и новое строительство.

- проводя индустриализацию, партия большевиков обостряла противоречия, присущие нэповской России, подводя рыночно-административную экономику к краю пропости.

3. Закрепление: работа с понятиями и вопросами параграфа.

4. Домашнее задание: п.16.

Урок 17. Общественно-политическая жизнь. Культура.

Цели и задачи: 1Показать стремление гос.власти к жесткому контролю над всеми

сферами жизни общества.

2. Способствовать усвоению уч-ся методов внутрипартийной борьбы

после смерти Ленина.

3. Продолжить формирование умений работать с ист. документами,

анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.

Основные понятия: ОГПУ, Особое совещание, местоблюститель, «сменовеховство»,

ГУЛАГ, большевистская гвардия, режим личной власти, обновлен-

чество, Главлит, оппозиция.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Политическая жизнь в 20-е годы» № 25

9кл.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.133.

3. Формирование новых знаний:

Политические приоритеты компартии.

Установка большевиков – укрепление контроля над полит-й и духовной жизнью об-ва:

- 1922г. реорганизация ВЧК и создание ГПУ (Государственное политическое управ-ление), а с 1924г. – Объединенное ГПУ (ОГПУ), лишенное прямых карательных фун-кций.

- в 1922г. утверждены Уголовный и Гражданский кодексы, проведена судебная рефор-ма (упразднение ревтрибуналов, введение прокуратуры и адвакатуры)