Файл: Конспект лекций по дисциплине введение в специальность 032001. 65 документоведение и документационное обеспечение управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Единственным землемерным орудием, находившимся в распоряжении писцов, была «вервь мерная», получаемая ими казенная веревка определенной длины. За неправильное межевание, согласно Соборному Уложению 1649 г. писцы подвергались наказанию кнутом, а в царствование царя Федора Алексеевича лишению половины принадлежавших им вотчин и поместий.

Раздел 2.

Тема 3.Государственная бюрократия в России в XVIII-начале XX вв.

Лекция 4.
1.Объекты профессиональной деятельности служилой бюрократии XVIII в.
Переход в начале XVIII в. от самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией и абсолютной монархии сопровождался рядом, гос. реформ и, в первую очередь, административных. Реформа госаппарата в первой четверти XVIII в. привела к созданию системы новых учреждений. Высшим законосовещательным органом при Императоре стал Правительствующий Сенат. Высшим церковным учреждением стал Святейший Синод, который разрушил монопольную власть патриархии.

Центральные учреждения исполнительной власти – приказы, были заменены коллегиями. Вместо приказных изб органами исполнительной власти на местах стали губернские и провинциальные канцелярии, городовые ратуши и магистраты.

Первоначально (1718-1720 гг.) было создано 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Комерц-коллегия, Штабсконтор-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия и главный магистрат и др. Штат коллегии состоял из президента, который возглавлял коллегию, вице-президента, 2-3 советников, асессоров и канцелярских служителей.

Штат чиновников губернской канцелярии зависел от объема работы и включал: секретаря (младшего и старшего), регистратора, протоколистов, писцов, переводчиков, архивариуса.

Работа коллегий устанавливалась специальным законодательным актом «Генеральным регламентом», который был утвержден Петром I 28 февраля 1720 г. Генеральный регламент устанавливал структуру и штаты коллегий, должностные обязанности чиновников, правила внутреннего распорядка, нормы служебного этикета, оборудование присутственных мест.

«Генеральный регламент» стал обобщающим документом и первым законодательным актом, в котором был прописан не только весь порядок работы коллегий, ведения в них делопроизводства, но и обязанности каждого работника канцелярии. Это новый тип организационного документа,
прообраз всех последующих регламентов, в том числе и Регламента Государственной Думы Российской Федерации.

В "Генеральном регламенте" перечислены созданные к этому году коллегии, служба в которых являлась присяжной должностью, определено их устройство, скрупулезно расписан весь порядок работы, должностной состав. Половина глав посвящена порядку работы коллегий - начало работы, время отпусков, прием посетителей, награждения, наказания работни­ков и т. д. Остальные главы касаются непосредственно работы с документа­ми и должностных обязанностей служащих канцелярий.

Возглавлял коллегию президент, которому, согласно главе XVII, "особливой секретарь позволяется иметь, который токмо от своего Президента и его указов зависит, а до Коллегии дела не имеет". Вся работа коллегий была связана с документами, как фиксирующими ее непосредственную деятельность, так и получаемы­ми извне. Поэтому в коллегиях согласно Генеральному регламенту впервые учреждаются специальные структурные подразделения, занимающееся делопроизводством, - канцелярия и архив.

Учитывая необученность персонала, возможную нерадивость работников, "Генеральный регламент" предусматривает все детали работы с документами. Расписывая делопроизводственные операции. "Генеральный регламент...", по сути, регламентирует технологию управления, механизм и процедуры работы коллегии.
2.Состав должностей служилой бюрократии в XVIII в

Генеральный регламент устанавливал следующие должности канцелярских служителей коллегии: секретарь, помощник секретаря, нотариус, актуариус, регистратор, канцелярист, подканцелярист, копиисты, переводчик, толмач архивариус, вахмистр. Президент коллегии имел личного секретаря.

Секретарь, помощник секретаря и канцеляристы готовили дела к слушанию в коллегии. Нотариус вел протокол (повседневную записку) по всем делам, решавшимся в коллегии. Актуариус и регистратор отвечали за регистрацию документов. Копиисты переписывали, копировали и тиражировали документы (рукописные). В ведении архивариуса находился архив коллегии. На него возлагалась ответственность за обеспечение сохранности и справочной работы по документам. Переводчик коллегии занимался письменными переводами документов. Толмач занимался устными переводами. Вахмистр – сторож коллегии отвечал за сохранность печати и присутствовал при ее приложении. Прокурор коллегии наблюдал за порядком и законностью решения дел.



Важнейшим организационным моментом в работе коллегий было четкое разграничение обязанностей должностных лиц и описание функций каждого из них. Всем должностям посвящаются специальные главы "Генерального регламента". Таким образом, в коллегиях было достигнуто достаточно четкое разграничение функций канцелярских служащих и обязанностей, выполняемых каждым из них. В регламенте впервые нормативно закреплялась технология и методика работы с документами. Например, в регламенте не только говорилось, что нотариус ведет протокол, но и разъяснялось, как он его ведет. Для регистратора указывалось не только то, что он регистрирует документы в журнале, но и в каких журналах, какие документы и что о каждом записывает:

Порядок прохождения государственной службы чиновниками определялся законом от 24 января 1722 г , который был назван Табель о рангах Петр 1 сам принимал участие в редактирование этого закона, в основу которого легли заимствования из расписаний чинов королевств французского, шведского и датского. Закон состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам. С этого времени общественное положение служащих лиц определялось чином, а не породой. Гражданские чины, как и военные, давались по выслуге лет или по особенным, знатным служебным заслугам.

Гражданские чины:

  1. канцлер

  2. действующий тайный советник

  3. тайный советник

  4. действующий статный советник

обер – прокурор

герольдмейстер

  1. статский советник

  2. коллежский советник

военный советник

  1. надворный советник

  2. коллежский асессор

  3. титулярный советник

  4. коллежский секретарь

  5. корабельный секретарь

  6. губернский секретарь

  7. провинциальный секретарь

сенатский регистратор

синодский регистратор

кабинетский регистратор

  1. коллежский регистратор.

Дослужившийся до чина коллежского асессора 8 класса чиновник получал право на потомственное дворянство.

Согласно "Табели о рангах"

- обер-секретарь Сената получал чин VI класса;

- обер-секретарь иностранной, воинской и адмиралтейской коллегии - чин VII класса;

- обер-секретарь в коллегии, секретарь в Сенате - чин VIII класса;

  • секретари в воинской и иностранной коллегии, а также сенатские протоколисты и переводчики - чин IX класса;

  • секретари прочих коллегий, переводчики и протоколисты воинской, адмиралтейской и иностранной коллегии получали чины X класса;

  • секретари в надворных судах и канцеляриях в губерниях – чины XIIкласса;

  • секретари в провинциях, переводчики и протоколисты коллежские, актуариус и регистраторы сенатские – чины XIII класса;

  • актуариусы, архивариусы, регистраторы при коллегиях – чины XIV класса.


В своем первоначальном виде Табель о рангах устанавливала не иерархию чинов, а иерархию должностей. На протяжении 18 в . чин «отрывался» от должности, и к концу 18 в. перешел в категорию награждения, поощрения за службу. Чинопроизводство и прохождение службы чиновниками регламентировались законодательно. Однако, награждение чинами проходило, как правило, не по знанию, а по назначению и старшинству. Преимущественным правом при чинопроизводстве пользовалось потомственное дворянство. У дворянства была еще одна возможность обойти по службе выходцев из непривилегированных сословий. Дворяне могли служить или хотя бы начинать службу в армии и переходит в штатскую уже в штаб-офицерском чине.

Таким образом, реальная практика чинопроизводства носила ярко выраженный продворянский характер. Это выражалось в ускоренном чинопроизводстве для дворян и в затруднении доступа на гос. гражданскую службу выходцам из других сословий.

Однако, создание в результате губернской реформы 1775 г. множества чиновничьих и канцелярских мест в системе местного госаппарата вызвало появление множества вакансий. Дефицит кадров, несмотря на продворянскую политику, заставил власть пополнить госаппарат выходцами из непривилегированных сословий. В интересах последних после XVIII в. были изданы законы «об освобождении их из подушного оклада». Служащие в местные управления набирались, кроме дворян, из церковнослужителей, приказных, подьяческих, секретарских, обер-офицерских, солдатских детей, из купечества и даже отпущенных на волю крепостных крестьян и господских людей.
3.Должностные обязанности, привилегии служилой бюрократии XVIII в., вознаграждение за труд, социальный этикет

Рабочий день в коллегиях начинался в 8 часов утра и продолжался 5 часов. Позже он был продлен до 8 часов. Работа велась круглый год, за исключением 3-х летних месяцев и праздников. Однако в коллегиях строго следили за соблюдением исполнительской дисциплины (соблюдение внутреннего распорядка). За неотработанный час – взыскивалось недельное жалование, за один день неявки на работу у канцелярского служителя вычиталось месячное жалованье. Работа в коллегии являлась присяжной должностью. Все чины коллегии давали торжественную письменную или устную присягу на «верность Отечеству и престолу». Служба для разночинцев начиналась в 15 лет, а иногда и в 12-13 с должности копииста. Никакого специального образования, кроме знания грамоты и письма для поступления на службу не требовалось. Через 2 года чиновник получал должность подканцеляриста, еще через 3 – канцеляриста, спустя еще 2 года – должность губернского регистратора, и наконец после 10 лет канцелярской службы чиновник получал первый классный чин коллежского регистратора 14 класса.


За должностные преступления предусматривалась целая система наказаний. Серьезными наказаниями карались хищения, неправильное составление документов, искажение их смысла, подделка, преждевременное разглашение решений коллегий, взятки. Наказания за серьезные должностные преступления полагались весьма строгие: смертная казнь, вечная ссылка на галеры с вырезыванием ноздрей и отнятием всего имения. За меньшие преступления назначались временная ссылка на галеры, полная или частичная конфискация имущества, лишение чина или денежный штраф. Публичное наказание на площади влекло за собой утрату чина, который мог быть возвращен лишь за особые заслуги.

В 18в основным вознаграждением за службу становится денежное жалованье. Хотя по-прежнему практикуется награждение землей с крестьянами. Но, в основном, это касалось немногочисленного слоя придворного и высшего чиновничества. Основная масса чиновничества получала денежное жалованье согласно чину и должности. При выходе в отставку чиновник получал пенсион. Но для этого необходимо было прослужить не менее 35 лет беспорочной службы.

Каждый чиновник должен был иметь экипаж и ливрею согласно своему чину.

Соответственно чину и должности употреблялись формулы титулования – при обращении к чиновникам разных рангов. Эти формулы не были установлены законом и сложились постепенно на практике. К концу XVIII в. таких титулов было пять:

I и II классы - ваше высокопревосходительство;

III и IV классы - ваше превосходительство;

V класс - ваше высокородие;

VI-VIII классы - ваше высокоблагородие

IХ-ХIV классы - ваше благородие.

Титул использовался во всех случаях устного и письменного обращения.

Для чиновника XVIII в. характерно гипертрофированное чувство превосходства, основанное на осознании феномена могущества канцелярии. Отдельные наблюдения на эту тему можно найти у многих мемуаристов. П. С. Батурин писал: «реальная власть была у секретаря канцелярии. Она с одной стороны основывалась на исключительном знании им законов, а с другой стороны, на незнании этих законов основной массой граждан. Секретарь ревностно хранил их от желающих познать оные.». Законов опубликованных было немного и они не были широкодоступны населению.

Раздел 2.