Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 425
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Зеркало
Один человек показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь, «передразнивает» его как можно точнее и передает дальше — своему соседу. «Гримаса» передается по кругу.
Упражнение заканчивается, когда гримаса возвращается к первому участнику.
Таким же образом «передаются» еще несколько эмоций.
Обсуждение.
• Каков механизм узнавания чувства?
• Какие мышцы задействованы?
• Что вы чувствуете, когда видите мимическое изображение эмоции?
6. Пиктограмма
— Сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки
прочитают, что па них написано, но гак, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено.
7. О пользе и вреде эмоций
А. Обсуждение.
• Бывают ли бесполезные пли стопроцентно вредные чувства?
• Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?
Б. Участники разбиваются на группы но 3-5 человек,'желающие могут работать и парами, п в одиночку, п заполняют таблицу:
Эмоции | Ее польза | Ее вред |
| | |
| | |
— Я предлагаю для исследования два чувства: любовь п лень. Если группа захочет продолжить работу, выберите любое третье чувство по собственному желанию.
8. Скульптор—глина
Все дети делятся на пары. Каждая пара договаривается, кто будет «скульптором», а кто — «глиной». Каждый «скульптор» должен задумать какое-то чувство, записать его па карточку, спрятать ее в карман и никому не показывать.
После того как название скульптуры загадано, «скульптор разминает глину»: делает «легкий массаж», чтобы из мягкой, податливой глины вылепить задуманную скульптуру.
Затем скульптор ставит статую в нужную позу, придает ее лицу нужное выражение и произносит магическую формулу: «Шедевр закончен!» От «скульптуры» требуется только одно: назвать себя, т. е. указать, какое чувство выражается данной позой и мимикой. Получив от «скульптуры» ответ, «скульптор» достает карточку с тайной записью. Если ответ совпадет с замыслом, «скульптура» отправится на выставку шедевров.
Постаментами служат стулья, а восхищенными зрителями могут быть все желающие угадать название скульптуры. Если зрители тоже угадывают название, автор шедевра получает звание «Лучший выразитель чувств».
Каждый участник должен получить возможность испытать себя как в роли «скульптора», т:.\к п в роли «глины».
9. Домашнее задание
Перед зеркалом вылепить из самого себя скульптуру под названием «Бодрость, уверенность, сила, жизнерадостность». Запомнить позу и мимику. «Надевать и носить» эту позу три раза в день.
10. Ритуал прощания
Занятие № 13. Обида
Цель: закрепление навыков уверенного поведения: обучение тому, как справляться с обидой; формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи; создание позитивного эмоционального фона в группе.
1. Ритуал приветствия
2. Антоним
— Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-нибудь состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним к нему — противоположное состояние пли чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «грустный». Таня, поймав мяч,, называет антоним «веселый», затем бросает мяч кому-то еще и называет свое чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и, ре бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех.
3. Футболка с надписью
— Изобразите и запишите «надпись на футболке» для себя и для другою человека, любого какого хотите.
Обсуждение,
• Какую «футболку» -- для себя и для других — было делать труднее и интереснее и почему?
• Другие люди и я. Из-за чего возникают трения? Непреднамеренные и преднамеренные обиды.
4. Детские обиды
— Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и нарисуйте либо опишите их — в любой (конкретной или абстрактно/]) манере. Как вы сейчас относитесь к этой обиде (нарисуйте или опишите)?
Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас».
Обсуждение.
• Что такое обида?
• Как долго сохраняются обиды?
• Справедливые и несправедливые обиды и т. д.
5. Обиженный человек
— Закончите предложение: «Я обижаюсь, когда...», нарисуйте выражение лица обиженного человека. Подумайте и запишите или нарисуйте, как реагируют на обиду уверенные п неуверенные .поди.
6. Копилка обид
Детям предлагается нарисовать или описать копилку и поместить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. После этого проводится обсуждение: что делать с- этой копилкой.
Психолог говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Нее решают, что можно сделать с копилкой. Психолог поддерживает предложение разорвать ее и предлагает действительно сделать это.
Обсуждение.
• Что делать с «текущими» обидами?
Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а йогом рвать записку. мысленно отправлять обиду в небо (пли пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше п меньше.
• Как относиться в дальнейшем к обидчику?
• Прощение обиды.
7. Куда уходит злость
— Возможно, не все всем нравится в обстановке, в людях, в самом себе... Подумайте о том, что нас тревожит больше всего в данный момент (может быть, это недовольство психологом, грусть, неприятный свет в комнате и т. п.). Выскажитесь.
Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться п выразить друг другу свои претензии.
Пожалуйста. Кто готов начать? Постарайтесь по возможности выразить все что накипело.
Пожалуйста, делайте по очереди резкие критические замечания. Это — игра, так что все принимают условность происходящего п судить строго не будут. Реагировать ответными репликами на замена имя не разрешается. Таким образом, высказывания будут односторонними и не перерастут в споры и настоящую ругань.
А сейчас вообразим себе такую картину... Все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимается кверху и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте глаза, чтобы картина стала отчетливей.
8. «Горячий» стул
— В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает этот стул. Все остальные члены группы обращаются к сидящему со словами: «Мне в тебе не нравится...», затем: «Мне в тебе нравится...» (возможны варианты). Используется только фактическая информация, полученная в процессе групповой работы. Следует избегать определений «хорошо», «плохо».
После того как все выскажутся, подросток, занимавший «горячий стул», рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, что отверг.
— Обратите внимание на то, что решение человека сесть на этот стул означает принятие им спокойно, без обид, всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме.
9. Ритуал прощания
Занятие № 14. Как справиться с плохим настроением
Цель: углубление процессов самораскрытия; развитие умения самоанализа п преодоления барьеров, мешающих полноценному самовыражению; обучение тому, как находить чувства, которые помогут преодолеть чувство тревоги и избавиться от него.
1. Ритуал приветствия
2. Какого я цвета?
Дети группы образуют круг.
— Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния... Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, п поясните, почему вы выбрали ДЛЯ его обозначения именно тот цвет, который вы назвали.
3. Твое настроение
— Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном, или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это — ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но... взгляд, слово, движение. выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка — п все становится ясно.
Есть ли у тебя «свое» настроение, такое, в котором ты находишься чаще всего?
А как ты думаешь, каким тебя видят твои друзья, одноклассники, родители?
Учти, что свое настроение мы чаще всего невольно передаем другим людям. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он взаимодействует. В результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется не шутить, не разговаривать, ни