Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Зеркало

Один человек показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь, «передразнивает» его как можно точнее и передает дальше — своему соседу. «Гримаса» передается по кругу.

Упражнение заканчивается, когда гримаса возвращается к перво­му участнику.

Таким же образом «передаются» еще несколько эмоций.

Обсуждение.

• Каков механизм узнавания чувства?

• Какие мышцы задействованы?

• Что вы чувствуете, когда видите мимическое изображение эмоции?

6. Пиктограмма

— Сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозна­чены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки

прочитают, что па них написано, но гак, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изо­бражено.

7. О пользе и вреде эмоций

А. Обсуждение.

Бывают ли бесполезные пли стопроцентно вредные чувства?

Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?

Б. Участники разбиваются на группы но 3-5 человек,'желающие могут работать и парами, п в одиночку, п заполняют таблицу:

Эмоции

Ее польза

Ее вред













— Я предлагаю для исследования два чувства: любовь п лень. Ес­ли группа захочет продолжить работу, выберите любое третье чувст­во по собственному желанию.

8. Скульптор—глина

Все дети делятся на пары. Каждая пара договаривается, кто будет «скульптором», а кто — «глиной». Каждый «скульптор» должен заду­мать какое-то чувство, записать его па карточку, спрятать ее в карман и никому не показывать.

После того как название скульптуры загадано, «скульптор разми­нает глину»: делает «легкий массаж», чтобы из мягкой, податливой глины вылепить задуманную скульптуру.

Затем скульптор ставит статую в нужную позу, придает ее лицу нужное выражение и произносит магическую формулу: «Шедевр за­кончен!» От «скульптуры» требуется только одно: назвать себя, т. е. указать, какое чувство выражается данной позой и мимикой. Полу­чив от «скульптуры» ответ, «скульптор» достает карточку с тайной записью. Если ответ совпадет с замыслом, «скульптура» отправится на выставку шедевров.



Постаментами служат стулья, а восхищенными зрителями могут быть все желающие угадать название скульптуры. Если зрители тоже угадывают название, автор шедевра получает звание «Лучший выра­зитель чувств».

Каждый участник должен получить возможность испытать себя как в роли «скульптора», т:.\к п в роли «глины».

9. Домашнее задание

Перед зеркалом вылепить из самого себя скульптуру под названи­ем «Бодрость, уверенность, сила, жизнерадостность». Запомнить по­зу и мимику. «Надевать и носить» эту позу три раза в день.

10. Ритуал прощания
Занятие № 13. Обида

Цель: закрепление навыков уверенного поведения: обучение тому, как справляться с обидой; формирование более адекватной само­оценки на основе обратной связи; создание позитивного эмоциональ­ного фона в группе.

1. Ритуал приветствия

2. Антоним

— Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом ка­кое-нибудь состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним к нему — противоположное состояние пли чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «грустный». Таня, поймав мяч,, называет антоним «веселый», затем бросает мяч кому-то еще и называет свое чувство или состояние. Постарайтесь быть вни­мательными и, ре бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побы­вает у всех.

3. Футболка с надписью

— Изобразите и запишите «надпись на футболке» для себя и для другою человека, любого какого хотите.

Обсуждение,

• Какую «футболку» -- для себя и для других — было делать труд­нее и интереснее и почему?

• Другие люди и я. Из-за чего возникают трения? Непреднамерен­ные и преднамеренные обиды.

4. Детские обиды

— Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и нарисуйте либо опишите их — в любой (конкретной или абстрактно/]) манере. Как вы сейчас отно­ситесь к этой обиде (нарисуйте или опишите)?

Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас».

Обсуждение.

• Что такое обида?

• Как долго сохраняются обиды?

• Справедливые и несправедливые обиды и т. д.

5. Обиженный человек

— Закончите предложение: «Я обижаюсь, когда...», нарисуйте вы­ражение лица обиженного человека. Подумайте и запишите или на­рисуйте, как реагируют на обиду уверенные п неуверенные .поди.


6. Копилка обид

Детям предлагается нарисовать или описать копилку и помес­тить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. После этого проводится обсуждение: что делать с- этой копилкой.

Психолог говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Нее решают, что можно сделать с копилкой. Психолог поддерживает предложение ра­зорвать ее и предлагает действительно сделать это.

Обсуждение.

• Что делать с «текущими» обидами?

Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важ­но для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддержи­ваются предложения типа: записывать обиду, а йогом рвать записку. мысленно отправлять обиду в небо (пли пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше п меньше.

• Как относиться в дальнейшем к обидчику?

• Прощение обиды.

7. Куда уходит злость

— Возможно, не все всем нравится в обстановке, в людях, в самом себе... Подумайте о том, что нас тревожит больше всего в данный мо­мент (может быть, это недовольство психологом, грусть, неприятный свет в комнате и т. п.). Выскажитесь.

Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться п выразить друг другу свои претензии.

Пожалуйста. Кто готов начать? Постарайтесь по возможности вы­разить все что накипело.

Пожалуйста, делайте по очереди резкие критические замечания. Это — игра, так что все принимают условность происходящего п су­дить строго не будут. Реагировать ответными репликами на замена имя не разрешается. Таким образом, высказывания будут односто­ронними и не перерастут в споры и настоящую ругань.

А сейчас вообразим себе такую картину... Все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимает­ся кверху и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте гла­за, чтобы картина стала отчетливей.

8. «Горячий» стул

— В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает этот стул. Все остальные члены группы обращаются к сидящему со слова­ми: «Мне в тебе не нравится...», затем: «Мне в тебе нравится...» (воз­можны варианты). Используется только фактическая информация, полученная в процессе групповой работы. Следует избегать опреде­лений «хорошо», «плохо».

После того как все выскажутся, подросток, занимавший «горячий стул», рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что при­нял, что отверг.

— Обратите внимание на то, что решение человека сесть на этот стул означает принятие им спокойно, без обид, всего сказанного. Вы­сказывания должны делаться в доброжелательной форме.


9. Ритуал прощания
Занятие № 14. Как справиться с плохим настроением

Цель: углубление процессов самораскрытия; развитие умения само­анализа п преодоления барьеров, мешающих полноценному самовы­ражению; обучение тому, как находить чувства, которые помогут пре­одолеть чувство тревоги и избавиться от него.

1. Ритуал приветствия

2. Какого я цвета?

Дети группы образуют круг.

— Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния... Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, п поясните, почему вы выбрали ДЛЯ его обозначения именно тот цвет, который вы назвали.

3. Твое настроение

Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном, или груст­ном, печальном, или подавленном, мрачном. Это — ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные мо­менты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда мо­жет быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но... взгляд, слово, движение. выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка — п все становится ясно.

Есть ли у тебя «свое» настроение, такое, в котором ты находишься чаще всего?

А как ты думаешь, каким тебя видят твои друзья, одноклассники, родители?

Учти, что свое настроение мы чаще всего невольно передаем дру­гим людям. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он взаимодействует. В результате у всех мо­жет возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется не шутить, не разговаривать, ни