Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 424
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обмениваться впечатлениями, когда в голову не приходят новые мысли, идеи, когда душой владеют не жизнеутверждающие чувства, а мрачные предчувствия. Но, с другой стороны, тебе известно, что постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует общему настроению. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения той или иной конкретной ситуации, а также о мере (степени) его проявления в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой.
4. «Чувствую-себя-хорошо»
— Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую себя-хорошо». Воспроизведите их в своем воображении, запомните
чувства, которые при этом возникнут. Теперь предстаньте, что вы кладете эти чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете... Нарисуйте это место и назовите эти ощущения. Краткое обсуждение выполнения задания.
5.Аукцион
По типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы, принятые аукционистом (ведущим)) фиксируются на доске, а затем записываются в дневник.
6. Расслабляемся
Психолог рассказывает о том, что в случаях, когда человек испытывает напряжение, можно помочь себе, расслабившись при помощи простых приемов, которые помогут не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам другого человека.
А.
— Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опираемся на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая — до девяти. Можно и не считать — смотря как легче. Начнем.
По окончании:
— Теперь можно открыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?
Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.
Б.
— Другой способ расслабиться можно было бы назвать «волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести это волшебное слово и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем.
По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.
В.
— Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните или вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение,
напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, «Я спокоен» и т. д. Начнем.
По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал, и просит рассказать, если не трудно, о том, какие, ситуации вспомнились.
Г. Вверх по радуге
Детей просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что, вдыхая, они избираются вверх по радуге, а выдыхая -съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих упражнении или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.
7. Мусорное ведро
Психолог показывает иллюстрацию, где изображено мусорное ведро, и просит детей объяснить, что, но их мнению, символизирует мусорное ведро. Детям предлагается нарисовать на бумаге мусорное? ведро. Психолог направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросит!) что-то из своей жизни, и предлагает детям представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью. Это может быть человек, какой-нибудь предмет, место пли чувство. Изобразить это надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро.
Дети описывают негативные моменты своей жизни гак, как они изобразили это на картинке. Комментируя и задавая вопросы, они изучают выбор каждого. Психолог помогает группе идентифицировать свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное разочарование, например от бесполезного подарка. Другие будут описывать абстрактные понятия, такие как ненужные взаимоотношения.
8. Домашнее задание
— Закончите предложения: Счастливее всего я чувствую себя, когда... Хуже всего я чувствую себя, когда... Никак не могу понять, почему Я...
Моя жизнь была бы счастливее, если бы я... Главное, что я хотел(а) бы в себе изменить, это...
9. Ритуал прощания
Занятие № 15. Мои слабости
Цель: обучение тому, как находить в себе не только сильные, но и слабые стороны; повышение самопонимания на основе осознания своих ограничений: положительных и отрицательных качеств, своих индивидуальных особенностей.
1. Ритуал приветствия
2. Комплимент
Дети стоят в кругу.
— Давайте возьмемся за руки. Посмотрим друг на друга. Постараемся получше почувствовать друг друга. Сейчас кто-нибудь из нас войдет в круг и пойдет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника в тот момент, когда участник скажет ему комплимент. После того как первый участник пройдет четверых из нас, второй начинает движение вслед за ним и т. д. по очереди.
3. Под микроскопом
— У многих из нас есть небольшие слабости, привычки, от которых мы хотели бы избавиться как можно скорее. Они не столь заметны, сразу не бросаются в глаза, но тем не менее часто мешают в жизни. Наверняка у каждого из вас найдутся слова, которые вы больше никогда не хотели бы произносить, а тем более вслух. Давайте попробуем выявить эти неприятные мелочи, свойственные нам, как бы взглянем на себя через окуляр микроскопа. Что мы там увидим?
4. Принимаю ответственность на себя
— Давайте поговорим о том, за что каждый из вас отвечает в жизни. Думаю, вы согласитесь с тем, что человек становится личностью только тогда, когда добровольно и сознательно принимает на себя ответственность. Если этого нет, то мы так и остаемся малыми детьми, сколько бы лет нам пи исполнилось. Так за что вы отвечаете в этой жизни? Лично вы? За покупку хлеба или уборку своей комнаты? За уроки сестры или за то, чтобы забрать младшего брата из детского сада? Подумайте и запишите все, что придет вам на ум. На это вам дается 5 минут.
Затем вы обсудите ваши записи в микрогруппах по 3-4 человека. В каждой группе вы должны определить самого ответственного, т. е.
того, кто сумеет аргументированно обосновать, что он действительно принял на себя больше ответственности, чем другие.
5. Обратная сторона медали
Вы уже многое узнали о себе п других членах группы. Многое мы смогли понять, нам удалось взгляну на себя п других с иной точки зрения. Сегодня каждый из вас расскажет остальным участникам о своих слабых сторонах, т. е. о том, что он считает своим комплексом, внутренним барьером иди иной помехой. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках. Важно отметить то, что является или может стать причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п. Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо п откровенно.
6. Каким меня видят окружающие?
— Ответьте на вопрос: «Как меня воспринимает группа и отдельные ее члены?» Опишите подробно, как вас оценивает группа. Например: «Группа в целом воспринимает меня как живого, очень эмоционального человека, который ни над чем серьезно не задумывается».
7. Я — центр воли
— Сядьте удобно, выпрямите пишу. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторите вслух или про себя:
У меня есть тело, но это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым пли бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное Я.
Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений п действий во внешнем мире, по оно всем лишь инструмент. Я хороню с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое тело — это не, Я.
У меня есть чело, но Я — эти не. мое тело.
У меня есть эмоции, по Я — это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, споим Я, радуюсь или горюю, успокаиваюсь пли волнуюсь, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу понимать, наблюдать н оценивать свои эмоции и, более того, управлять, владеть ими, использовать их, то, очевидно, что они есть мое Я.
У меня есть эмоции, по
Я — не мои эмоции.
У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект.
Он достаточно развит и активен.
Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но oн — это не мое Я.
У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект.
Я — центр чистого самосознания.
Я — центр воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, телом и всеми моими психическими процессами.
Я - это постоянное и неизменное Я.
8. Мнение (см. занятие № 5)
9. Ритуал прощания
Занятие № 16. Мои проблемы
Цель: обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.
1. Ритуал приветствия
4. «Чувствую-себя-хорошо»
— Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую себя-хорошо». Воспроизведите их в своем воображении, запомните
чувства, которые при этом возникнут. Теперь предстаньте, что вы кладете эти чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете... Нарисуйте это место и назовите эти ощущения. Краткое обсуждение выполнения задания.
5.Аукцион
По типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы, принятые аукционистом (ведущим)) фиксируются на доске, а затем записываются в дневник.
6. Расслабляемся
Психолог рассказывает о том, что в случаях, когда человек испытывает напряжение, можно помочь себе, расслабившись при помощи простых приемов, которые помогут не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам другого человека.
А.
— Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опираемся на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая — до девяти. Можно и не считать — смотря как легче. Начнем.
По окончании:
— Теперь можно открыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?
Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.
Б.
— Другой способ расслабиться можно было бы назвать «волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести это волшебное слово и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем.
По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.
В.
— Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните или вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение,
напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, «Я спокоен» и т. д. Начнем.
По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал, и просит рассказать, если не трудно, о том, какие, ситуации вспомнились.
Г. Вверх по радуге
Детей просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что, вдыхая, они избираются вверх по радуге, а выдыхая -съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих упражнении или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.
7. Мусорное ведро
Психолог показывает иллюстрацию, где изображено мусорное ведро, и просит детей объяснить, что, но их мнению, символизирует мусорное ведро. Детям предлагается нарисовать на бумаге мусорное? ведро. Психолог направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросит!) что-то из своей жизни, и предлагает детям представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью. Это может быть человек, какой-нибудь предмет, место пли чувство. Изобразить это надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро.
Дети описывают негативные моменты своей жизни гак, как они изобразили это на картинке. Комментируя и задавая вопросы, они изучают выбор каждого. Психолог помогает группе идентифицировать свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное разочарование, например от бесполезного подарка. Другие будут описывать абстрактные понятия, такие как ненужные взаимоотношения.
8. Домашнее задание
— Закончите предложения: Счастливее всего я чувствую себя, когда... Хуже всего я чувствую себя, когда... Никак не могу понять, почему Я...
Моя жизнь была бы счастливее, если бы я... Главное, что я хотел(а) бы в себе изменить, это...
9. Ритуал прощания
Занятие № 15. Мои слабости
Цель: обучение тому, как находить в себе не только сильные, но и слабые стороны; повышение самопонимания на основе осознания своих ограничений: положительных и отрицательных качеств, своих индивидуальных особенностей.
1. Ритуал приветствия
2. Комплимент
Дети стоят в кругу.
— Давайте возьмемся за руки. Посмотрим друг на друга. Постараемся получше почувствовать друг друга. Сейчас кто-нибудь из нас войдет в круг и пойдет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника в тот момент, когда участник скажет ему комплимент. После того как первый участник пройдет четверых из нас, второй начинает движение вслед за ним и т. д. по очереди.
3. Под микроскопом
— У многих из нас есть небольшие слабости, привычки, от которых мы хотели бы избавиться как можно скорее. Они не столь заметны, сразу не бросаются в глаза, но тем не менее часто мешают в жизни. Наверняка у каждого из вас найдутся слова, которые вы больше никогда не хотели бы произносить, а тем более вслух. Давайте попробуем выявить эти неприятные мелочи, свойственные нам, как бы взглянем на себя через окуляр микроскопа. Что мы там увидим?
4. Принимаю ответственность на себя
— Давайте поговорим о том, за что каждый из вас отвечает в жизни. Думаю, вы согласитесь с тем, что человек становится личностью только тогда, когда добровольно и сознательно принимает на себя ответственность. Если этого нет, то мы так и остаемся малыми детьми, сколько бы лет нам пи исполнилось. Так за что вы отвечаете в этой жизни? Лично вы? За покупку хлеба или уборку своей комнаты? За уроки сестры или за то, чтобы забрать младшего брата из детского сада? Подумайте и запишите все, что придет вам на ум. На это вам дается 5 минут.
Затем вы обсудите ваши записи в микрогруппах по 3-4 человека. В каждой группе вы должны определить самого ответственного, т. е.
того, кто сумеет аргументированно обосновать, что он действительно принял на себя больше ответственности, чем другие.
5. Обратная сторона медали
Вы уже многое узнали о себе п других членах группы. Многое мы смогли понять, нам удалось взгляну на себя п других с иной точки зрения. Сегодня каждый из вас расскажет остальным участникам о своих слабых сторонах, т. е. о том, что он считает своим комплексом, внутренним барьером иди иной помехой. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках. Важно отметить то, что является или может стать причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п. Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо п откровенно.
6. Каким меня видят окружающие?
— Ответьте на вопрос: «Как меня воспринимает группа и отдельные ее члены?» Опишите подробно, как вас оценивает группа. Например: «Группа в целом воспринимает меня как живого, очень эмоционального человека, который ни над чем серьезно не задумывается».
7. Я — центр воли
— Сядьте удобно, выпрямите пишу. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторите вслух или про себя:
У меня есть тело, но это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым пли бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное Я.
Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений п действий во внешнем мире, по оно всем лишь инструмент. Я хороню с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое тело — это не, Я.
У меня есть чело, но Я — эти не. мое тело.
У меня есть эмоции, по Я — это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, споим Я, радуюсь или горюю, успокаиваюсь пли волнуюсь, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу понимать, наблюдать н оценивать свои эмоции и, более того, управлять, владеть ими, использовать их, то, очевидно, что они есть мое Я.
У меня есть эмоции, по
Я — не мои эмоции.
У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект.
Он достаточно развит и активен.
Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но oн — это не мое Я.
У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект.
Я — центр чистого самосознания.
Я — центр воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, телом и всеми моими психическими процессами.
Я - это постоянное и неизменное Я.
8. Мнение (см. занятие № 5)
9. Ритуал прощания
Занятие № 16. Мои проблемы
Цель: обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.
1. Ритуал приветствия