Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 402

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наблюдаться сложный и крайне серьезный по своим последствиям феномен полного отсутствия ин­тересов. Значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико: по их содержанию, по анализу того, что увлекает подростка и что оставляет его безразличным, во многом можно судить, о развитии его личности. Полное и устойчивое отсутствие интересов зачастую объясняется особенностями школьного и семейного воспитания, на­пример отсутствием каких-либо ярких интересов у окружающих под­ростка взрослых или их чрезмерным желанием развить какие-либо интересы у школьника.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие инте­ресов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией «отка­за от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя.

«Ключом ко всей проблеме психологического развития подрост­ка является проблема интересов в переходном возрасте, — писал Л. С. Выготский. — Все психологические функции человека па каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами».

Развитие общения

Отрочество — период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общать­ся со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта потребность приобре­тает новое качество и по содержанию, и но формам выражения.

и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни под­ростка, т. е. в его переживаниях и мыслях. Соответственно усиливает­ся значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверст­никами и влияние последних на развитие подростка в 12-13-летнем возрасте.

В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников, пик которого приходится на 13-14 лет. При­надлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.

Группа создает особое чувство — «чувство мы». Деление на «мы» (сверстники, члены одной группы) и «они» (взрослые или ровесни­ки, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое зна­чение, что часто не учитывается взрослыми.


Желание добиться признания со стороны сверстников приводит к тому, что подросток стремится соответствовать их требованиям, что, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на его нравственное развитие. Особенно на поведение подростка начинают влиять нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Как известно, в ос­нове этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке. В ситуации конфликта требований взрослых и сверст­ников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди сверстников.

С развитием группового общения связана одна из наиболее слож­ных проблем подросткового возраста проблема отверженности.

От отверженности следует отличать низкую общительность, ко­гда подросток по тем или иным причинам не включается в группу. Обычно у него есть один-два близких друга. Наличие таких друзей служит важным признаком, позволяющим различать эти явления. Дифференцировать их можно также по тому, как подросток осознает и переживает свое положение среди сверстников. При отверженно­сти переживания могут быть негативными, если подросток адекватно осознает свое положение, либо неадекватными позитивными, выпол­няющими защитную функцию, если подросток оценивает свое поло­жение как благополучное. При низкой общительности адекватности осознания соответствуют позитивные переживания.

От подлинного одиночества следует также отличать «квазиодиночество» — чувство, которое переживают многие подростки. Оно но­сит, как правило, ситуативный характер и связано с тем, что подросток чувствует себя непохожим на других. Это вызывает у него амбивалентные переживания: одновременно привлекает и отталкивает его. В этом смысле переживание себя как «изгоя», мысленное проигрыва­ние и примеривание к себе этой роли оказывается значимым для раз­вития Я-концепция подростка. Содержание Я-концепции характе­ризуют две составляющие: 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивидуума с другими людьми, и 2) дифференциру­ющая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной уникальности. Послед­няя обеспечивает определенную привлекательность роли «изгоя».

С утверждением себя, своей позиции среди сверстников часто бы­вает связано также стремление любой ценой утвердить свое лиди­рующее положение, которое может принимать достаточно уродли­вые, а временами и опасные формы.



Столкновение норм, принятых в группе сверстников, с требовани­ями взрослых нередко становится причиной подростковой лжи. Под­росток ценит группу сверстников и поэтому ведет себя так, как та ожидает от него, но при этом он не хочет огорчать взрослых или же боится наказания, поэтому обманывает их.

Следует специально подчеркнуть, что, несмотря на определенное ослабление влияния семьи и увеличение роли сверстников, в рас­сматриваемый период благополучие подростка, его нормальное раз­витие и благоприятный прогноз на будущее зависят как от характера общения со сверстниками, так и от семейного воспитания. В этот пе­риод сверстники не заменяют семью, но, можно сказать, почти срав­ниваются с ней по силе влияния.

При индивидуальной работе, равно как и при организации груп­повых занятий с подростками, психологу следует учитывать влияние общения со сверстниками на все стороны развития подростка и на его эмоциональное самочувствие. При работе с подростком у психолога часто появляется соблазн решить все его проблемы, использовав для этого группу, но здесь важно помнить, что ее чрезвычайно сильное влияние — обоюдоострое, т. е. может способствовать усилению уве­ренности в себе, самостоятельности подростка, а может, напротив, привести к приспособительному и зависимому поведению, некри­тичному усвоению требований и т. д. Общение подростка со сверст­никами, влияние, оказываемое на нега группой, во многом зависят от его представления о себе и отношения к себе, поэтому, работая с под­ростками в группе, важно следить не только за групповым процессом (как это часто происходит в группах взрослых), но и отслеживать са­мочувствие и переживания каждого подростка. Некоторые дети нуждаются в индивидуальной предварительной подготовке к таким за­нятиям.

Важным направлением работы психолога с 13-14-летними под­ростками является обсуждение проблем, связанных с общением, с причинами популярности и непопулярности у сверстников. Это мо­гут быть и индивидуальные консультации, при наличии у подростка каких-либо особых проблем, однако очень большое значение приоб­ретают именно групповые обсуждения.

Развитие воли

Волевое поведение предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, т. е. управление собственным поведением.

Слабость воли, неорганизованность, действие по наиболее силь­ному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставлен­ной цели вопреки ее объективной значимости — все это входит в ка­честве неотъемлемой части в портрет «типичного подростка». Сами 13-летние подростки очень озабочены проблемой управления своим поведением: в их самоописаниях преобладают указания на недоста­ток волевых качеств.


Умение владеть собой, управлять своим поведением ценится под­ростком, а отсутствие необходимых качеств вызывает беспокойство. Казалось бы, налицо условия, которые делают этот период чрезвы­чайно благоприятным для формирования воли, ознакомления школь­ников со способами организации своего поведения и т. п.

Для выполнения большинства повседневных обязанностей (в той мере, в какой ему это кажется достаточным) подростку вполне доста­точно тех умений, которыми он уже располагает. Стремление «стать более волевым человеком» в этом возрасте не подкреплено подлин­ным желанием измениться.

Эффективность развивающей и коррекционной работы по разви­тию воли связана с особенностями волевого поведения, саморегуля­ции в подростковом возрасте. Объясняя причины «волевой слабости» подростков, Л. С. Выготский говорил, что для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели». Другими словами, подросток уже имеет возможности для управления своим поведением, которое привело бы к достижению поставленной цели, но у него еще нет це­лей, ради которых следовало бы проводить такое поведение в жизнь. Цели, которые подросток ставит перед собой, часто не наполнены для него личностным смыслом, ситуативны, заимствованы у других. Это

приводит к быстрой и неоправданной, с точки зрения наблюдателя, смене целей. Часто, мысленно сделав выбор в пользу той или иной цели, подросток в воображении достигает желаемого и эмоционально переживает будущий успех. Также нередки случаи, когда подросток ставит перед собой какую-то цель и делает определенные тяги в на­правлении ее достижения, но затем, столкнувшись с трудностями или по какой-либо другой причине, теряет к этому интерес, меняет цель и начинает заниматься чем-то другим.

Кроме того, цель должна иметь для подростка эмоциональное зна­чение. Развивать волевое поведение подростка следует, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая и укрепляя возникающие у него намере­ния. Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важными, а не задавались искусственным путем. Су­щественную роль играют также наличие у подростка чувства соб­ственного достоинства и его представления об уровне достижений, поскольку если он снизится, это окажется крайне болезненным для подростка: он не может позволить себе «упасть в собственных гла­зах». Важны и сложившиеся к этому времени и получившие собствен­ную побудительную силу привычки к систематическому труду, к по­рядку и т. п. Все это помогает подростку справиться с непосредствен­ными желаниями, по не всегда приводит к успех.
Существенным является формирование у подростка нравственных качеств, напри­мер таких, как чувство долга, ответственности.

Помогая школьнику достичь некоторой цели, не следует специ­ально обращать его внимание на то, как в этом процессе развивается его воля. Лучше показать ему, какие позитивные чувства связаны с «победой над собой», над своим нежеланием что-либо делать, соб­ственным страхом.

Школьники часто не могут отличить настойчивость от упрямства, следование определенным принципам от стремления во что бы то пи стало добиться своего, видя во всем этом равные проявления воли. Поэтому большое значение приобретают беседы с подростками, в ходе которых они учатся отделять подлинные проявления воли от ложных.

Очень важно обеспечить школьника средствами для достижения желаемой цели. К таким средствам относятся: умение предвидеть по­следствия несовершенных и совершенных поступков, их значение для себя и других людей, способность представлять себе такие послед­ствия не только интеллектуально, но и эмоционально. Школьнику следует целенаправленно прививать умение представлять то, как он будет себя чувствовать в дальнейшем, через определенный временной промежуток. Это для них очень трудно, поскольку, по Л. С. Вы­готскому, «подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния».

Развитие воображения

Существенное влияние на формирование личности подростков ока­зывает бурно развивающееся в этот период воображение. В рассмат­риваемый период детская форма воображения начинает заменяться новой, что влечет за собой, например, падение интереса к рисованию (рисовать продолжают лишь одаренные дети), более критичное отно­шение к результатам собственного творчества. Это важно учитывать при использовании рисуночных диагностических и психотерапевти­ческих методов с детьми данного возраста. В силу специфичности эмоциональной жизни подростка, его тенденции к погружению в ка­кое-либо одно значимое переживание, особенно сильно проявляется действие законов общего эмоционального знака и эмоциональной реальности воображения. Сущность закона общего эмоционального знака состоит в том, что всякое чувство, всякая эмоция стремится во­плотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмо­ция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечат­ления или образы, которые созвучны тому настроению, которое вла­деет нами в данную минуту... впечатления и образы, имеющие общин эмоциональный знак, т. е. производящие на нас сходное эмоциональ­ное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, не­смотря на то что никакой связи ни по сходству, ни по смежности не существует налицо.