Файл: Разные позиции по положению Административного судопроизводству, как отрасли права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23.03.22

Разные позиции по положению Административного судопроизводству, как отрасли права.

КАС писали представители процесса, поэтому на 80% КАС состоит из норм ГПК и АПК.

А остальные 20% «коряво написаны». => только поэтому существует позиция, что КАС это подотрасль гражданского.

Если в тесте будет: это подотрасль гражданского процесса, пушто это позиция учебника

Это подотрасль административного – это позиция кафедры. В зависимости какой вопрос будет

Формальный критерий (по паспорту) – административное право, административный процесс – судебный порядок разрешения споров.

В иных странах это не гражданский процесс.

Немцы вообще запилили свой кодекс, где некоторые нормы регулируют правоотношения, а ес не регулируют – идет ссылка на немецкий гпк.

У нас оч косячно сформулированы стороны в КАС. Нет понятия, кому именно нужно предъявлять иск.

Нужно было прописать способ, мол, ес гражданин не знает кому предъявить, то нужно предъявить правительству рф, чтобы те сами нашли к кому надо предъявить.

Имплементация из гражданского процесса вредит КАС в этом пункте, т.к. в гражданском процессе очень часто известны стороны.

1ый закон об административном судопроизводстве был принят 30 мая 1917 года – положение об административных судах в РИ. Но он даже вступить в силу не успел… произошла революция.

Административное судопроизводство сейчас регулируется тремя процессуальными кодексами: КАС.

АПК (ст. 29, раздел 3 апк = это публично-правовые споры, но имеющие экономический характер (Юр лица и ИП оспаривают, которые связаны с предпринимательской и иной деятельностью, Гл 29 споры по юр лицами, гл. 26 штрафные санкции.)

КоАП (все действия, решения, которые совершаются в рамках производсвта по делу об правонарушении, то они оспариваются по КоАП (гл 30). КАС (ст. 1 ч. 5) эти споры не регулирует.)

500 000 дел в год – административное судопроизводство.

« … и иные публичные правоотношения» - заставила законодателя собрать в КАС все, что только можно, что не похоже на гражданские дела и гражданские споры. По критерию неравности.

1) финансовые (…финансовые отношения)

2)Налоговые (финансовые отношения)


3) Избирательные (не административные отношения…)

4) оспаривание решения органов судейского сообщества (х3 что за правоотношение. «дисциплинарные правоотношения»)

И в итоге иные отрасли так могут иметь отношения к КАСу. «но дело остается админитсративным, иск административный, истец – административный, плюс оспраивание чего-то публичного».

Ст. 1 все споры разделила на 2 категории.

1) классические споры административной юстиции, т.е. споры которые во фр называются «споры о превышении компетенции». Оспариваются дейсвтия и решения представителей публичной власти.

Задача этой категории дел: суд должен проверить законность, обоснованность этого действия, бездействия (несоответствие акту), определить отсутствие нарушения права заявителя.

« раз ваши права не нарушаются, я оценку делать не буду»

«права нарушаются, но нормативному акту соответствует – знач это ваша проблема. Не могут ваши права нарушаться. Идите в кс рф»

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

1.1) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 18-ФЗ)

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

2.1) о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ)

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);

6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.



2) Фр. «репрессивный иск». Когда лицо не может предъявить иск к ответчику, поэтому суд это делает.

Судья должен тщательно разбираться в обстоятельствах дела, в последствиях решения.

Представители ГПП считают, что здесь нет спора о праве.

Смысл: здесь решения еще нет. Админ орган еще не принял никакого решения. Он лишь выразил намерение.

Тут есть ошибка гражданской формы, ведь эти иски есть во всем мире, но косячны они лишь у нас. Надо чтобы здесь был состязательный процесс, плюс сторонам нужен соответствующий инструмент, чтобы стороны могли защищать себя. Экспертиза тут на усмотрение суда – это бред.

«10 суток на рассмотрение дела» - втф. Написали бы, что это в случае ес есть угроза. А здесь «организация 20 лет работала, а ес вы ща не за 10 суток рассмотрите, то чот произойдет» - это подгон под общий стандарт. В этом кодексе нужны были гарантии, ведь публичный спор, он затрагивает миллионы граждан. Нужно не быстро, беспристрастно, нужны гарантии хотя бы в процессуальном формате.

Есть еще приколы с представителем. По некоторым категориям дел ответчик не представлен (в больнице/несовершеннолетний). В гражданской процесс. форме ГПК допускает представителя. А тут надо было сказать, что админ. ответчик менее защищен в отличии от истца. Он чаще всего не может сам себе представителя найти. Это по идее государство должно предоставить представителя.

3. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;


2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

2.1) об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 01.05.2017 N 87-ФЗ)

2.2) о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

2.3) о признании информационных материалов экстремистскими;

(п. 2.3 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);

4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);

5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);


6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке;

9) о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

Такие же как в любой судебной деятельности = в ст. 3 не отражена специфика судебной деятельности.
Статья 3. Задачи административного судопроизводства
Задачами административного судопроизводства являются:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений;

5) мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

(п. 5 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

Во всей европе считается, что административное судопроизводство должно идти вместе с МЕДИАЦИЕЙ, чтобы не доходило до суда. Или в суде, но до вынесения решения не должно доходить…

Но у нас все как всегда…

К примеру, лицо не может исполнить прям сейчас. Оно согласно на сдвижение сроков. Но кому эт надо.

Налоговый кодекс предусмотрел такое. А в КАС этого нет.

Кас должен был бы обеспечить полноценную полновесную возможность оспорить в любом порядке любое незаконное действие/решение. И это КАСу не удалось. Кас натолкнулся на президента и его администрацию. Когда речь идет о высших полит органов – кас ничо не может сделать. Судьи боятся оценивать решения высших властей.

Территориальная подсудность:

Центральный аппарат

Территориальный орган