Файл: Разные позиции по положению Административного судопроизводству, как отрасли права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обязательно указываются нормативные акты, на основании которых вынесено решение.
Сведения о невозможности приобщения к исковому каких-либо доков тоже указываются.
Подавалась ли жалоба в вышестоящий орган и какое решение он принял и т.д.
Вопрос:
«КТО АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК?»
2 ВАРИАНТА:
указать конкретное должностное лицо или гос служащего, чьи действия оспариваются. Ес указаны только эти ответчики, то судья по своей инициативе привлекает тот орган, где проходит службу это лицо.
Выбор зависит от статуса структурного подразделения ,в котором работает должностное лицо или служащий (подразделение, отдел). Т.е. не отдел полиции № 12, а управление внутренинх дел по г. ЕКБ.
Ес в ГУВД, то ГУВД свердловской области.
Меры предварительной защиты:
КАС предусматривает приостановить дело в части, которое касается административного истца или прекратить совершение действий в отношении истца. Это по своей инициативе или заявлению истца.
Это дело рассматривается без извещения сторон на след день после поступления соответствующего заявления.
«отлагательный эффект иска» - акт автоматически приостанавливает свое действие. Такие нормы есть в «о военной службе» - решение комиссии приостанавливается до решения суда. Тоже самое и о защите конкруенции.
Объединение дел для совместного рассмотрения – это право суда, даже если ИСТЦЫ РАЗНЫЕ, оспаривают разные части решения.
Если орган, чье решение оспорено отменяет его, судья вправе прекратить производство по делу. (Если орган изменяет его так, чтобы оно прекратило затрагивать права истца. )
Но суд вправе продолжить рассмотрение, если отмена не влечет восстановление права.
Сроки рассмотрения – 1 месяц. ВС РФ – 2 месяца со дня поступления материалов дела в суд.
Сокращенные сроки (для небольшой кат. Дел: митинги, публичные мероприятия, отстранение губернатора).
Полномочия суда.
Суд проверяет в той части, которая оспаривается.
Судебный контроль носит не абстрактный, а конкретный характер. Но при этом суд не связан доводами и основаниями иска, отличая судопроизводство административного и гражданского дела – судья должен проявить активность, все проверить, сам определяет глубину судебной проверки и т.д.
Нарушение прав административного истца выражается:
- на истца возложены обязанности, которые не должны быть вообще наложены (или в таком объеме).
Суд требует: предоставление информации, документов, согласование, разрешения.
Судья выясняет наличие у истца субъективного права и проверят нарушено оно или нет.
Проверка полномочий органа, иного органа должностного лица на приянятие оспариваемого решения.
Нужно чтобы все соблюдалось. (должностная инструкция, законодательство, иные локальные акты)
Отдельные виды полномочий могут содержаться не только в статутных актах, но и в регламентных.
Дальше проверяется соблюлдение порядка принятия решения.
Нарушение порядка принятия может быть существенным или несущественным.
Ес к примеру это коллегиальное решение, а кворума нет – грубое.
Отсутствие подписи – грубое нарушение.
Отсутствие экспертизы решения, согласования решнеия – грубое.
В процедуру принятия входит также «доведение решения до сведения». Это тоже иногда влечет за собой незаконность. К примеру, приказ о проведении проверки за 3 рабочих дня. Ес не дали предупреждение, то это грубое нарушение.
Перечня грубых нарушений нет. Каждая процедура административная предполагает свои нарушения.
Проверяются основания для принятия решения акта. Такие основания нормативно закрепляются в законодательстве. Ес есть основания такие, то законным акт уже быть не может.
Особенно тяжело когда идет оценочный характер (создание угрозы).
Для публичных услуг – для решения исчерпывающий перечень оснований (как для предоставления, так и отказа).
Дискреционный – усмотрение. Дискреционные положения – усмотрение должностного лица в оценке доказательств.
Такие решения тоже проверяются не вышел ли орган за пределы усмотрения.
Проверяется еще и содержание оспариваемого решения или акта. Т.е. те меры, те предписания, которые могут нарушать права. Проверяется соответтсвие требованиям, которые нормативно установлены, параметры объектов которые функционируют в организации. Проверяется правильно ли выбран вид мероприятия, предмет проверки, срок.
Ст. 226 ч. 11 – бремя доказывания. Орган доказывает законность, соблюдение процедуры, компетенцию. А гражданин доказывает нарушение своих прав.
Ошибку допускают те, кто считает, что не надо доказывать все свои утверждения.
Административный иск, 1 инстанция.
Понятие, элементы административных исков.
Средства исковой защиты.
Административное исковое заявление
Рассмотрение административного иска и возбуждение произвосдвта по делу.
Понятие и элементы адм. Исков.
Понятие из науки:
-Админ иск это родовое понятие (оно и в других дисциплинах такое)
- админ иск это цивилистическое понятие.
Админ иск это требования о защите установленного правопорядка граждан, организаций в сфере административно-правовых, публичных отношений.
(Попова) – это процессуальное требование к суду предъявляемое истцами по проверке законности/действий (бездействий) по заявлению лиц, права которых нарушаются.
Это требования, которые заявляются лицами.
(Зеленцов) – это требование к юрисдикционному органу по защите прав и законных интересов/публичного порядка, которое указывается заявителем и разрешение конфликтных ситуаций применением определнных мер.
КАС – адм. Иск – оно есть, но дефиниции нет.
Под административным Иском – обращенное в суд 1 инстанции требование по защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.
С адм. исковым заявлением обращаются:
1) частные субъекты (граждане)
2) публичные субъекты (они должны быть наделены такими полномочиями).
Административный иск нужно отличать от административного искового заявления.
Административное исковое заявление может содержать несколько административных исков.
Административный иск – динамичная категория.
Административное исковое заявление – обладает статикой.
Элементы административного иска:
Это составные части которые образуют существо конкретного административного иска и его правовую природу.
Элементы адм. иска – индивидуализируют его.
1. предмет адм иска
2. основание адм. иска
3. субъектный состав участников спора
Предметом административного иска – материально-правовое требование административного истца к административному ответчику.
Входит предмет спора (по поводу чего возникает спор).
Могут являться: денежные средства, конкретные юр факты (результат определения кадастровой стоимости), властные решения (действия, бездействсия. Возникает в случае подачи заявления о признании действия/бездействия незаконными), Способ защиты вещных прав, свобод и законных интересов (ст. 124 КАС: требование о признании незаконных полностью или в части, требование о признании полностью или части решения или совершенного действия или бездействия, требование о присуждении компенсации за нарушение).
Основание административного иска.
Это юр факты, которыми административный истец обосновывает материальное правовое требование.
От административного иска (его основания) нужно отличать доказательства.
Субъектный состав участников спора.
(ст. 138 КАС)
- административный истец
- административный ответчик.
Субъектный состав определяется изначально админстративным истцом. Но в дальнейшем субъектный состав может корректироваться (к примеру замена ненадлежащего административного ответчика).
Виды административных исков.
В проц. праве выделяют несколько оснований, по которым можно разграничать иски.
1) характер материально-правового заявления.
- иск о признании нормативного правового акта недействующего (21 гл)
- иск об оспаривании решений действий\бездействий органов гос власти и иных органов власти наделенных полномочиями (22 гл)
- иски о досрочных прекращениях полномочий
-иски о кадастровой стоимости
- о присуждении компенсации
- о приостановлении деятельности, ликвидации партии.
- о запрете деятельности общественного объединения/религиозной организации, прекращении деятельности интернет страницы, департации гражданина.
2) процессуальная цель.
- о признании
- о присуждении
- преобразовательный административный иск (конситутивный административный иск)
О признании - Те истец должен подтвердить отношение, установить полномочия. Плюс сюда же относим несоответствие решений какому-либо НПА.
Тут воздействие идет на отношение. Не разрешаются вопросы об ограничении. Цель, которую преследует истец – наличие или отсутствие публичного права и полномочий.
Административные иски можно разделить:
Положительные иски о признании (административные иски, в рамках которых требование, которое заявляется истцом сводится к необходимости доказать полномочия, наличии полномочий и права)
Отрицательные иски о признании. (наоборот требования относятся к отсутствию полномочия, права)
Административный иск О присуждении (с исполнительной силой): требование исца – истец просит административного ответчика, принудить его к совершению действий, вынесения решений для обеспечения публичных интересов.
В рамках данного вида административного иска – факт установления права/полномочия входит в рамки доказывания по иску.
Решение – будет возлагать на административного ответчика обязанности по принудительному исполнению.
Преобразовательные административные иски.
- направлен на возникновение, изменение, прекращение отношения, или о рассмотрении вопросов, подлежащих применению в отношении фл или организаций (например ликвидация этих организаций).
Судебное решение, которое выносится по этому адм. заявлению обеспечивает реализацию публичного интереса. Данное решение не констатирует наличие/отсутствие публичного права, не понуждает административного ответчика к совершению каких-либо действий, воздействует на элементы публичных отношений (субъекты и их публичные права и обязанности).
Может воздействовать на правовую сферу организации (например приостановление действий). Может вторгнуться в содержание административных прав и обязанностей (гл. 25, когда в результате суд осуществляя проивзосдвто по рассмотрению адм. дел по