Файл: Разные позиции по положению Административного судопроизводству, как отрасли права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И т.д.

Подсудность административных дел
8. В случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Указанные положения применяются также при оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.








КонсультантПлюс: примечание.

В ч. 3 ст. 24 КАС РФ внесены изменения: с 01.10.2019 административное исковое заявление может подаваться в случаях, предусмотренных КАС РФ, в суд по адресу организации, являющейся административным истцом.




Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (часть 3 статьи 24 КАС РФ).

Стадии административного судопроизводства:

Их 6.

1) рассмотрение административного спора в суде 1 инстанции

2) рассмотрение административного спора в апелляции

- по правилам первой инстанции

- специфичная (ес ты докащзательства не представил доказательства в 1 инстанцию, в ап ты можешь их представить ес уважительная прчиина)

3) кассация 1 (общий кассац суд)

кассация 2 (коллегия ВС)


4) надзорный пересмотр (президиум ВС)

5) пересмотр дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам

6) исполнительное производство, но это криндж, что они считают ее стадией судебной деятельностью. Потом это административная деятельность же ж.

Структура КАС:

Есть общие положения, общий порядок подготовки дела к рассмотрению и его рассмотрение (возбуждение дела, подготовка к рассмотрению, судебное рассмотрение дела, вынесение судебного решения)

Особенности рассмотрения отдельных категорий административных дел (с 21 главы по 32) – это отличие административно-процессуального от гражданско-процессуального.

Все суды задействованы.

По первой инст – мир судья, районный, суд субъекта и верховный суд.

КАС изменил подход расширил компетенцию судов субъектов.

Соблюдается принцип «какой уровень у органа ответчика, и какой суд по уровню будет рассматривать этот спор».

Есть исключительная подсудность, исключительная, по выбору истца.

Публично-правовые споры требуют коллегиальность, поэтому нужно смотреть 29 Статью о Коллегиальности.

«суд не может вмешиваться в полтическую деятельность президента, т.к. это разделение властей».

Или могут отфутболить по основанию «это вас не затрагивает.»

Участники: стороны (админ истец, админ ответчик), заинтересованные лица (те, чьи права могут быть затронуты и те, чьи права могут быть затронуты решением (включая тех, кто способствовал принятию и разработке акта), прокурор – процессуальный самостоятельный участник, органы/организации, которые обращаются в защиту неопределенного круга лиц, либо которые дают заключение по делу.

Гражданин, организация могут указать в качестве административного ответчика должностное лицо (или служащего), но судебное решение затронет работу всего ведомства/ органа, поэтому судья по собственной инициативе привлекает тот орган, в котором это должностное лицо осуществляет служебную деятельность.

Производство по отдельным категориям дел.

Гл. 21 КАС (оспаривание нормативных правовых актов и актов обладающих свойством нормативности).

Ради этих споров и создавалось административное судопроизводство. История начинается с 1995 (ВС РФ).

Тогда не было этих норм и суд сослался на решение правительства, где написано что можно оспорить.

Потом начали применять и 12 ст. ГК РФ «действия решений органов власти можно оспорить».



И только потом внесли изменения в процессуальный закон. Только там пришло понимание что оспаривание актов нужно вести по специальной процедуре.

Именно в КС оспаривались нормативные акты изначально. И оттуда и представили модель оспаривания. КС РФ внес базовые вещи, по которым можно оспаривать акт.

Гл 21 КАС – это сборная инфа (концентированная), которая показывает, что административное судопроизводство не похоже на другой процесс. Это достижение административной доктрины. Замечание: примерно 1/3 этих норм не востребована в судебной практике. Почему? Пушто весь процесс построен по модели гражданского процесса, что мешает судье перестроиться. Это и предмет, и пределы выхода за предмет иска, обязание органа что б он совершил действия, которые не будут признаны незаконными.

В год по этой главе 5к решений, при этом нигде судья не дает инструкцию, как нужно решить.

1. Предмет оспаривания (нормативный правовой акт, акты содержащие разъяснения законодательтсва и обладающие нормативными свойствами).

Нормативный акт.

Признаки нормативных актов не закреплены в федеральных законах. Пользуемся разъяснениями пленума ВС РФ №50 от 25.12.18 и региональными законами о правовых актах, где содержатся понятия правовых актов (закон свердловской области о правовых актах – ЛУЧШИЙ закон о правовых актах. В этом законе есть понятие правового акта и оно доктринальное).

Признаки:

- должен содержать хотя бы одну норму права (т.е. правило поведения, обращенное к неопределенному кругу лиц и рассчитанное на неоднократное применение).

- издан в рамках правотворческой функции (нормотворческая процедура – установленный порядок разработки проекта, экспертиза проекта, подписание, регистрация проекта и официальное опубликование).

- нормативный акт вправе принимать только органы, в компетенцию которых входит принятие этого акта.

Но даже эти признаки не всегда позволяют определить нормативный ли это документ.

Акты содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами или интерпретационный акт. (Письмо или разъяснение/ «на ваше обращение разъясняем следующее…»).


ВС РФ как бы идет на ощупь как отличить в каждом отдельном деле. И он предлагает использовать критерии:

-был ли ответ опубликован для неограниченного количества лиц (к примеру орган опубликовал ее на сайте и сформировал свою позицию и будет применять ее ко всем).

Суд иногда грит, что это всего то мнение органа. Но это мнение иногда является решающим для гражданина.

Иногда такое еще определение возможно: ес подписано начальником отдела = не нормативный. А ес руководитель органа (или зам), то может.

В пленуме 50 указано какие нормативные акты низя оспорить (которые подведомственные СИП/международным судам и т.д.)

То что раньше рассматривалось уставными судами, теперь рассматривается 21 главой.

Заявитель.

Органы публичной власти могут быть истцами (могут обращаться за признанием актов других органов)

Граждане и юридические лица (как истцы они должны обладать двумя свойствами: 1) в отношении них нормативный правовой акт применялся/применен; 2) они являются потенциальными участниками правоотношений, которые регулирует этот акт (т.е. они уже участники, но не вступали в правоотношения).

П: утвердили положение о лицензировании деятельности связанной с обладанием каким-т имуществом. Одно дело ес ты уже обладаешь этим имуществом и обязан получить это разрешение (уже подпадаешь) или не обладаешь, но как бы «можешь обладать» (т.е. приходишь в суд и гришь «ну я ж потенциально могу им обладать».

Еще есть третий вариант, типа нормативный акт иным образом затрагивает права и обязанности заявителя. Тут тоже КАС не поможет. Это ж уже материальное право.

Общественные объединения в защиту неопределенного круга лиц (это должно быть уставной задачей и они должны быть наделены законом правом обращаться).

Некоторые админстративные органы (антимонопольные органы).

Прокурор (или истец, или дает заключение по делу. Т.е. две ипостаси)

Локальный нормативный акт (трудовой договор или закон об образовании). ЭТИ АКТЫ НЕ ОБЖАЛУЮТСЯ ПО 21 ГЛАВЕ.

Ес вы ошиблись то суд оставит заявление без движения, а ес еще и неподсудно, то заставит забрать заявление. А ес потом выяснится, то оставляет заявление без рассмотрения.



Невозможны никакие встречные требования и нельзя заниматься «процессуальным шоппингом» (я еще и это возьму. И в итоге в одном иске еще какие-то требования накатывают).


Подсудность:

Два критерия:

- юр свойства нормативного акта

- вид органа принявшего нормативный акт.

Указы президента, постановления правительства, указы гос власти – ВС РФ. Срок рассмотрения дела 3 месяца.

Все что ниже – суд субъекта. Время рассмотрения – 2 месяца.

Суд субъекта + захватил себе представительные органы местного самоуправления.

Мировые судьи не рассматривают.