Файл: Разные позиции по положению Административного судопроизводству, как отрасли права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оспариванию приходит к выводу, что лицо вправе оспорить резы кадастровой стоимости, тем самым это идет оспаривание публичных прав участников).
Судебное решение может иметь также и порождающий (? Или поражающий) эффект (суд определяет момент, когда перестает действовать акт.)
Административные преобразовательные иски подразделяются на разновидности:
1) правопораждающие
Те адм. иски, удовлетворение которых влечет за собой возникновение нового отношения между истцом и ответчиком
2) правоизменяющие
Удовлетворение таковых повлечёт изменение существующих отношений между истцом и ответчиком.
3) правопрекращающие.
Позволяет прекратить правоотношения, которые возникли между истцом и ответчиком. Или связаны с ликвидацией организации.
При рассмотрении правопрекращающих и правозменяющих – спор об установлении првоотношений отсутствует.
Разновидности видов административных исков:
1) вопросы свзяанные с привлечением к адм ответственности
2) вопросы по пересмотру
3) иски о разграничении споров по компетенции
4) иски, которые вытекают из административных договоров.
Т.е. классификация административных исков идет по разлинчым основаниям.
С точки зрения администартивного производства выделяют еще виды.
1) адм. иски связанные с требованиями граждан, которые не имплиментированы в россии.
Во франции больше всего классификации административного иска.
Распоряжение средствами исковой защиты.
С т.з оснований для классификации по способу восстановления права возможны правоизменяющие, правопрекращающие и правопорождающие.
1) установление или прекращение спорного отношения.
2) возмещение ущерба, причиненного действиями
3) подтверждение или признание публичного права
4) иски об исполнении обязательств
5) иски по созданию правовых актов.
Вопросы о распоряжении средствами исковой защиты:
При участии в рассмортрении административных дел, стороны наделяются правами, реализация которых оказывает влияние на течение самого процесса.
Распорядительное действие сторон – это те действия, которые совершенны сторонами, которые предусматриваются ст. 46 КАС (ч. 1-4).
Право на совершение распорядиетлньых действий принадлежит:
1) стороны
2) прокурор, органы гос. власти, органы местного самоуправления и иным лицам, которые указаны в ст. 46. (Уполномоченный по правам человека РФ и субъектов РФ, уполномоченный по правам ребенка рф и в субъекта).
Полномочия административного истца:
вправе по своему усмотрению отказаться от административного иска. Это заявленное адм. истцом требование: отказ от административного иска (полный отказ от защиты права или интересов).
Отказ от административного иска не равно отказ как само по себе. Право прекращается толкьо по тем обстоятельствам, которые предусмотрены.
Нужны определенные условия. Плюс суд может не принять.
Отказ от административного иска возможно по любой категории администартивных дел.
Положения ст. 46 КАС: право на отказ может быть реализовано в суде 1 и апп. инстанции.
Позиция процессуалистов: ограничение в отказе как-то под сомнением. Это же ограничение права на судебную защиту. Оно же предусматривало обратиться к судебной процедуре. Поэтому ограничение права на отказ ведет за собой ограничение права на защиту.
Ес прокурор, (против воли заявителя) хочет отказаться, то прокурору откажут. Нужно согласие истца.
Право на изменение предмета административного иска.
- изменение способа защиты права
- изменение предмета спора (оспаривание одного действия судебного пристава на другое. Т.е. идет качественное изменение).
Отказ от административного иска и изменение предмета – не имеют общего признака.
2) изменение предмета
3) изменение основания (корректировка административного иска, в т.ч. обстоятельство).
Не будет измненеием основания представление новых обстоятельств.
Истец также не вправе изменить основание и предмет.
Изменение основания иска допускается только в суде 1 инстанции.
Право на увлеличение или уменьшение исковых требований.
Это может быть связано с денежными требованиями или с количеством исковых требований.
Институт уменьшения/увеличения требований не предусмотрен в КАС. Ученые считают что это подход законодателя, т.к. он решил не предусматривать это. НО ВС РФ топит, что увеличение/уменьшение исковых требований – это право адм. истца.
Признание административного иска.
- это безусловное согласие административного ответчика,, адресованное суду, в отношении материально-правовых требований адм. истца которое выражается в определенной процессуальной форме.
Признание адм. иска это не равно признание факта.
По ст. 65 КАС = необходимость доказывания факта, признанного по общим правилам не возникает.
По приказному производству – административный ответчик вправе ссылаться на срок давности и может обращаться к суду чтобы было вынесено решение об отказе требований, заявленных административным истцом.
Признание может быть в любой инстанции.
В случае, ес будет вынесено решение, то суд не вправе вмешиваться в осуществление диспозитивных полномочий сторон. Но суд по ст. 46 КАС может не принять как отказ административного истца по иску, так и уменьшение размера требований в тех случаях, которые указываются в ч. 5 ст. 46 КАС.
5. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Административное исковое заявление.
Требования:
1) форма административного заявления, которая может быть:
- письменная
- электронная (заполнение формы, которая размещена в интернете)
Содержание по ч. 2 ст. 125 – исчерпывающий перечень.
-Наименование суда, куда будет подано заявление
-Данные о сторонах (место нахождения, место жительство)
- номер телефона
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при наличии);
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ)
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Статья 126. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению
1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ)
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
6.1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)
7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
2. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.
Предъявление административного иска и возбуждение производства по делу.
1. Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен настоящим Кодексом.
2. О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу. В определении указываются номера телефонов и факсов суда, его почтовый адрес, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещается информация о деятельности суда, адрес электронной почты суда, по которым лица, участвующие в деле, могут направлять и получать информацию об административном деле, и иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.
Судебное решение может иметь также и порождающий (? Или поражающий) эффект (суд определяет момент, когда перестает действовать акт.)
Административные преобразовательные иски подразделяются на разновидности:
1) правопораждающие
Те адм. иски, удовлетворение которых влечет за собой возникновение нового отношения между истцом и ответчиком
2) правоизменяющие
Удовлетворение таковых повлечёт изменение существующих отношений между истцом и ответчиком.
3) правопрекращающие.
Позволяет прекратить правоотношения, которые возникли между истцом и ответчиком. Или связаны с ликвидацией организации.
При рассмотрении правопрекращающих и правозменяющих – спор об установлении првоотношений отсутствует.
Разновидности видов административных исков:
1) вопросы свзяанные с привлечением к адм ответственности
2) вопросы по пересмотру
3) иски о разграничении споров по компетенции
4) иски, которые вытекают из административных договоров.
Т.е. классификация административных исков идет по разлинчым основаниям.
С точки зрения администартивного производства выделяют еще виды.
1) адм. иски связанные с требованиями граждан, которые не имплиментированы в россии.
Во франции больше всего классификации административного иска.
Распоряжение средствами исковой защиты.
С т.з оснований для классификации по способу восстановления права возможны правоизменяющие, правопрекращающие и правопорождающие.
1) установление или прекращение спорного отношения.
2) возмещение ущерба, причиненного действиями
3) подтверждение или признание публичного права
4) иски об исполнении обязательств
5) иски по созданию правовых актов.
Вопросы о распоряжении средствами исковой защиты:
При участии в рассмортрении административных дел, стороны наделяются правами, реализация которых оказывает влияние на течение самого процесса.
Распорядительное действие сторон – это те действия, которые совершенны сторонами, которые предусматриваются ст. 46 КАС (ч. 1-4).
Право на совершение распорядиетлньых действий принадлежит:
1) стороны
2) прокурор, органы гос. власти, органы местного самоуправления и иным лицам, которые указаны в ст. 46. (Уполномоченный по правам человека РФ и субъектов РФ, уполномоченный по правам ребенка рф и в субъекта).
Полномочия административного истца:
вправе по своему усмотрению отказаться от административного иска. Это заявленное адм. истцом требование: отказ от административного иска (полный отказ от защиты права или интересов).
Отказ от административного иска не равно отказ как само по себе. Право прекращается толкьо по тем обстоятельствам, которые предусмотрены.
Нужны определенные условия. Плюс суд может не принять.
Отказ от административного иска возможно по любой категории администартивных дел.
Положения ст. 46 КАС: право на отказ может быть реализовано в суде 1 и апп. инстанции.
Позиция процессуалистов: ограничение в отказе как-то под сомнением. Это же ограничение права на судебную защиту. Оно же предусматривало обратиться к судебной процедуре. Поэтому ограничение права на отказ ведет за собой ограничение права на защиту.
Ес прокурор, (против воли заявителя) хочет отказаться, то прокурору откажут. Нужно согласие истца.
Право на изменение предмета административного иска.
- изменение способа защиты права
- изменение предмета спора (оспаривание одного действия судебного пристава на другое. Т.е. идет качественное изменение).
Отказ от административного иска и изменение предмета – не имеют общего признака.
2) изменение предмета
3) изменение основания (корректировка административного иска, в т.ч. обстоятельство).
Не будет измненеием основания представление новых обстоятельств.
Истец также не вправе изменить основание и предмет.
Изменение основания иска допускается только в суде 1 инстанции.
Право на увлеличение или уменьшение исковых требований.
Это может быть связано с денежными требованиями или с количеством исковых требований.
Институт уменьшения/увеличения требований не предусмотрен в КАС. Ученые считают что это подход законодателя, т.к. он решил не предусматривать это. НО ВС РФ топит, что увеличение/уменьшение исковых требований – это право адм. истца.
Признание административного иска.
- это безусловное согласие административного ответчика,, адресованное суду, в отношении материально-правовых требований адм. истца которое выражается в определенной процессуальной форме.
Признание адм. иска это не равно признание факта.
По ст. 65 КАС = необходимость доказывания факта, признанного по общим правилам не возникает.
По приказному производству – административный ответчик вправе ссылаться на срок давности и может обращаться к суду чтобы было вынесено решение об отказе требований, заявленных административным истцом.
Признание может быть в любой инстанции.
В случае, ес будет вынесено решение, то суд не вправе вмешиваться в осуществление диспозитивных полномочий сторон. Но суд по ст. 46 КАС может не принять как отказ административного истца по иску, так и уменьшение размера требований в тех случаях, которые указываются в ч. 5 ст. 46 КАС.
5. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Административное исковое заявление.
Требования:
1) форма административного заявления, которая может быть:
- письменная
- электронная (заполнение формы, которая размещена в интернете)
Содержание по ч. 2 ст. 125 – исчерпывающий перечень.
-Наименование суда, куда будет подано заявление
-Данные о сторонах (место нахождения, место жительство)
- номер телефона
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при наличии);
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ)
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Статья 126. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению
1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ)
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
6.1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)
7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
2. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.
Предъявление административного иска и возбуждение производства по делу.
1. Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен настоящим Кодексом.
2. О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу. В определении указываются номера телефонов и факсов суда, его почтовый адрес, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещается информация о деятельности суда, адрес электронной почты суда, по которым лица, участвующие в деле, могут направлять и получать информацию об административном деле, и иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.