Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 942

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Советы воспитателю. Чтение сказок, где описаны сказочные птицы. Рассматривание иллюстраций, знакомство с народным прикладным искус­ством. Лепка птицы и рисование на тему: «Птицы нашего участка», «Птицы красные, синие, белые».
Рисование. Дворец Василисы Прекрасной
Программное содержание:

Учить рисовать сказочные дворцы, передавать необычность формы стен, крыши, окон. Украшать здание элементами, сочетаниями цвета определен­ной росписи (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской). Учить проявить творчество в изображении сказочного дворца.

Материал: выставка иллюстраций с изображением сказочных дворцов и необычных зданий Москвы, предметов декоративно-прикладного искус­ства; бумага A3, гуашь, акварель.

Ход занятия

В группу входит Василиса Прекрасная.

Василиса Прекрасная.

Василисой Прекрасной меня величают,

За ум и красоту меня все уважают.

Люблю бродить по родимой стране,

Где много красот открывается мне.

Была я в стране золотистой, как осень.

(Показывает на хохлому)

Знакома мне гжели весенняя просинь,

А в Вятке далекой, на белом крылечке

Видала цветные круги и колечки.

И запаха леса касались лица,

В глаза мне глядели цветы Городца.

Там в чаще дремучей, от страха бледнея,

Попалась я в лапы царя Берендея.

И он мне велел, посмотрев на часы,

Построить дворцы небывалой красы.

За дело взялась я, да мало в том проку,

Одной мне никак не управиться к сроку.

Воспитатель просит детей помочь ей, нарисовать дворец для Василисы Прекрасной и подумать, кто там может жить.

Воспитатель.

— Какой дворец вы изобразите на своем листе/

— Чем можно украсить дворец? (Купола, башенки, арки, колонны, окна.)

— Как можно расписать стены, крышу, окна?

— Какие узоры мы рисовали? (Гжельские, дымковские, городецкие, хох­ломские.)

Воспитатель предлагает выбрать любую роспись и украсить свой дворец. Дети рисуют. Звучит музыка «Ах вы сени, мои сени...» (как фон).

В конце занятия рассмотреть все дворцы и выбрать самый красивый, необычный для Василисы Прекрасной, рассказать, какой росписью укра­шены все дворцы.

Я стены у дворца расписал хохломой,

И стал перед нами дворец, как живой.

В нем золото блещет, багрянец горит.

На белом дворце ярко гжель голубеет,


От стен его стужей и холодом веет.

Никто из людей не захочет в нем жить,

Хочу Снежной королеве его подарить.

Советы воспитателю. Чтение сказок «О Сером Волке и Василисе Пре­красной», «Царевна-лягушка». Рассмотреть иллюстрации с изображением сказочных дворцов, их строение и разнообразие деталей: крыш, куполов, башенок, колонн и пр.

Выставка разных видов декоративно-прикладного искусства, уточнить характерные особенности росписи каждого вида.
Рисование. Прялка-прялица, русская красавица
Программное содержание:

Познакомить детей с предметом быта русских крестьян — прялкой, ее назначением, узорами.

Выделить способы украшения, элементы узора, цвет: резьба, роспись.

Учить украшать детали прялки по мотивам росписи русских мастеров. Воспитывать интерес к быту народа, желание украшать предметы, окружа­ющие человека.

Материал:прялка, открытки «Русские прялки» (из собрания Русского музея); бумага белая A3, акварель, мягкая пастель.

Ход занятия

Рассказ воспитателя

Это прялка из нашей «Горенки». В старину прялка была в деревне в каждом доме. С детства до старости крестьянки пряли на ней пряжу. Добрый молодец мастерил из дерева нарядную прялку в подарок невесте, отец дарил дочери, брат-сестре. Чтобы длинными зимними вечерами работать было веселей, девушки пели песни. Такие прялки женщины хранили бережно и передавали от одного поколения к другому. У прялки украшали лопасть и донце ярким узором. В каждом селе были свои узоры. В Городце - городецкие, мезенские, новгородские и т.д. (Дети рассматривают прялки на открытках и иллюстрациях.)

Узоры были растительные - ветки с ягодами, цветами, яркие букеты, сцены из крестьянской жизни, кони, олени, птицы. Часто изображали птицу-сирин с женской головой. Считалось, что эта птица приносит в дом счастье. Были прялки, украшенные резьбой.
Предложить детям выбрать силуэт лопасти или донца и украсить ярким узором, который дети сами придумают. Рисунок выполнить пастелью, а потом протонировать весь лист акварелью, передать цвет дерева.

В конце занятия рассмотреть все узоры, выбрать те, которые понравились больше всего. Объяснить, почему выбрана эта работа.

Узор на прялке, как ниточка, тянется,



Не прялка, а просто красавица.

В узоре том птица-сирин на ветке

Песни поет.

Словно в сад свои прекрасный

Нас с тобою зовет.

Солнце яркое светит, зеленеют поля,

Разукрасили прялку наши

Русские мастера!

Т. Демина

Советы воспитателю. После занятия организовать выставку в группе. Подготовить бумагу в форме прялок разной величины для росписи по жела­нию в свободное время.
Рисование. Везем на базар расписной товар из Полхово-Майдана
Программное содержание:

Познакомить детей с новым промыслом — полхов-майдан, учить видеть необычность изделий (грибы, шкатулки, матрешки, птицы, чашки, солонки и т.п.), яркость росписи.

Учить расписывать силуэты игрушек: рисовать черный контур узора мар­кером, потом яркими цветосочетаниями, передавать композицию в соот­ветствии с предметом. Воспитывать уважение к народным мастерам.

Материал:изделия полхов-майдана, силуэты посуды и игрушек желтого цвета, черные маркеры, гуашь.

Ход занятия

В изостудии выставка изделий из села Полхов-Майдан (по-местному называют проще — Полх-Майдан).

Над речкой

Полховкой село стоит.

Деревянные игрушки там народ мастерит.

Грибочки, лошадки, матрешки

Красуются там на окошках.
На столах расписная посуда —

Посмотрите на это чудо!

Самовары, кружки, вазы, бочата

Нравятся и взрослым, и ребятам!

Повезут мастера на базар

Продавать свой чудесный товар,

Покупайте, не скупитесь,

От души повеселитесь!

Т. Демина

Воспитатель.

—Вы узнали эту посуду?

—Откуда она и из чего сделана?

  • Какие мастера рисуют такие узоры?

  • Что необычного в технике рисования этих узоров?

Рассказ воспитателя

Это полхов-майданские мастера делают такие веселые предметы из дерева. Сначала рисунок наносят пером и черной тушью, рисуют контур цветов, ягод, яблок, розы, любят рисовать и свою деревню, а потом закрашивают красками яркими, веселыми: малиновой, желтой, зеленой.

Предложить детям поработать мастерами из Полхов-Майдана. Дети выби­рают силуэты предметов и расписывают теми узорами, которые им понра­вились.

В конце занятия все «везут» товар на ярмарку, расхваливают каждый свой товар.

Плошка

В плошку лей окрошку,

Бери ложку, ешь понемножку.

Грибок

Грибок свеж, да его не съешь!

Солоница

Солоница мала, а царица стола.

Скалка

Скалка! Рубля не жалко,

Станешь печь пироги,

Скажешь скалке: —

Помоги!

Самовар

Самовар — птица-жар!

Кран открывается —

Чай наливается.

Чайничек с чашечками-тарарушечками!

Балалайка

Балалаечка-игрушка,

Ты играй, моя подружка!

Есть и струны, и колки,

И цветочек-уголки.
Советы воспитателю. Это занятие проводится как контрольное. Цель: посмотреть, как дети самостоятельно смогут выделить средства выразитель­ности и отразить их в рисунке, передав элементы, цвет, композицию, харак­терные для этой росписи.

На таком занятии может быть использован любой вид народного искусст­ва, который до этого не рассматривали с детьми.
Рисование.

Витражи для окна по мотивам Полхов-Майдана
Программное содержание:

Закрепить знания детей об искусстве витража.

Учить создавать композицию из растительных узоров по мотивам полхов-майданской росписи на кальке.

Учить передавать декоративность контурного рисунка, выразительные средства витража — прозрачность, сказочность.

Развивать творческое воображение, художественный вкус.

Уметь выполнять коллективную работу, планировать работу вдвоем.

Материал:фотографии витражей, изделия полхов-майданских мастеров; калька А4, маркеры, эколин (или акварель).

Ход занятия

В изостудии организована выставка изделий полхов-майдана. Уточнить с детьми название предметов, особенности узора (контур черным цветом), яркие цвета, композицию.

Рассмотреть окно, на котором подготовлен контур витража черным цве­том, поделенный на части по количеству детей (или два окна, если много детей).

Рассмотреть фотографии витражей, отметить, что узор симметричный. Для витража надо нарисовать два одинаковых узора, поэтому нужно выбрать себе пару и договориться, какой узор будут рисовать.

Затем предложить детям украсить окно витражом, в котором цветы будут похожи на полхов-майданские. Определить последовательность рисунка: сначала черным маркером наносится узор, потом выбирается цвет. Два рисунка должны быть одинаковые.


Дети в паре рисуют два одинаковых узора. В процессе рисования воспита­тель учит сравнивать изображения.

В конце занятия вместе с детьми прикрепить рисунки к окну (левая сто­рона повторяет рисунки справа). Полюбоваться яркостью, необычностью узора витража.

К нам заглянет солнышко

В яркое окно.

Засверкает радугой

Празднично оно.

Полхов-майданские цветы

Собрались в букет.

Будто посылаем мы

Всем друзьям привет!

Т. Демина

Советы воспитателю. Организовать выставку изделий из Полхов-Майдана. Рассмотреть узоры и определить последовательность рисования (маркером, цветом).

Выставка фотографий витражей. Отметить, что все изображения обведены черным и соединены между собой, как кружево.

Попросить родителей показать детям витражи на станции метро «Новосло­бодская», «Петровско-Разумовская».
Аппликация. Украшение витражами музыкального зала

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с одним из видов оформления — витражами.

Развивать художественные навыки при выборе цветового решения при составлении витража.

Закрепить навык вырезания одинаковых форм из бумаги, сложенной гар­мошкой, и симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам.

Формировать дружеские отношения со сверстниками при создании кол­лективной работы, учить договариваться, помогать друг другу.

Материал: иллюстрации с изображением витражей; трафареты витражей — узор из квадратов и треугольников, карандаш, бумага белая А4, наборы цветной бумаги 10x10 см, ножницы, клей, картон, клеенка, кисти.

Ход занятия

Выставка иллюстраций витражей. Рассмотреть, выделить средства выра­зительности (цвет, композицию).

Воспитатель.

  • Что такое витраж?

  • Для чего нужны витражи?

  • Люди какой профессии делают витражи?

  • Какие станции метро украшены витражами? («Новослободская».)

  • Что можно украсить витражами у нас, в детском саду?

Рассказ воспитателя

Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда солнечные лучи проникают сквозь высокие проемы окон, картины-витражи оживают, как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться. Витражи выглядят, как стеклянная мозаика. В настоящее время витражи украшают окна, двери зданий. Сделать настоящие витражи из стекла - дело непростое. Но мы можем сделать витражи из цветной бумаги.