Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 941

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чудеса мастеров таят.

В светлой музыке русских узоров

Расцветает народный талант.

П. Синявский
Мы гордимся русскими умельцами.

— Какое же изделие вам больше всего нравится и расскажите, почему?
Рассмотреть предметы народных промыслов: гжель, городец, богородская игрушка, дымковская и филимоновская игрушки, полхов-майдан, кружева, жостово, хохлома.

Ребенок выбирает посуду с синими цветами. Это гжель — гжельская посуда.
Воспитатель. Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно, издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными.

Ребенок. В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут,

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому, чудо творят.
Воспитатель. А это что за чудо?
Дети. Это деревянные игрушки.
Они очень забавные,

Богородские игрушки.

Тук-да-тук, щелк-да-щелк,

Медведь, мужик, лиса и волк.

Деревянные игрушки —

И медведи, и старушки.

То сидят, а то стучат,

Ребятишек всех смешат.

Воспитатель. Что же это за старушки? Богородские игрушки. Делают их недалеко от Москвы, в селе Богородское. Это что за чудо из металла?

Черные, зеленые, красные,

Удивительно прекрасные,

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

— Что же это? (Жостовские подносы, нужны, чтобы хлеб разносить.) Делают их тоже недалеко от Москвы.

  • Какими цветами они расписаны?

  • Какого они цвета?


Матрешки. А вот какие красавицы стоят,

Всех гостей веселят.

Воспитатель.

—Откуда же эти красавицы? Из Загорска, из Подмосковья.

  • Кто расскажет нам о них? (Это матрешки из дерева. Их выточили, а потом расписали яркими красками: красной, желтой, зеленой. Их фартуч­ки украшены цветами из точек.)

  • А вот эта красавица приехала издалека, из города Семенова. У нее наряд совсем другой. (Рассмотреть.)

Недалеко от Семенова находится другой городок, где из дерева делают вот такие чудеса.
Ребенок. Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки...

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые блестят.
Воспитатель.

- Кто же сделал это чудо? (Городецкие мастера.)

— Чем же славен этот промысел? (Городецкие мастера расписывают посу­ду, мебель яркими цветами, птицами, лошадками.)

Всего три цвета и оживляют узоры белой и черной краской. Все цветы соб­раны в букет или венок.

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось.

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.
Воспитатель показывает предметы из Полхово-Майдана.

Воспитатель.

  • Кто расскажет про это чудо?

  • Кто это чудо сотворил?


Ребенок. Полхов-Майдан.

Бочонки, копилки, матрешки, грибы.

Они не малы, да и не велики.

Свистульки, тарелочки в ярких цветах,

И солнце, и речка, и домик в кустах.

Свободная роспись —

Шиповник цветет,

И яблочки зреют,

И травка растет.

Рисуют черным

На стеблях цветы,

И яркие краски

Сочны и просты.

Воспитатель.

  • Какие любят краски полховские мастера? (Красный, зеленый, желтый, синий и черный цвета.)

  • Какие узоры на изделиях? (Цветы, люди, речка, домик, листья, ябло­ки.)

Огадайте о каких народных промыслах эти стихотворения?
Дымковская игрушка

Веселая была глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.
Вологодские кружева

Скачут коклюшки: стук, стук, стук.

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!
Хохлома

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый — золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

На удивительной выставке мы побывали, все секреты народных мастеров узнали.

— Какой секрет у дымковских мастеров? (Они красную глину красят, а потом украшают. Делают красивых барышень, животных.)

— Какой секрет у русской матрешки? (Это забавная игрушка. Ее любят и взрослые, и дети. В одной матрешке прячутся сестрички в ярких сарафанах и нарядных платочках.)

— Какой секрету городецких мастеров? (Все изделия из дерева. Необходимы они в хозяйстве, а также нарядные. Узоры из цветов, собраны в венок из трех, пяти или семи цветов. Украшают их оживками.)

—Как в народе зовут хохлому? (Золотая, огненная хохлома. Веточка-зави­ток — самый главный элемент. Его украшают ягодами, цветами, листьями, травкой.)

Воспитатель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о рукоделии, народных мастерах.

  • Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит.

  • Хорошая работа два века живет.

  • Красна птица опереньем, а человек уменьем.

  • Сделал дело — гуляй смело.

  • Кто работы не боится, тот и пляшет, и поет.


Советы воспитателю. Дано несколько вариантов итоговых заня­тий—экскурсии в музей детского сада. Воспитатель для занятия выбирает только те виды искусства, с которыми дети познакомились за этот период. Таких занятий может быть не одно, постепенно расширяя количество видов или отбирая только народную игрушку, только изделия из дерева и т.д.
Рисование. Сказочная птица

Программное содержание:

Закреплять представление о народных промыслах.

Учить создавать образ сказочной птицы, добиваясь выразительности, используя колорит, элементы декоративной росписи. Развивать фантазию, воображение.

Материал: сундук с предметами народного декоративно-прикладного искусства — образ птиц в гжели, хохломе, дымковской, филимоновской, твер­ской игрушках; персонаж кукольного театра — Иван Царевич; П. Чайковский «Детский альбом» «Жаворонок»; тонированная бумага A3.

Ход занятия

Воспитатель. Сейчас мы послушаем прекрасную музыку композитора Петра Ильича Чайковского. Закройте глаза и постарайтесь представить себя в сказочном саду, где поют необыкновенной красоты чудо-птицы.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней,

Не спугнуть бы нам его!

Посмотрите, дети, кто к нам пришел! Иван Царевич! Он услышал сказоч­ную музыку, пение чудо-птицы и пришел к нам из сказки!

— Что, Иван Царевич, не весел, что головушку повесил?

— Почему ты такой грустный, печальный? Тебя царь послал искать по белу-свету чудо-птицу.

— Где найти ее, не знаешь?

— Какая она, сказочная? Тоже не знаешь? Всяких птиц повидал: грачей, скворцов, сорок, а сказочных не видел.

Дети помогут тебе! У нас же есть волшебный сундучок! Давайте скажем заветные, волшебные слова, может, в сундучке найдем сказочную птицу.

Сундук-сундучок! Приоткрой нам свой бочок! Дзинь!

-Ах, какая красота! Что за чудо-птица в разноцветную полосочку! Как она называется, скажите-ка Ивану Царевичу? (Показывает филимоновскую игрушку.)

— Возьми, царевич, отнеси ее царю! Почему ты грустишь? Это не та птица?

— А вот эта, белая с синими узорами, розами? (Гжель.)

— У птицы этой каждое перышко горит, разноцветной радугой перелива­ется. (Тверская.)

А вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка


Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост —

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской красною горя,

Как корона у царя!

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

(Дымка.)

— Вот птица ягодками, завиточками, цветочками расписана, золотом горит, переливается, с пышным хвостом. (Хохлома.) Опять не та? Не горюй! Не беда!

— Дети, вы видели чудо-птицу? Где? В сказках?

Расскажите Ивану Царевичу, в каких сказках говорится о сказочных чудо-птицах. («Иван Царевич и серый волк», «Конек-Горбунок», «Жар-птица и Василиса-царевна».)

Расскажите Ивану Царевичу, чем сказочные птицы отличаются от настоящих.

  • Какие у них хвосты?

  • Что у них на голове?

Предложить детям нарисовать жар-птицу для Иванушки, помочь ему.

Не печалься, не кручинься, не горюй, Иван Царевич, наши дети — такие выдумщики, они придумают необыкновенных красивых птиц! Великолепных! Самую разноцветную, самую сказочную ты и отнесешь царю.

А чтобы не разлетелись птицы в разные стороны и чтобы руки не обжечь о перо жар-птиц, Иванушка даст вам золотые клетки. (Иван Царевич разда­ет детям «золотые» клетки — листы с разным фоном, на которые впоследствии накладывается тонкая бумажная сетка.)

Дети рисуют под музыку П.И. Чайковского, а Иван Царевич смотрит, как они рисуют.

Тихо, тихо сядем рядом —

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

В конце занятия воспитатель предлагает детям показать своих птиц Ивану Царевичу. Дети берут за колечко «клетку с жар-птицей», встают в полукруг, поднимают клетки и показывают.

Воспитатель. Полюбуйся, Иванушка, какая красота необыкновенная! Как жар горит оперение, даже глаза слепит! Какую выбираешь? Вот эту красную, с пышным изумрудным хвостом. Или вот эту зеленую, как трава летом, с желтыми перьями, будто золотыми, как в сказке.

Не можешь выбрать? Дети тебе помогут выбрать птицу изумительной кра­соты.

Дети предлагают, описывая птицу, обосновывают свой выбор (у какой самый красивый хвост; какая птица веселее песни поет; за которой глаз да глаз нужен, улетит и т.д.).

Иван Царевич выбирает: для себя («себе оставлю»), для серого волка («он мне помогал в сказке»), для Василисы Прекрасной, для царя...

Прощается с детьми, благодарит, уходит с четырьмя птицами. Остальных птиц выбирают себе гости. Дети дарят гостям птиц счастья.