ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 941
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чудеса мастеров таят.
В светлой музыке русских узоров
Расцветает народный талант.
П. Синявский
Мы гордимся русскими умельцами.
— Какое же изделие вам больше всего нравится и расскажите, почему?
Рассмотреть предметы народных промыслов: гжель, городец, богородская игрушка, дымковская и филимоновская игрушки, полхов-майдан, кружева, жостово, хохлома.
Ребенок выбирает посуду с синими цветами. Это гжель — гжельская посуда.
Воспитатель. Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно, издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными.
Ребенок. В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому, чудо творят.
Воспитатель. А это что за чудо?
Дети. Это деревянные игрушки.
Они очень забавные,
Богородские игрушки.
Тук-да-тук, щелк-да-щелк,
Медведь, мужик, лиса и волк.
Деревянные игрушки —
И медведи, и старушки.
То сидят, а то стучат,
Ребятишек всех смешат.
Воспитатель. Что же это за старушки? Богородские игрушки. Делают их недалеко от Москвы, в селе Богородское. Это что за чудо из металла?
Черные, зеленые, красные,
Удивительно прекрасные,
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
— Что же это? (Жостовские подносы, нужны, чтобы хлеб разносить.) Делают их тоже недалеко от Москвы.
-
Какими цветами они расписаны? -
Какого они цвета?
Матрешки. А вот какие красавицы стоят,
Всех гостей веселят.
Воспитатель.
—Откуда же эти красавицы? Из Загорска, из Подмосковья.
-
Кто расскажет нам о них? (Это матрешки из дерева. Их выточили, а потом расписали яркими красками: красной, желтой, зеленой. Их фартучки украшены цветами из точек.) -
А вот эта красавица приехала издалека, из города Семенова. У нее наряд совсем другой. (Рассмотреть.)
Недалеко от Семенова находится другой городок, где из дерева делают вот такие чудеса.
Ребенок. Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки...
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые блестят.
Воспитатель.
- Кто же сделал это чудо? (Городецкие мастера.)
— Чем же славен этот промысел? (Городецкие мастера расписывают посуду, мебель яркими цветами, птицами, лошадками.)
Всего три цвета и оживляют узоры белой и черной краской. Все цветы собраны в букет или венок.
Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось.
Городцом ты, Городцом
На весь мир прославилась.
Воспитатель показывает предметы из Полхово-Майдана.
Воспитатель.
-
Кто расскажет про это чудо? -
Кто это чудо сотворил?
Ребенок. Полхов-Майдан.
Бочонки, копилки, матрешки, грибы.
Они не малы, да и не велики.
Свистульки, тарелочки в ярких цветах,
И солнце, и речка, и домик в кустах.
Свободная роспись —
Шиповник цветет,
И яблочки зреют,
И травка растет.
Рисуют черным
На стеблях цветы,
И яркие краски
Сочны и просты.
Воспитатель.
-
Какие любят краски полховские мастера? (Красный, зеленый, желтый, синий и черный цвета.) -
Какие узоры на изделиях? (Цветы, люди, речка, домик, листья, яблоки.)
Огадайте о каких народных промыслах эти стихотворения?
Дымковская игрушка
Веселая была глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
Вологодские кружева
Скачут коклюшки: стук, стук, стук.
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен, взгляните!
Хохлома
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый — золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
На удивительной выставке мы побывали, все секреты народных мастеров узнали.
— Какой секрет у дымковских мастеров? (Они красную глину красят, а потом украшают. Делают красивых барышень, животных.)
— Какой секрет у русской матрешки? (Это забавная игрушка. Ее любят и взрослые, и дети. В одной матрешке прячутся сестрички в ярких сарафанах и нарядных платочках.)
— Какой секрету городецких мастеров? (Все изделия из дерева. Необходимы они в хозяйстве, а также нарядные. Узоры из цветов, собраны в венок из трех, пяти или семи цветов. Украшают их оживками.)
—Как в народе зовут хохлому? (Золотая, огненная хохлома. Веточка-завиток — самый главный элемент. Его украшают ягодами, цветами, листьями, травкой.)
Воспитатель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о рукоделии, народных мастерах.
-
Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит. -
Хорошая работа два века живет. -
Красна птица опереньем, а человек уменьем. -
Сделал дело — гуляй смело. -
Кто работы не боится, тот и пляшет, и поет.
Советы воспитателю. Дано несколько вариантов итоговых занятий—экскурсии в музей детского сада. Воспитатель для занятия выбирает только те виды искусства, с которыми дети познакомились за этот период. Таких занятий может быть не одно, постепенно расширяя количество видов или отбирая только народную игрушку, только изделия из дерева и т.д.
Рисование. Сказочная птица
Программное содержание:
Закреплять представление о народных промыслах.
Учить создавать образ сказочной птицы, добиваясь выразительности, используя колорит, элементы декоративной росписи. Развивать фантазию, воображение.
Материал: сундук с предметами народного декоративно-прикладного искусства — образ птиц в гжели, хохломе, дымковской, филимоновской, тверской игрушках; персонаж кукольного театра — Иван Царевич; П. Чайковский «Детский альбом» «Жаворонок»; тонированная бумага A3.
Ход занятия
Воспитатель. Сейчас мы послушаем прекрасную музыку композитора Петра Ильича Чайковского. Закройте глаза и постарайтесь представить себя в сказочном саду, где поют необыкновенной красоты чудо-птицы.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его!
Посмотрите, дети, кто к нам пришел! Иван Царевич! Он услышал сказочную музыку, пение чудо-птицы и пришел к нам из сказки!
— Что, Иван Царевич, не весел, что головушку повесил?
— Почему ты такой грустный, печальный? Тебя царь послал искать по белу-свету чудо-птицу.
— Где найти ее, не знаешь?
— Какая она, сказочная? Тоже не знаешь? Всяких птиц повидал: грачей, скворцов, сорок, а сказочных не видел.
Дети помогут тебе! У нас же есть волшебный сундучок! Давайте скажем заветные, волшебные слова, может, в сундучке найдем сказочную птицу.
Сундук-сундучок! Приоткрой нам свой бочок! Дзинь!
-Ах, какая красота! Что за чудо-птица в разноцветную полосочку! Как она называется, скажите-ка Ивану Царевичу? (Показывает филимоновскую игрушку.)
— Возьми, царевич, отнеси ее царю! Почему ты грустишь? Это не та птица?
— А вот эта, белая с синими узорами, розами? (Гжель.)
— У птицы этой каждое перышко горит, разноцветной радугой переливается. (Тверская.)
А вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост —
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской красною горя,
Как корона у царя!
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
(Дымка.)
— Вот птица ягодками, завиточками, цветочками расписана, золотом горит, переливается, с пышным хвостом. (Хохлома.) Опять не та? Не горюй! Не беда!
— Дети, вы видели чудо-птицу? Где? В сказках?
Расскажите Ивану Царевичу, в каких сказках говорится о сказочных чудо-птицах. («Иван Царевич и серый волк», «Конек-Горбунок», «Жар-птица и Василиса-царевна».)
Расскажите Ивану Царевичу, чем сказочные птицы отличаются от настоящих.
-
Какие у них хвосты? -
Что у них на голове?
Предложить детям нарисовать жар-птицу для Иванушки, помочь ему.
Не печалься, не кручинься, не горюй, Иван Царевич, наши дети — такие выдумщики, они придумают необыкновенных красивых птиц! Великолепных! Самую разноцветную, самую сказочную ты и отнесешь царю.
А чтобы не разлетелись птицы в разные стороны и чтобы руки не обжечь о перо жар-птиц, Иванушка даст вам золотые клетки. (Иван Царевич раздает детям «золотые» клетки — листы с разным фоном, на которые впоследствии накладывается тонкая бумажная сетка.)
Дети рисуют под музыку П.И. Чайковского, а Иван Царевич смотрит, как они рисуют.
Тихо, тихо сядем рядом —
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
В конце занятия воспитатель предлагает детям показать своих птиц Ивану Царевичу. Дети берут за колечко «клетку с жар-птицей», встают в полукруг, поднимают клетки и показывают.
Воспитатель. Полюбуйся, Иванушка, какая красота необыкновенная! Как жар горит оперение, даже глаза слепит! Какую выбираешь? Вот эту красную, с пышным изумрудным хвостом. Или вот эту зеленую, как трава летом, с желтыми перьями, будто золотыми, как в сказке.
Не можешь выбрать? Дети тебе помогут выбрать птицу изумительной красоты.
Дети предлагают, описывая птицу, обосновывают свой выбор (у какой самый красивый хвост; какая птица веселее песни поет; за которой глаз да глаз нужен, улетит и т.д.).
Иван Царевич выбирает: для себя («себе оставлю»), для серого волка («он мне помогал в сказке»), для Василисы Прекрасной, для царя...
Прощается с детьми, благодарит, уходит с четырьмя птицами. Остальных птиц выбирают себе гости. Дети дарят гостям птиц счастья.