Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 945

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дети выбирают изобразительный материал и приступают к работе. В ходе занятия воспитатель уточняет места украшения, какие элементы выберут.

В конце занятия дети наряжают силуэты кукол, рассказывают о своем костюме, какие декоративные элементы использовали для украшения одежды.
Экскурсия в художественный салон на выставку украшений

Программное содержание:

Познакомить детей с художником-ювелиром, который делает украшения из металла, камней, стекла, керамики.

Развивать художественный вкус, интерес к работе ювелира, старине, кра­сивым вещам.

Материал: украшения из янтаря, бирюзы, серебра, жемчуга, уральских самоцветов, ростовская финифть.

Ход занятия

Выставка украшений. Воспитатель предлагает детям рассмотреть ювелир­ные изделия.

Рассказ воспитателя
Это ростовская финифть. Украшения сделаны из серебра. Мастер соткал их из серебряных проволочек, тонких, как нити. В резную оправу из проволочек он вставил маленький букетик, который нарисовал цветной эмалью. Эти украшения состоят из серег, перстня и кулона. Все вместе называются комплект. Рисунок на всех изделиях одинаковый. Вот какие красивые изделия придумали мастера из города Ростова, поэтому они называются ростовская финифть.

Вот перламутровые бусы. Посмотрите, как они переливаются. — Кто знает, из чего они сделаны? (Из жемчуга.)

Жемчуг образуется в морской раковине из песчинки. (Показать раковину и жемчужину.) Такими красивыми жемчужинами в старину украшали одеж­ду. Чем крупнее жемчужина, тем она ценнее.

В этой коробочке хранятся бусы из уральских камней — агата, яшмы, малахита. Они также хороши в комплекте - бусы, браслет, серьги. (Дать детям подержать в руках бусы.) Они тяжелые, так как сделаны из камня. Такие камни добывают на Урале, в горах. Вспомните сказку Бажова «Серебряное копытце», как олень высекал драгоценные камни копытцем. Еще есть сказ­ка «Каменный цветок», там Данила-мастер вырезал из камня цветок, делал шкатулки из малахита, яшмы.

Труд мастера-ювелира очень сложный и кропотливый, так как украшения бывают очень мелкие, узоры тонкие, приходится их делать и смотреть в лупу. Изделия наших ювелиров ценятся во всем мире. Гости, приезжая к нам, покупают такие изделия на память о России.

Предложить детям рассказать о янтарных бусах.

Воспитатель.


  • Какого они цвета?

  • На что он похож?

Рассказ воспитателя

Янтарь очень красивый камень. Его называют кусочком солнца. Янтарь - это окаменевшая смола хвойного дерева. Иногда в смолу попадает насекомое - комар, муха, жучок, прилипает к смоле и остается там навсегда. От этого украшение делается еще более красивым и редким.

—Кому понравилась наша выставка?

—Для чего делают украшения? (Чтобы носить, украшать одежду, любо­ваться .)

  • Какие бывают украшения?

  • Кто делает украшения? (Ювелиры.)

В конце занятия дети наряжают кукол, примеряют некоторые украшения перед зеркалом.

Советы воспитателю. Предложить детям посмотреть, какие украшения носят их мамы. Спросить, из чего они сделаны и как называются. Сделать броши или кулоны в свободное время.
ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ

Знакомство с искусством Палеха

Программное содержание:

Познакомить детей с искусством Палеха, с черными лаковыми шкатул­ками.

Развивать интерес к многообразию народного искусства.
Материал:шкатулки с изображением сказочных героев: «Иван Царевич», «Жар-птица», «Тройка»; слайды, запись произведения П.Чайковского «Тройка».

Ход занятия

Рассказ воспитателя

Эти красивые шкатулки расписали мастера из села Палех Ивановской области. И искусство их стало называться Палех. Маленькие картинки называются миниатюры.

— Как вы думаете, из чего сделана шкатулка? (Дать детям ее подержать.)

Кажется, что она сделана из дерева, на самом деле выполнена из смеси бумаги с клеем. Это называется папье-маше. Сначала шкатулки выглядят некрасиво, они шероховатые. Но мастера шлифуют, зачищают поверхность, чтобы она была гладкая. Затем расписывают яркими красками по черному фону и покрывают лаком. Шкатулки бывают разной формы и величины.

Рассмотреть все шкатулки.

Воспитатель.

  • Что же нарисовано на крышке шкатулки? (Кони, у них красивые гривы, длинные тонкие ноги, длинные хвосты. Сказочные кони.)

  • Что нарисовано на круглой шкатулке? (Девушки пляшут. У них краси­вые сарафаны.)

  • Что можно хранить в шкатулке? (Дедушкины ордена, медали, мамины украшения, драгоценные камни.)

Рассмотреть иллюстрации, где изображены шкатулки, пудреницы, бисер-ницы, на которых нарисованы картинки по мотивам русских былин.



Звучит музыка П.И. Чайковского «Тройка», дети рассматривают шкатул­ки, на которых изображены кони.

Воспитатель.

— Что вам напоминает искусство Палеха? (Оно напоминает сказку. Изделия черно-лаковые, блестящие, изящные. На них как бы оживают герои сказок и былин, удивительные жар-птицы, златогривые чудо-кони.)

Советы воспитателю. Выставка палехских шкатулок. Предложить детям в свободное время украсить крышку коробок для кукол.
ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Рисование. Ярмарка

Программное содержание:

Закрепить знания детей о разных видах народного искусства, уметь раз­личать характерные особенности каждого вида росписи - хохлому, городец, гжель, дымковскую игрушку.

Расписать предметы из дерева, самостоятельно выбрать вид, узор, компо­зицию.

Материал: предметы декоративно-прикладного искусства — хохлома, горо­дец, гжель, дымковская игрушка; заготовки из дерева («белье»), гуашь.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, оформленный к празднику (досугу). В зале организована выставка предметов декоративно-прикладного искусства.

Воспитатель. К празднику на ярмарку

Спешат покупатели.

Здесь дети игрушки

Распишут старательно.

Сегодня у нас праздник - добрый, веселый. Зал украшен в русском стиле, здесь изделия народных мастеров и ярмарка, на которой можно приобрести изделия народных умельцев.

—Какую же роспись вы узнаете?

Первый ребенок. К нам приехала сама Золотая хохлома.

Воспитатель.

—Почему она называется золотой?

—Какие элементы узора можно использовать в росписи? (Завитки, тра­винки, реснички, ягоды, цветы, листья.)
Второй ребенок.

А вот гжель-красавица,

На всю Россию славится

Синими узорами

На белом фоне.
Воспитатель.

- Как расписываются гжельские узоры? (Мазками с оттенком и украшаем концом кисти.)
Третий ребенок.

А вот какая красота .

Из славного Городца.

Узоры городецкие

На досках, хлебницах

И стульях.

Откуда эти мастера?

  • Какими узорами украшают городецкие мастера свои изделия? (Цветами, бутонами, листьями, птицами, конями.)

  • Какие цвета в городецкой росписи? (Голубые и синие, розовые и крас­ные, цвет и оттенок, и белые оживки.)


Воспитатель. На ярмарке не только любуются красивыми изделиями, но и показывают свои умения.

Предложить детям выбрать вид росписи, соответствующие предметы из дерева и расписать. Когда работы готовы, дети идут на ярмарку. Девочки надевают кокошни­ки, фартучки. Появляется Иванушка, исполняется русская народная пляска «Где ты был, Иванушка?». Дети катаются на карусели.

Советы воспитателю. Перед занятием организовать выставку тех видов народного искусства, с которыми дети знакомились до этого. Подготовить к ярмарке карусель, костюмы, заготовки. Выучить стихотворения о народ­ных промыслах. Занятие проводится как итоговое после ознакомления и проведения цикла занятий по декоративному рисованию, лепке, аппли­кации.
Экскурсия на выставку народных промыслов.

Рисование. Цветы, цветы, цветы...
Программное содержание:

Закрепить и обобщить представления детей о русских народных промыс­лах: жостовском, гжельском; павловопосадских платках. Учить сравнивать предметы по назначению, узору, колориту, композиции.

Учить рисовать цветы по мотивам павловопосадских платков, развивать чувство композиции.

Воспитывать интерес и уважение к народному искусству.

Материал:жостовские подносы, гжельский фарфор, павловопосадские платки, основа для платков 70x70 см, бумага — черная, красная, зеленая 30x30 см (по четыре квадрата одного цвета), гуашь.

Ход занятия

Рассказ воспитателя
Выйдешь из леса на некошеный заросший луг и от радости ахнешь! Сколько там всевозможных цветов! Луг похож на цветочный ковер. На зеленой траве белеют ромашки, цветет душистый горошек, а выше всех, веселее всех колокольчик. Подует ветерок, закачаются цветы, поклонятся земле. Вдоль ручейка в зеленом болотце густо цветет незабудка. В поле колосится рожь. Пригнутся колосья от ветра, и сразу становятся видны синие головки васильков. Эта красота с нами всегда. Цветы делают человека добрее и лучше. Художники, мастера украшают цветами свои изделия. О цветах сложено много песен.
Звучит «Песня о волшебном цветке», музыка Ю. Чичкова, слова Н. Пляцковского.

Воспитатель.

  • Изделия каких промыслов вы здесь видите?

  • Что украшают мастера жостовские, гжельские, павловопосадские?

  • Чем похожи все эти цветы?

  • Чем они отличаются в каждой росписи?

— Как расположен узор на павловопосадских платках? (Большой цветок, листья, кайма.)


Воспитатель предлагает нарисовать павловопосадские платки. Дети садят­ся за столы по 4 человека и выполняют одинаковые составные части платка. Кто заканчивает работу, выкладывает свой узор на основу. Воспитатель уточняет, как расположить узор, передать особенности данного цветка

Воспитатель.

  • Понравились вам платки?

  • Какие цветы вы нарисовали?

  • Почему так расположили узор?

Дети читают стихи Е. Серовой «Фиалка», «Незабудка».

В конце занятия дети исполняют танец под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов».
Экскурсия в музей народного декоративно-прикладного искусства
Программное содержание:

Закрепить знания детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, уметь различать виды, эмоционально откликаться на красоту, воплощенную в предметах быта, выражать свое отношение к ним.

Уметь выделять средства выразительности (элементы, колорит, компози­цию).
Материал:предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Ход занятия

Дети входят в зал. Предложить им рассмотреть выставку разных предметов декоративно-прикладного искусства.

Рассказ воспитателя

Это выставка народного декоративно-прикладного искусства. Какая красота! Все эти предметы сделаны руками народных умельцев, которые живут в России.

Наша страна велика, и каждая область славится каким-то промыслом. Там, где растут леса, из дерева делают различные предметы. Если есть глина, то глиняные изделия украшают каждый дом.

Издавна наш народ славится трудолюбием и умелыми руками. Люди всегда стремились украсить свой быт, и появлялись на одежде и предметах причудливые узоры.

— Как придумывали узоры? Сама природа подсказывала мотивы росписи. И краски природы делали эти изделия нарядными, красочными, волшебными.

Вот эти предметы сделаны из глины, а эти — из дерева. О каждом из них сочинили песни, стихотворения.

Мастера их вылепили,

Мастера их вырезали,

В каждую вложили сердце.

Свою душу выразили.
К самым тонким оттенкам природы,

К самым сочным краскам земли

Прикоснулись руки народа

И секрет волшебства нашли.

Все красоты родных просторов