ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 943
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспитатель вместе с детьми выкладывает на фланелеграфе круги.
Дети выбирают цвет и начинают рисовать. Сначала кольца одного цвета, потом круги другого цвета и украшают круги или кольца. Воспитатель проверяет правильность расположения колец в определенной последовательности.
В конце занятия рассмотреть все рисунки и выбрать вместе с дымковским индюком хвост:
-
самые ровные и красивые кольца; -
варианты украшений; -
яркие узоры.
Советы воспитателю. Выставка дымковских игрушек. Рассмотреть элемент «кольцо и круг». Чтение стихотворений о дымковской игрушке.
Рисование.
У дымковской барышни новоселье
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Составлять узор на бумаге разной формы (квадрат, круг, розета, полоса), используя элементы росписи дымковских игрушек.
Материал: дымковские игрушки, открытки, иллюстрации, белая бумага —круг, розета диаметром 20 см, 15x15 см, 10x20 см, гуашь.
Ход занятия
Дымковская барышня прислала приглашение на новоселье. Воспитатель показывает бумагу разной формы и предлагает ее назвать. Уточнить:
— Что бывает такой формы? (Платок, салфетка, поднос, тарелочка, шарф, дорожка и пр.)
— Чем можно их украсить? (Круги, кольца, точки, полосы и пр.)
Дети рассматривают дымковские игрушки и называют элементы узора.
— Каким цветом будете рисовать?
— Какой узор можно нарисовать на круге? (Розете, квадрате, полосе.)
Предложить детям показать рукой на листе, где можно нарисовать элементы узора.
Дети выбирают форму бумаги и называют, что они украсят (салфетку, дорожку и пр.) и подарят дымковской барышне.
Воспитатель уточняет с отдельными детьми расположение узора, элементы узора, сочетания цветов.
В конце занятия рассматривают все подарки, которые нарисовали дети. Каждый рассказывает о своем рисунке, педагог обобщает:
...Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Дети идут в гости, несут подарки и вручают их барышне. Она благодарит и угощает детей.
Советы воспитателю». Выставка дымковских игрушек. Разучивание стихотворений о «дымке».
Рисование. Сказочный теремок
Программное содержание:
Учить рисовать сказочный теремок, учить передавать форму дома (квадрат), крыши (треугольник). Учить украшать теремок элементами дымковской игрушки.
Развивать творчество.
Материал: иллюстрации с изображением сказочных теремков, бумага светлых тонов А4, гуашь.
Ход занятия
Воспитатель.
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
— Из какой сказки этот отрывок? («Теремок».)
Рассмотреть иллюстрации с изображением теремка у разных художников.
-
Какие звери прибегали к теремку? -
Что же случилось, когда прибежал медведь? (Он его сломал.)
И стали они строить новый теремок. Построили лучше прежнего и украсили его дымковским узором.
-
Какой формы теремок? -
Какой формы крыша? -
Что бы вы украсили у теремка? (Крышу, стены, ставни.)
— Какими элементами дымковского узора можно украсить теремок? (Кольца, круги, точки, полосы и пр.)
-
Каким станет теремок? (Сказочным, ярким, красивым.) -
Какой кистью будем рисовать теремок? (Толстой.)
Дети выбирают цвет для теремка. Воспитатель уточняет последовательность рисования: стены, крышу, окно, дверь, потом украшения.
В ходе занятия снова напоминает последовательность рисования, украшения.
В конце занятия предлагает рассмотреть все рисунки.
Воспитатель.
-
Какой теремок самый красивый? -
Кто украсил теремок дымковским узором? -
Какой теремок самый веселый, нарядный?
Игра-инсценировка «Стоит в поле теремок».
Советы воспитателю. Чтение русской народной сказки «Теремок». Рассмотреть иллюстрации с изображением сказочных теремков. Уточнить их строение, форму частей. Определить, чем сказочный теремок отличается от обычного дома. Выставка дымковских игрушек.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
Лепка. Зайка с морковкой
Программное содержание:
Знакомить с каргопольской игрушкой.
Учить лепить фигурку зайчика из отдельных частей (овал большой и маленький), характерные признаки (лапки, длинные уши), дополнять изображение (морковка), плотно соединять части, сглаживать места соединения. Учить передавать выразительный образ веселого зайчика.
Материал: каргопольская глиняная игрушка, глина, доска, влажная салфетка, стеки.
Ход занятия
Педагог загадывает детям загадку:
Длинные уши, короткий хвост,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Зайчик.)
Воспитатель (показывает каргопольскую глиняную игрушку «Зайчик с морковкой»).
— Кто это?
— Как вы догадались, что он довольный? (Он сидит на задних лапках и держит передними лапками морковку, ушки торчат, на шее ленточка.)
Эта игрушка каргопольская и вылеплена из глины народными мастерами.
Воспитатель предлагает детям вылепить такого зайчика с морковкой, уточняет форму головы и туловища, предлагает показать в воздухе движения для лепки. Затем объясняет детям, как разделить глину: отделить небольшой кусочек для сюрприза (морковки). Большой столбик разделить на две части, одна часть — туловище. Вторую часть разделить на два кусочка: поменьше — это будет голова, а от большей части отделить кусочек для ушей и лап. Воспитатель медленно показывает, дети повторяют его действия. Еще раз уточняет форму туловища и головы. Дети начинают лепить.
В ходе занятия ввспитатель напоминает, что части надо плотно соединять и примазывать пальчиком.
В конце занятия рассмотреть всех зайчиков, выбрать самые выразительные работы.
Дети рассказывают о своем зайчике, какой он — веселый, грустный, слушает, испугался — прижал уши и т.д. Выделяют средства выразительности. Воспитатель предлагает посмотреть, все ли части хорошо соединены, полюбоваться своими работами, вспомнить стихотворение или загадку о зайце.
Советы воспитателю. После занятия поставить на выставку каргопольскую игрушку. До занятия вспомнить, какие загадки, стихотворения о зайце знают дети.
СТАРШАЯ ГРУППА
ГОНЧАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Знакомство с гончарным искусством. Лепка посуды
Программное содержание:
Познакомить детей с гончарным искусством. Развивать интерес к труду гончара, народным традициям, обычаям. Учить лепить посуду из глины на поворотном станке.
Материал:крынки, иллюстрации с изображением гончарной мастерской, посуда разной формы; глина, поворотные станки, влажные салфетки и губка, стеки.
Ход занятия
Воспитатель. Глиняную посуду в давние времена называли утварь. Сначала ее лепили руками, потом придумали гончарный круг. Он похож на станок для лепки. Гончарный круг давал возможность быстрее лепить посуду.
— Что делали потом с вылепленной посудой? (Дети рассказывают об обжиге.)
Обжиг посуды - дело непростое. Надо было приложить много труда и умения. Гончар вкладывал в изделия свою душу, сравнивал их с человеком. Об этом нам говорят названия частей посуды: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка. Глиняные изделия мастера украшали орнаментом, который придумывали сами. Волнистая линия-это вода, прямые линии изображали землю, точки - семена, косые линии - дождь.
-
Как называется посуда? (Показ иллюстраций.) -
Что делают с вылепленной посудой? -
Какой формы сосуд? -
Зачем украшали посуду? -
Как славяне изображали воду, землю и пр.? -
Где у кувшина тулово? (Ручка, плечи, шейка, ножки.)
Воспитатель предлагает детям, как гончарам, вылепить посуду на поворотном станке. Показывает, как им пользоваться. В ходе занятия подсказывает, как лучше передать форму, сделать сосуд устойчивым, загладить неровности влажной губкой.
В конце занятия дети называют, что они вылепили и как эту посуду можно использовать. Все работы относят на выставку посуды.
Советы воспитателю. Выставка глиняной посуды и иллюстраций с ее изображением. Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин».
На занятии можно использовать как фон запись русской народной песни «А я по воду...»
Лепка декоративной посуды
Программное содержание:
Продолжать знакомить с керамикой, учить видеть красоту и разнообразие формы, украшений налепом, углубленным рельефом.
Учить лепить посуду разными способами — ленточным, вдавливанием. Украшать посуду налепом или делать рисунок стекой.
Развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.
Материал: керамика - посуда, чашки, блюдо, вазы; глина, влажные салфетки и губка, поворотные станки.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть выставку керамической посуды.
Воспитатель.
-
Что стоит на нашей выставке? (Посуда.) -
Какая она? (Блестящая, разноцветная, красивая.) -
Для чего нужна эта посуда? (Назначение посуды.) -
Как изготавливается эта посуда? (Рассказы детей.) -
Какими способами можно лепить посуду? (Вдавливанием, ленточным.)
Воспитатель предлагает детям вылепить посуду любым способом: задача воспитателя — проверить, каким способом в основном лепят дети, чтобы знать, что они лучше усвоили. Педагог оказывает необходимую помощь в ходе занятия, уточняет способы украшения (налепом или рельефом).
В конце занятия дети ставят свои поделки на стол и рассматривают их. Обратить внимание на красоту формы и варианты украшения. Предложить назвать свои изделия. (Дети вылепили кувшин для молока — молочник, вазочку для цветов, для варенья, чашку.)
Советы воспитателю. Выставка керамической посуды, уточнить возможные способы лепки. Если дети быстро вылепят поделку, предложить ее дополнить, например, угощением для кукол.
Экскурсия в магазин керамики
Программное содержание:
Познакомить детей с новыми видами керамических изделий (настенные тарелки — панно, кашпо, вазы, подсвечники и др.). Объяснить, что эти изделия служат для украшения помещения. Учить рассказывать об изделиях, выделять средства выразительности (форму изделия, украшения, цвет).
Воспитывать интерес к керамическим произведениям искусства.
Ход занятия
Дети с воспитателем идут на экскурсию в ближайший магазин, рассматривают керамические изделия.
Воспитатель.