Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 943

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воспитатель вместе с детьми выкладывает на фланелеграфе круги.

Дети выбирают цвет и начинают рисовать. Сначала кольца одного цвета, потом круги другого цвета и украшают круги или кольца. Воспитатель про­веряет правильность расположения колец в определенной последователь­ности.

В конце занятия рассмотреть все рисунки и выбрать вместе с дымковским индюком хвост:

  • самые ровные и красивые кольца;

  • варианты украшений;

  • яркие узоры.

Советы воспитателю. Выставка дымковских игрушек. Рассмотреть элемент «кольцо и круг». Чтение стихотворений о дымковской игрушке.
Рисование.

У дымковской барышни новоселье

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Составлять узор на бумаге разной формы (квадрат, круг, розета, полоса), используя элементы росписи дымковских игрушек.

Материал: дымковские игрушки, открытки, иллюстрации, белая бумага —круг, розета диаметром 20 см, 15x15 см, 10x20 см, гуашь.


Ход занятия

Дымковская барышня прислала приглашение на новоселье. Воспитатель показывает бумагу разной формы и предлагает ее назвать. Уточнить:

— Что бывает такой формы? (Платок, салфетка, поднос, тарелочка, шарф, дорожка и пр.)

— Чем можно их украсить? (Круги, кольца, точки, полосы и пр.)

Дети рассматривают дымковские игрушки и называют элементы узора.

— Каким цветом будете рисовать?

— Какой узор можно нарисовать на круге? (Розете, квадрате, полосе.)

Предложить детям показать рукой на листе, где можно нарисовать элемен­ты узора.

Дети выбирают форму бумаги и называют, что они украсят (салфетку, дорожку и пр.) и подарят дымковской барышне.

Воспитатель уточняет с отдельными детьми расположение узора, элемен­ты узора, сочетания цветов.

В конце занятия рассматривают все подарки, которые нарисовали дети. Каждый рассказывает о своем рисунке, педагог обобщает:

...Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Дети идут в гости, несут подарки и вручают их барышне. Она благодарит и угощает детей.

Советы воспитателю». Выставка дымковских игрушек. Разучивание стихо­творений о «дымке».

Рисование. Сказочный теремок

Программное содержание:

Учить рисовать сказочный теремок, учить передавать форму дома (квад­рат), крыши (треугольник). Учить украшать теремок элементами дымковской игрушки.

Развивать творчество.

Материал: иллюстрации с изображением сказочных теремков, бумага светлых тонов А4, гуашь.

Ход занятия

Воспитатель.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

— Из какой сказки этот отрывок? («Теремок».)

Рассмотреть иллюстрации с изображением теремка у разных художников.

  • Какие звери прибегали к теремку?

  • Что же случилось, когда прибежал медведь? (Он его сломал.)

И стали они строить новый теремок. Построили лучше прежнего и укра­сили его дымковским узором.

  • Какой формы теремок?

  • Какой формы крыша?

  • Что бы вы украсили у теремка? (Крышу, стены, ставни.)

— Какими элементами дымковского узора можно украсить теремок? (Кольца, круги, точки, полосы и пр.)

  • Каким станет теремок? (Сказочным, ярким, красивым.)

  • Какой кистью будем рисовать теремок? (Толстой.)


Дети выбирают цвет для теремка. Воспитатель уточняет последователь­ность рисования: стены, крышу, окно, дверь, потом украшения.

В ходе занятия снова напоминает последовательность рисования, украше­ния.

В конце занятия предлагает рассмотреть все рисунки.

Воспитатель.

  • Какой теремок самый красивый?

  • Кто украсил теремок дымковским узором?

  • Какой теремок самый веселый, нарядный?

Игра-инсценировка «Стоит в поле теремок».

Советы воспитателю. Чтение русской народной сказки «Теремок». Рассмотреть иллюстрации с изображением сказочных теремков. Уточнить их строение, форму частей. Определить, чем сказочный теремок отличается от обычного дома. Выставка дымковских игрушек.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Лепка. Зайка с морковкой

Программное содержание:

Знакомить с каргопольской игрушкой.

Учить лепить фигурку зайчика из отдельных частей (овал большой и малень­кий), характерные признаки (лапки, длинные уши), дополнять изображение (морковка), плотно соединять части, сглаживать места соединения. Учить передавать выразительный образ веселого зайчика.

Материал: каргопольская глиняная игрушка, глина, доска, влажная сал­фетка, стеки.

Ход занятия

Педагог загадывает детям загадку:

Длинные уши, короткий хвост,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Зайчик.)
Воспитатель (показывает каргопольскую глиняную игрушку «Зайчик с морковкой»).

— Кто это?

— Как вы догадались, что он довольный? (Он сидит на задних лапках и держит передними лапками морковку, ушки торчат, на шее ленточка.)

Эта игрушка каргопольская и вылеплена из глины народными мастера­ми.

Воспитатель предлагает детям вылепить такого зайчика с морковкой, уточняет форму головы и туловища, предлагает показать в воздухе дви­жения для лепки. Затем объясняет детям, как разделить глину: отделить небольшой кусочек для сюрприза (морковки). Большой столбик разде­лить на две части, одна часть — туловище. Вторую часть разделить на два кусочка: поменьше — это будет голова, а от большей части отделить кусо­чек для ушей и лап. Воспитатель медленно показывает, дети повторяют его действия. Еще раз уточняет форму туловища и головы. Дети начинают лепить.

В ходе занятия ввспитатель напоминает, что части надо плотно соединять и примазывать пальчиком.

В конце занятия рассмотреть всех зайчиков, выбрать самые выразитель­ные работы.


Дети рассказывают о своем зайчике, какой он — веселый, грустный, слу­шает, испугался — прижал уши и т.д. Выделяют средства выразительности. Воспитатель предлагает посмотреть, все ли части хорошо соединены, полю­боваться своими работами, вспомнить стихотворение или загадку о зайце.

Советы воспитателю. После занятия поставить на выставку каргопольскую игрушку. До занятия вспомнить, какие загадки, стихотворения о зайце знают дети.

СТАРШАЯ ГРУППА

ГОНЧАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Знакомство с гончарным искусством. Лепка посуды

Программное содержание:

Познакомить детей с гончарным искусством. Развивать интерес к труду гончара, народным традициям, обычаям. Учить лепить посуду из глины на поворотном станке.

Материал:крынки, иллюстрации с изображением гончарной мастерс­кой, посуда разной формы; глина, поворотные станки, влажные салфетки и губка, стеки.

Ход занятия

Воспитатель. Глиняную посуду в давние времена называли утварь. Сначала ее лепили руками, потом придумали гончарный круг. Он похож на станок для лепки. Гончарный круг давал возможность быстрее лепить посуду.

— Что делали потом с вылепленной посудой? (Дети рассказывают об обжиге.)

Обжиг посуды - дело непростое. Надо было приложить много труда и умения. Гончар вкладывал в изделия свою душу, сравнивал их с человеком. Об этом нам говорят названия частей посуды: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка. Глиняные изделия мастера украшали орнаментом, который придумывали сами. Волнистая линия-это вода, прямые линии изображали землю, точки - семена, косые линии - дождь.

  • Как называется посуда? (Показ иллюстраций.)

  • Что делают с вылепленной посудой?

  • Какой формы сосуд?

  • Зачем украшали посуду?

  • Как славяне изображали воду, землю и пр.?

  • Где у кувшина тулово? (Ручка, плечи, шейка, ножки.)

Воспитатель предлагает детям, как гончарам, вылепить посуду на поворот­ном станке. Показывает, как им пользоваться. В ходе занятия подсказывает, как лучше передать форму, сделать сосуд устойчивым, загладить неровности влажной губкой.

В конце занятия дети называют, что они вылепили и как эту посуду можно использовать. Все работы относят на выставку посуды.

Советы воспитателю. Выставка глиняной посуды и иллюстраций с ее изоб­ражением. Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин».


На занятии можно использовать как фон запись русской народной песни «А я по воду...»

Лепка декоративной посуды

Программное содержание:

Продолжать знакомить с керамикой, учить видеть красоту и разнообразие формы, украшений налепом, углубленным рельефом.

Учить лепить посуду разными способами — ленточным, вдавливанием. Украшать посуду налепом или делать рисунок стекой.

Развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.

Материал: керамика - посуда, чашки, блюдо, вазы; глина, влажные сал­фетки и губка, поворотные станки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть выставку керамической посу­ды.

Воспитатель.

  • Что стоит на нашей выставке? (Посуда.)

  • Какая она? (Блестящая, разноцветная, красивая.)

  • Для чего нужна эта посуда? (Назначение посуды.)

  • Как изготавливается эта посуда? (Рассказы детей.)

  • Какими способами можно лепить посуду? (Вдавливанием, ленточным.)


Воспитатель предлагает детям вылепить посуду любым способом: задача воспитателя — проверить, каким способом в основном лепят дети, чтобы знать, что они лучше усвоили. Педагог оказывает необходимую помощь в ходе занятия, уточняет способы украшения (налепом или рельефом).

В конце занятия дети ставят свои поделки на стол и рассматривают их. Обратить внимание на красоту формы и варианты украшения. Предложить назвать свои изделия. (Дети вылепили кувшин для молока — молочник, вазочку для цветов, для варенья, чашку.)

Советы воспитателю. Выставка керамической посуды, уточнить возмож­ные способы лепки. Если дети быстро вылепят поделку, предложить ее дополнить, например, угощением для кукол.

Экскурсия в магазин керамики

Программное содержание:

Познакомить детей с новыми видами керамических изделий (настенные тарелки — панно, кашпо, вазы, подсвечники и др.). Объяснить, что эти изде­лия служат для украшения помещения. Учить рассказывать об изделиях, выделять средства выразительности (форму изделия, украшения, цвет).

Воспитывать интерес к керамическим произведениям искусства.

Ход занятия

Дети с воспитателем идут на экскурсию в ближайший магазин, рассматри­вают керамические изделия.

Воспитатель.