Файл: Адаптация детей в условиях первого класса в школе (Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, ребенок при подготовке к школе должен адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Это связано с изменением привычного стереотипа. Выделяют следующие проблемы адаптации ребенка к школе: дисциплина, развитие ответственности, речевое и эмоциональное общение, агрессивность. Стоит отметить, что одним из механизмов школьной дезадаптации является несформированность внутренней позиции школьника.

Она в свою очередь способствует развитию неадекватных механизмов адаптации ребенка к школе: затруднение в учебе, нарушение поведения, конфликтные отношения и т.д.

1.3. Возрастные особенности детей 6-7 лет

Л.С. Выготский рассматривал возраст как конкретную ступень развития, как относительно замкнутый период, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы находят качественно своеобразное выражение [21, с. 103–105]. При переходе от одного возрастного периода к другому появляются новые образования,

6. Долгова В.И. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника [Электронный ресурс] / В.И. Долгова, Р.В. Овчарова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. URL: https://elibrary.ru/ (дата обращения: 13.06.2018).

20. Хилько М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С.Ткачева. – М.: ЮРАЙТ, 2014. – 200 с.

не свойственны предыдущему периоду, перестраивается и изменяется сам процесс развития.

Л.С. Выготский отмечал, что в стихийном опыте детей 6-7 лет сначала наблюдаются предпонятийные образования (комплексы, псевдопонимания) [21, с. 103–105]. Полноценные понятия формируются в результате целенаправленного и организованного включения в активную познавательную деятельность.

А.В. Запорожец считал, что дети старшего дошкольного возраста не ограничиваются познанием отдельных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В данном возрастном этапе становится возможным формирование и совершенствование представлений и элементарных понятий. То есть у детей наблюдается переход к мышлению общими представлениями [20, с. 74–76].

Таким образом, старший дошкольный возраст характеризуется как этап существенных изменений в организме ребенка. Происходит интенсивное развитие и формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем, развитие мелких мышц, совершенствование и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.


Отличительной особенностью данного возрастного этапа является развитие когнитивных и мыслительных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения, речевой деятельности.

У детей к концу дошкольного возраста формируется произвольное внимание, т.е. они уже сознательно его направляют и фиксируют на конкретных объектах и предметах [15, с. 132–134]. Также в этот период развивается и совершенствуется зрительная, произвольная и слуховая память, которая играет существенную роль в организации психических процессов.

15. Склярова Т.В. Возрастная психология / Т.В. Склярова. СПБ.: ПСТГУ, 2017. 224 с.

20. Хилько М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С.Ткачева. М.: ЮРАЙТ, 2014. 200 с.

21. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. М.: ЮРАЙТ, 2017. 575 с.

Кроме этого, пик развития достигает наглядно-образное мышления и формируется логическое мышление, т.е. ребенок способен выделять основные признаки и свойства предметов окружающего мира, у него формируются способности обобщения, сравнения, классификации. В этот период совершенствуется развитие творческого воображения и речевой деятельности (обогащается активный словарный запас и развивается лексико-грамматические конструкции) [15, с. 132–134].

У детей 6–7 лет происходит формирование самооценки за счет осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, педагогов (воспитателей), одобрения взрослых и родителей. Ребенок способен осознать свое место, которое занимает в микро и макросреде. В этот возрастной период происходит формирование рефлексии (осознание своего социального «Я», и соподчинение мотивов). Осознание своего «Я» к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. Дети стремятся выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в социально-значимой деятельности (стремление к «позиции школьника») [18, с. 1–5].

Стоит отметить, что успешность обучения ребенка зависит от степени готовности ребенка к школе, включающая в себя: физическую готовность, психологическую готовность, мотивационную готовность [16, с. 141–144].

– Физическую готовность (состояние здоровья, зрелость организма). Ребенок к моменту поступления в школу должен обладать конкретным запасом двигательных умений и навыков, позволяющие ему адаптироваться к новым условиям и требованиям, которые предъявляются к учебной деятельности и помогут более успешному усвоению школьной программы.

15. Склярова Т.В. Возрастная психология / Т.В. Склярова. СПБ.: ПСТГУ, 2017. 224 с.


16. Сорокина А.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению [Электронный ресурс] / А.А. Сорокина // Территория науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.06.2018).

18. Таушканова Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Е.С. Таушканова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №10. URL: http://e-koncept.ru/2015/75030.htm. (дата обращения: 15.06.2018).

– Психологическую готовность, которая включает в себя:

а) личностную готовность (формирование готовности к принятию новых прав и обязанностей, которыми должен обладать будущий школьник). Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. К школе ребенок должен быть эмоционально устойчив, так как это способствует гармоничному развитию и успешному усвоению учебной программы [17, с. 96–100];

б) интеллектуальную готовность (наличие у ребенка кругозора и определенных знаний, сформированы: произвольная память, речевая деятельность, развитие тонкой моторики руки, зрительно-двигательная координация, предпосылки аналитического мышление);

в) социально-психологическую готовность (сформированность качеств, позволяющих общаться со сверстниками, учителями, осуществлять совместную деятельность с другими и т.д.) [19, с. 1–6].

– Мотивационную готовность (желание идти в школу). Стоит отметить, что ребенок с преобладанием игрового мотива еще не готов к школе. Наиболее оптимальным доминирующим мотивом считается познавательный (желание ребенка узнать что-то новое, интересное) и социальный (желание приобрести новый социальный статус – школьник) [9, с. 682–686]. Но насколько успешно ребенок адаптируется к школе зависит от прохождения им кризиса 7 лет. Это связано со значимыми изменениями в эмоциональной сфере ребенка. Так как в этот возрастной период интеллектуальное развитие ребенка, а именно формирование способности обобщать влечет за собой

9. Коваль А.Н. О подготовке и готовности детей к обучению в школе [Электронный ресурс] / А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина, Т.В. Наумова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-4. URL: http://applied-research.ru (дата обращения: 13.06.2018).

17. Суздальцева О.О. Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению [Электронный ресурс] / О.О. Суздальцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S1. URL: http://e-koncept.ru/2015/75020.htm. (дата обращения: 15.06.2018).

19. Хапачева С.М. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению [Электронный ресурс] / С.М. Хапачева, В.С. Дзеверук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. с. 1-6. URL: http://e-koncept.ru/2014/14351.htm (дата обращения: 15.06.2018).


обобщение переживаний [9, с. 682–686].

Поэтому цепочка неудач в учебе/общении приводит к развитию устойчивого комплекса неполноценности. Что в свою очередь приведет к формированию неадекватной самооценке ребенка и уровня его притязаний. Все это в совокупности играет важную роль адаптации ребенка к школе.

Стоит отметить, что если ребенок не готовый к школе и психологически еще находящийся на стадии дошкольного развития, воспринимает оценку в свой адрес, как будто оценивают его самого как личность что затрудняет процесс его психологической адаптации к школе. Если ребенок готов к школе и успешно прошел кризис 7 лет, он будет воспринимать оценку в свой адрес адекватно, понимая, что оценивают не его, а продукт его деятельности.

Но о «внутренней позиции школьника» можно говорить только в том случае, если ребенок действительно желает учиться, а не просто ходить в школу. Следует заметить, что у большинства детей, готовившихся к поступлению в школу, данная позиция до конца не сформирована. Особенно это характерно для детей шестилетнего возраста. Так как у них в отличие от детей семилетнего возраста не сформировано «чувства необходимости учения», они не ориентированы на общепринятые нормы поведения в школе.

Кроме этого, причиной, влияющей на адаптацию ребенка к школе. является адекватные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций [19, с. 1–6; 21, с. 110].

Таким образом, возрастной период от 6 до 7 лет является этапом существенных изменений в организме ребенка. Отличительной особенностью данного периода является совершенствования когнитивных

9. Коваль А.Н. О подготовке и готовности детей к обучению в школе [Электронный ресурс] / А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина, Т.В. Наумова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-4. URL: http://applied-research.ru (дата обращения: 13.06.2018).

19. Хапачева С.М. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению [Электронный ресурс] / С.М. Хапачева, В.С. Дзеверук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. с. 1-6. URL: http://e-koncept.ru/2014/14351.htm (дата обращения: 15.06.2018).

21. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. М.: ЮРАЙТ, 2017. 575 с.

и мыслительных психических процессов. Стоит отметить, что успешность ребенка зависит от степени его готовности к школе, которая включает физическую, психологическую, интеллектуальную, социальную и мотивационную готовность.


Выводы к главе 1

Адаптация – сложная система приспособительных мероприятий, направленных на усвоение и овладение новыми социальными формами деятельности. Она связана с готовностью ребенка к школьному обучению, и рассматривается как многоуровневое, многофакторное явление, т.е. связанное с воздействием на индивида большого числа внутренних и внешних факторов. В связи с этим выделяют: физиологическую, психологическую, социальную, академическую, личностную адаптацию высокого, среднего, низкого уровня.

В свою очередь адаптация ребенка к школе всегда сопровождается конкретными проблемам основными из которых являются: дисциплина, ответственность, речевое и эмоциональное общение, агрессивность. Для успешного их разрешения необходимо обеспечить ребенку ситуации успеха на уроке посредством методов дошкольного воспитания. В основе возможных проблем адаптации лежат сложное взаимодействие социальных и индивидуальных факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на всестороннее развитие ребенка. Если не учитывать влияние школьных и семейных факторов на адаптацию ребенка к школе, в последствие можно наблюдать такое нарушение, как дезадаптация, в основе, которой лежит несформированность внутренней позиции ребенка.

Возрастной период, охватывающий начальный этап адаптации ребенка к школе начинается от 6-7 лет, который характеризуется существенными изменениями в организме ребенка. Отличительной особенностью данного периода является совершенствования когнитивных и мыслительных психических процессов. Стоит отметить, что успешность ребенка зависит от степени его готовности к школе. А для того, чтобы адаптация ребенка была успешной, необходимо ребенка оградить от конфликтных ситуаций в семье и в его воспитании применять адекватные методы.

2. Психолого-педагогическое исследование адаптации ребенка к школе

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы

В данной работе проводилось психолого-педагогическое исследование адаптации ребенка к школе: исследование познавательной сферы (модифицированная методика Пьерона-Рузера – исследование развития внимания; методика «Последовательные картинки», «Нелепицы», модифицированная методика «Исключение четвертого лишнего», Н.Л. Белопольской – исследование мышления; методика «Зачеркни названные картинки», «Исследование зрительной памяти», автора Д. Векслера –исследование памяти; графический диктант, автора Д.Б. Эльконина – исследование графомоторных навыков; методики: «Лексическое развитие речи», «Изучение сформированности грамматического строя языка», «Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов» по методике Коненковой И.Д., «Исследование связной речи» – исследование речи). В исследовании принимали участие 20 детей (10 детей составили контрольную группу и 10 – экспериментальную) подготовительной группы. Исследование проводилось на базе МБДОУ (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение) Детский сад комбинированного вида № 149 «Сказочный» г. Брянска, функционирующее на основе Устава. Учреждение реализует образовательную программу дошкольного образования, разрабатываемую, принимаемую и реализуемую им самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО на основе следующих программ: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» / под редакцией Л.И.Плаксиной. Деятельность ДОУ направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка. Образовательный процесс построен на основе медико-педагогического обследования детей с учетом их возможностей и способностей с целью обеспечения их максимальной самореализации. В детском саду функционируют 11 групп. Из них – 8 групп общеразвивающей направленности и 3 группы компенсирующей направленности с патологией зрения. Исследование проводилось с ...