Файл: Страховые пенсии по старости (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2.Основания для досрочного назначения страховых пенсий по старости.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
2.1. Порядок назначения страховых пенсий по старости
2.2. Размеры страховой пенсии по старости
2.3. Пути совершенствования законодательства по назначению страховой пенсии по старости
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой ИП уплачивался ЕНВД, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.
Периоды творческой деятельности подтверждаются справкой организации, выплатившей вознаграждение за созданное произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей.
Период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности подтверждается документом работодателя либо территориального органа ФСС РФ о периоде выплаты такого пособия.
Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельством о рождении, паспортом, свидетельством о браке, свидетельством о смерти, справками жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документами работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другими документами, подтверждающими необходимые сведения)
Правила подтверждения установлены для других видов страхового стажа. Несмотря на то, что в общем случае главным подтверждающим документом остается трудовая книжка, Постановление № 1015 позволяет определить, какие документы нужно собрать для обращения за пенсией применительно к каждому особому случаю.
Пунктом 59 Правил уточняются общие требования к подтверждающим документам. Они должны содержать:
- номер и дату выдачи;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ;
- число, месяц и год его рождения;
- место работы;
- период работы (иной деятельности, иного периода);
- профессию (должность);
- основания выдачи документа (приказы, лицевые счета и другие документы).
Выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы справки могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.
Подсчет страхового стажа по общему правилу исчисляется продолжительностью периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности, и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев)
При этом каждые 30 дней периодов работы, и (или) иной деятельности, и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Если гражданин одновременно занимался разными видами деятельности, включаемыми в стаж, или, например, работал по совместительству у нескольких работодателей, в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере.
Гражданин, обратившийся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для включения (зачета) в страховой стаж период (п. 48 Правил). При осуществлении ухода за детьми обоими родителями в страховой стаж каждого из родителей засчитывается не более 6 лет ухода, если они не совпадают по времени либо уход осуществляется за разными детьми.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет.
Установлены особенности подсчета стажа и для иных периодов деятельности застрахованных лиц. Стремясь подтвердить страховой стаж при обращении за пенсией по старости, гражданин должен понимать, что с финансовой точки зрения периоды, относящиеся к различным видам деятельности, далеко не равнозначны
2.2. Размеры страховой пенсии по старости
Наибольший эффект при определении размера пенсии дают периоды работы по найму, и только с 2014 г. - деятельность в качестве ИП при условии получения высокого дохода и уплаты крупного фиксированного платежа в ПФР. Остальные "иные периоды времени", включаемые в страховой стаж, фактически гораздо менее ценны.
Так, например, для решением УПФ РФ г. Гребенкиной Н.Б. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, в связи с чем она обратилась в суд.
Вот какой пенсионный коэффициент (НПi) за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода получит застрахованное лицо (п. 12 ст. 15 Федерального закона N 400-ФЗ) (таблица 1).
Таблица 1
Размер пенсионного коэффициента
Период |
Размер |
период прохождения военной службы по призыву |
1,8 |
период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет |
1,8 |
период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства |
1,8 |
период проживания за границей с супругом, направленным туда на работу |
1,8 |
период военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иной службы или деятельности (работы), в период которой на гражданина не распространялось обязательное пенсионное страхование |
1,8 |
период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет: |
|
за первым ребенком |
1,8 |
за вторым ребенком |
3,6 |
за третьим или четвертым ребенком |
5,4 |
При этом за год работы по найму сотрудник может заработать до 10 пенсионных коэффициентов.
Стоимость одного коэффициента регулярно определяется государством. Скажем, с 1 января 2015 г. он будет стоить 64 руб. 10 коп., а с 1 апреля 2015 г. - 68 руб. 91 коп. Для будущего пенсионера важна цена пенсионного коэффициента на момент назначения ему пенсии, т.к. пенсия будет равна произведению количества пенсионных коэффициентов на стоимость одного из них (п. 3 ст. 18 Федерального закона N 400-ФЗ).
Пример 2. Если взять в качестве примера, что пенсия была назначена в июне 2015 г. и, в частности, гражданин отслужил в свое время по призыву 2 года, то этот стаж добавит ему к ежемесячной пенсии 248,08 руб. (1,8 x 2 года x 68,91 руб.). Уход за первым ребенком до полутора лет в рассматриваемой ситуации будет "стоить" в ежемесячной пенсии и того меньше - 186,06 руб. (1,8 x 1,5 года x 68,91 руб.).
Таким образом, подсчет и учет стажа для реализации пенсионных прав - дело довольно сложное и с большим количеством нюансов.
2.3. Пути совершенствования законодательства по назначению страховой пенсии по старости
Пенсионное страхование в Российской Федерации выступает в нескольких формах, одной из которых является государственное пенсионное страхование, регулируемое Пенсионным фондом Российской Федерации, второй формой является негосударственное страхование - добровольное накопительное страхование, имеющее свои отличительные признаки.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" все работающие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию <1>. Плата на пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ или негосударственный пенсионный фонд, управляющую компанию. Законодательно застрахованным лицам предоставлено право выбора:
- формировать накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и при этом выбрать управляющую компанию из числа компаний, с которыми Пенсионный фонд РФ заключил договоры доверительного управления по итогам конкурса;
- формировать накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и отказаться от выбора управляющей компании. В этом случае инвестирование пенсионных накоплений гражданина будет осуществляться государственной управляющей компанией;
- отказаться от услуг Пенсионного фонда РФ и формировать накопительную часть трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде;
- отказаться от услуг негосударственного пенсионного фонда и перевести формирование накопительной части трудовой пенсии обратно в Пенсионный фонд РФ
Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное страховое обеспечение граждан - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Основания для возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"[7], а пенсии по государственному пенсионному обеспечению - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Размеры выплат зависят от трудового стажа и оклада работника, степени утраты трудоспособности и др. Рассчитываются в каждом случае индивидуально.
Новый порядок начисления трудовых пенсий по старости вступил в действие с 2015 года и регламентируется Федеральными законами "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии".
Однако в новой вводимой системе присутствуют недостатки:
1. Стоимость баллов будет рассчитываться "обратным ходом", то есть не от современной зарплаты или суммы предельных взносов, а от поступления денег в Пенсионный фонд РФ, деленных на общую сумму баллов, заработанных всеми застрахованными лицами. Поэтому среди специалистов новая пенсионная формула получила наименование трансфертной, исходя из того что решающее значение для стоимости баллов будет иметь объем трансферта, выделенного из федерального бюджета Пенсионного фонда РФ. То есть фактически окончательный размер пенсии будет зависеть от общего объема доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.
2. В новой пенсионной формуле установлен минимальный ограничитель - требование по минимальному числу индивидуальных пенсионных коэффициентов. Поэтому установление еще одного минимального требования в виде увеличенной продолжительности страхового стажа не вызывается какой-либо объективной необходимостью и чрезмерным образом ограничивает права застрахованных лиц.
На улучшение системы пенсионного страхования в Российской Федерации направлена новая пенсионная реформа.
Приоритетными задачами новой пенсионной реформы являются
- обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате);
- достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
- обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;
- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для работодателей с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей
- обеспечение баланса между формируемыми пенсионными правами и источниками их финансирования;
- развитие трехуровневой пенсионной системы: государственная пенсия - корпоративная пенсия - частная пенсия (с упором на два последних уровня для высокооплачиваемых граждан);
- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
При этом основными принципами формирования пенсионных прав выступают: