Файл: 1. Расскажите об истории возникновения и становления психологии как самостоятельной науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 – физиологические потребности (низшие, управляемые органами тела потребности: дыхание, пищевая, сексуальная и др.);
2 – потребности в безопасности;
3 – потребности в общении, в социальных контактах;
4 – потребности в признании, уважении и одобрении, осознании собственного достоинства (престиж, социальный успех);
5 – потребность в самоактуализации, в осуществлении самого себя.
Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными.
Ценностные ориентация – личностные образования, характеризующие отношение к целям жизнедеятельности, а также к средствам достижения этих целей.
Ценность – это объект интереса для человека, это нечто значимое для него, то, что имеет смысл.
ВОЛЯ – сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели.
Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним. Мировоззрение включает в себя жизненные принципы, определяющие характер деятельности человека, его взаимоотношения с другими, жизненные устремления.
Вопрос 27:
Речь — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений.
Речь выполняет ряд функций:
выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;
выступает носителем информации, памяти и сознания;
является средством мышления;
выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;
является средством управления поведением других людей.
Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию.Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей.
Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов:
фонетического — по усвоению звукового облика слова (до 2лет);
грамматического — по усвоению структурных закономерностей организации высказывания (до 3 лет)
семантического — по усвоению понятийной отнесенности (до 17 лет).
Целенаправленно занимаясь развитием речи, человек повышает ее культуру, увеличивает свою эрудицию, а значит, обогащает и развивает свой интеллект.
Различают следующие виды речи: устную, внутреннюю и письменную.
Устная речь представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Она подразделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь — развернутая речь человека, обращенная к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, передающего какую-либо информацию. Диалогическая, или разговорная, речь представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух или более людей.
Внутренняя речь — беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь, происходящая из внешней, специально приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме. Посредством внутренней речи происходит переработка образов восприятия, их осознание и классификация в определенной системе понятий.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков.В письменной речи имеются синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура.
28. Охарактеризуйте понятие профессионального общения, его компонентов и барьеров.
Профессиональное общение - это целенаправленное взаимодействие субъектов в профессиональной деятельности по потреблению продукта этой деятельности.Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слушали и слышали. Поэтому, важно знать способы преодоления барьеров.
Барьеры 1.Барьеры взаимодействия. Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт.В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества.
2. Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени.
3. Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей.
4. У каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии.
5. Барьеры восприятия и понимания. Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе.
6. Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние.
7. Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как человек общается.
8. Барьер установки. Ваш деловой партнер может обладать негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь.
10. Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте.
11. Коммуникативные барьеры. Семантический барьер возникает тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками для обозначения совершенно разных вещей.
12. Неумение выражать свои мысли (логический барьер) очень мешает общению.
13. Плохая техника речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению.
14. Неумение слушать
16. Барьер характера тоже создает сложности в общении.
17. Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним.
18. Барьер отрицательных эмоций. Основной причиной отрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные конфликты, стрессы.
29.Расскажите о психологической характеристике иллюзий восприятия человека, а также о когнитивных ошибках в мышлении.
Иллюзии восприятия – это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны.
Виды:
1. Связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза. Эта иллюзия – результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза.
2. Обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны.
3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного.
4. Связанные с перенесением свойств целой фигуры на отдельные части, которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий.
5 Обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую.
6. Портретные. Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.
когнитивные искажения – это ошибки мышления, которые возникают при обработке информации мозгом, а значит, мешают логично мыслить. Другими словами, это искажения в трактовке смысла происходящего.
30. Охарактеризуйте профессиональную деформацию личности сотрудника УИС, раскройте сущность деформации профессионального общения сотрудника.
Эффективность функционирования напрямую зависит от психологического благополучия его сотрудников. Существуют два феномена деструктивного влияния профессии на личность человека: профессиональная деформация и профессиональное выгорание. Профессиональная деформация сотрудников УИС - это изменение личностных качеств сотрудника под влиянием негативных факторов среды и профессиональной деятельности. Она может проявляться в различных сферах: интеллектуальной, волевой, нравственной, эмоциональной.
Выделяют следующие признаки профессиональной деформации[1]:
• культивирование сотрудниками элементов субкультуры осужденных;
• огрубление личности;
• снижение культурного и образовательного уровня;
• авторитаризм и ожесточение;
• злоупотребление властью, чувство непогрешимости;
• пьянство.
Рассмотрим факторы, способствующие появлению профессиональной деформации.
Первая группа факторов обусловлена спецификой деятельности сотрудника УИС:
• наделение сотрудников властными полномочиями;
• психические и физические перегрузки;
• повышенная ответственность;
• экстремальность (риск, постоянное ожидание опасности);
• интенсивное общение с осужденными (личностями с криминальными установками, с невысоким интеллектуальным уровнем);
• неадекватный стиль руководства коллективом;
• низкая общественная оценка сотрудников, вызывающая чувство бессилия и неполноценности.
Вторая группа факторов связана с особенностями личности сотрудников. Профессиональная деформация значительно выражена у лиц, которые изначально не соответствовали требованиям, предъявляемым к сотрудникам УИС; у которых наблюдается отсутствие мотивации к данному виду деятельности и определяется неготовность к несению службы, поскольку отсутствуют адекватные представления о стиле и методах работы и психологические знания; у которых отмечается низкий интеллектуальный уровень.
Одним из негативных последствий работы сотрудников ИУ является эмоциональное выгорание. Это - результат хронических стрессовых воздействий в ходе напряженного, интенсивного взаимодействия с людьми в рабочей ситуации. Симптомы эмоционального выгорания - психическая и физическая усталость, ощущение беспомощности и несостоятельности,
Причиной эмоционального выгорания может быть ценностный конфликт, который является результатом противоречий в ролевой позиции профессионала[2].