Файл: 1. Расскажите об истории возникновения и становления психологии как самостоятельной науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда. Заметный вклад в разработку проблемы мотивации поведения вносит теория мотивационных потребностей Д. МакКлелланда. Он утверждает, что любая организация предоставляет работнику возможности реализовать три потребности высшего уровня: во власти, успехе и принадлежности. На их основе возникает и четвертая потребность, а именно потребность в том, чтобы избегать неприятностей, т.е. препятствий или противодействий в реализации трех названных потребностей, например, ситуаций, не позволяющих добиться успеха, способных лишить человека власти или группового признания. Все мы в какой-то мере испытываем потребности в успехе, власти и принадлежности.
Потребность в успехе(по классификации Маслоу, она находится между потребностями в уважении и самореализации) не в равной степени выражена у разных работников. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно желает автономии и готов нести ответственность за результаты своей работы.
Потребность в принадлежностипроявляется в желании общаться, и иметь дружеские отношения с другими людьми, оказывать помощь другим. Сотрудники с острой потребностью в принадлежности достигают высоких результатов в первую очередь при выполнении заданий, требующих высокого уровня социального взаимодействия и хороших межличностных отношений. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая даст им обширные возможности социального общения.
Теория мотивации Фредерика Герцберга. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».
В результате исследования отчетливо выявились две группы факторов, явно не одинаково влияющие на мотивацию труда
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие или недостаточность
Мотиваторысвязаны с самим характером и сущностью работы. Отсутствие или неадекватность мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но ее наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности
Процессуальные теории мотивации основываются на анализе того, как человек распределяет свои усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Они не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими.
Теория ожиданий связана с работами В. Врума и основывается на том, что наличие активной потребности — не единственное условие мотивации человека к достижению определенной цели. Человек, помимо этого, должен верить тому, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
Теория справедливости является одной из наиболее известных в западном менеджменте. Ее основные постулаты состоят в следующем:
1) люди оценивают свои взаимоотношения путем сравнения (что я вкладываю и что получаю);
2) неэквивалентность вклада и отдачи является источником дискомфорта (вины или обиды).
3) люди, не удовлетворенные своими отношениями, стремятся восстановить справедливость.
17. Расскажите о психологии ощущения и восприятия человека, назовите их основные виды и свойства.
Психологическая характеристика ощущения.
Ощущение – чувственное отображение объективной действительности.
Физиологической основой ощущения является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами.
Каждый анализатор состоит из трех частей: периферического (рецептора), проводящих нервных путей; корковых отделов анализатора (центральных, кора головного мозга).
Ощущения могут быть охарактеризованы свойствами:
-
Качество – характеризует основную информацию, отображаемую данным ощущением. -
Интенсивность – количественная характеристика и зависит от силы воздействия раздражителя и функционального состояния рецептора. -
Длительность – временная характеристика возникшего ощущения, время воздействия раздражителя и его интенсивность. -
Пространственная локализация раздражителя (откуда).
Минимальная величина воздействия раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом (Г.Т. Фехнер).
Основные виды ощущений:
-
Кожные или тактильные ощущения. Рецепторы в коже и слизистых оболочках прикосновения, температура (тепла, холода), боль). -
Вкусовые и обонятельные ощущения. Рецепторы вкусовые луковицы (вкусовые клетки) на языке. Обонятельные клетки в слизистой обонятельной области. В.И О. часто смешиваются. -
Слуховые ощущения. Различают все звуки на музыкальные и шумы. Речь содержит характеристики обеих групп. О. имеют три стороны: высоту звука, громкость звука, тембр звука. -
Зрительные ощущения. Свет и цвет -
Прориоцептивные ощущения. Равновесия и движения. Рецепторы во внутреннем ухе. -
Осязание, как процесс сочетания кожных и двигательных ощущений. Способность оценивать свойства предметов – твердость, мягкость, гладкость, шероховатость.
Психологическая характеристика восприятия.
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непросредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Все, что человек воспринимает, предстает перед ним в виде целостных образов.
В процессе восприятия включаются психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
Основные свойства восприятия:
-
-Предметность - способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. -
-Целостность – восприятие дает целостный образ предмета. -
-Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которыми мы столкнулись в реальном мире. -
-Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. -
-Осмысленность – хотя восприятие возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств перцептивные образы всегда имеют смысловое значение. -
-Активность (избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.
Виды восприятия:
-
-По модальности (анализатор) – слуховое зрительное, осязательное, кинестетическое, обонятельное, вкусовое. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются и в результате возникают сложные виды восприятия. -
-По форме существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. -
К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве.
Вопрос 18. Раскройте основные принципы и методы исследования психических явлений.
Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению.
Все психические и психологические явления (весь мир психических явлений личности) изучается определенными методами и под руководством принципов в психологии.
Основными принципами изучения психических явлений является:
1) принцип детерминизма (причинной обусловленности психологических явлений)
2) принцип развития (психика человека развивается на протяжении всей жизни)
3) принцип единства сознания и деятельности
4) принцип объективности
5) принцип всесторонности
6) принцип личностного подхода изучения отдельных психических функций человека
7) принцип справедливости
Методы:
Методы в психологическом исследовании можно разделить на четыре группы:
1) организационные методы:
-
Сравнительный метод - заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. -
Лонгитюдный метод -состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. -
Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.
2) эмпирические способы добывания научных знаний:
-
Наблюдение (внешнее), самонаблюдение (интроспекция) -
Эксперимент, Лабораторный эксперимент, Естественный эксперимент, Формирующий (обучающий) эксперимент -
Тест, Тесты достижений, Тесты интеллекта, Тесты креативности, Тесты личностные, Тесты проективные, Анкета, Социометрия, Интервью, Беседа
3) приемы обработки данных: относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ,
4) интерпретационные методы: различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристики психики) методов
Вопрос 19. Рассмотрите психологическую характеристику внимания человека: общее представление, свойства и виды.
Внимание – интегративный психический процесс, выражающийся в сосредоточенности и направленности сознания субъекта на реальных или идеальных объектах.
Свойства внимания:
· устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте.
· концентрация (обратная сторона – рассеянность)
– степень сосредоточенности на объекте;
· распределение– способность устойчиво удерживать внимание на нескольких объектах одновременно;
· переключаемость (гибкость) – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; способность быстро выключаться из одной деятельности и включаться в другую;
· отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой;
· объём внимания– количество объектов, которые воспринимаются одномоментно с достаточной ясностью.
ВИДЫ:
-
Непроизвольное внимание- возникает под воздействием интенсивного раздражителя без участия сознательного волевого действия. (выделяется вынужденное, невольное и привычное внимание.) -
2. Произвольное внимание-возникает в результате волевых усилий человека: волевое (возникает в случае конфликта между сознательно выбранным направлением деятельности и тенденциями непроизвольного внимания), выжидательное (связано с сознательным ожиданием появления того или иного объекта) и спонтанное (является трансформированным волевым вниманием и возникает в том случае, когда объект, оказавшийся в поле внимания благодаря усилию, остается там благодаря вызываемому им интересу). -
3. Послепроизвольное внимание- носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий.
Вопрос 20. Охарактеризуйте эмоционально-волевую сферу личности.