Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика работы с хором Направление подготовки Искусство народного пения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Государственная премия РСФСР им. Глинки (1971) — за концертные программы «Ленина помнит земля», «Доброе утро, Россия», «Цвети, Россия».

Серебряная медаль и премия имени А.В.Александрова.

Орден Дружбы Народов (1980) — за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады.
Тема, идеи, образы, соответствие музыкального и литературного текста

Литературный текст

Что горит, горит, да не перегорит

Да что сырой-от бор, да ельничек.

Что бежит, бежит, да не перебежит

Да что родной-от брат к родной сестре

 

Ты сестра ль моя, да не сестрица

Да сестра белая лебёдушка

Ничего сестра ты не ведаешь

Да как у нас в доме гости сидят

 

За тебя сваты, ой, да сватаются

Да родной батюшка просватыват

Родна матушка запоручиват

Да отдают тебя во чужой дом

 
Что горит, горит, да не перегорит

Да что сырой-от бор, да ельничек

Да ельничек
«Что горит, горит» русская народная свадебная песня, часто исполняемая на территории средней полосы России.

В тексте песни фигурируют два главных образа – это брат и сестра. Из содержания видим, что брат пришел к родной сестре, чтобы сообщить ей о том, что мать ее просватала, скоро состоится ее свадьба и ей придется покинуть родительский дом.
Литературный текст состоит из 12 строчек (3 строфы), где каждая строфа представляет куплет, в завершении первая строфа повторяется.

При написании музыкальной обработки композитор В. Левашов использовал полный литературный текст.

    1. Хоровой жанр

«Что горит, горит» - русская народная свадебная песня

  1. Музыкально – теоретический анализ

    1. Вид изложения

Русская народная песня «Что горит, горит» исполняется a capella

    1. Хоровая принадлежность – русская народная песня, относящаяся к семейно – бытовым праздникам, а именно к свадебному обряду.

    2. Анализ музыкальной формы

Обработка русской народной песни «Что горит, горит» имеет вариационную музыкальную форму. В данном случае используется орнаментальная вариация, которая основана на варьировании сопровождающих голосов неизменной мелодии. Всего в песне 3 вариации. В первой строфе изложена основная музыкальная тема, далее со второй строфы начинаются вариации.

    1. Лад, тональность

Основная тональность разбираемого произведения a – moll. Ярко выраженных отклонений от основной тональности нет


    1. Особенности гармонии

В гармоническом отношении произведение строится на аккордах тоники(Т), субдоминанты(S) и доминанты(D), а также их обращений.

Интервальное соотношение голосов – терция, кварта, квинта

    1. Интонационно – тематический анализ

Как любому русскому фольклорному музыкальному произведению, песне «Что горит, горит» свойственны многочисленные распевы. Кроме того в данном музыкальном произведении встречаются нисходящее поступенное движение мелодии и опевания,

Мелодия в данной песне очень плавная и текучая. Контиленное звучание этой песне придает отсутствие скачков на широкие интервалы, движение по секундам.

В работе над интонацией настоятельно рекомендуется придерживаться правил интонирования по Чеснокову:

При разучивании музыкального материала рекомендуется следовать правилам Чеснокова.

Схема интонирования натурального минора:

I↑ II↑ III↑ IV↑ V ↑ VI ↓ VII↑ I↑ VII↓ VI↓ V↑ IV↓ III↓ II↑ I↑

Схема интонирования гармонического минора:

I↑ II↑ III↑ IV↑ V ↑ VI ↓ VII↑↑ I↑ VII ↑ VI↓↓ V↑ IV↓ III↓ II↑ I↑

Схема интонирования мелодического минора:

I↑ II↑ III↑ IV↑ V ↑ VI ↑ VII↑ I↑ VII↓ VI↓ V↑ IV↓ III↓ II↑ I↑

    1. Ритмические особенности

Ритмический рисунок не ровный. Определенную сложность в работе с данным произведением вызовет переменный размер. Во избежание нарушения ритма исполнителям необходимо четко следить за руками дирижера, по возможности тактировать. Если исполнители не являются профессиональными певцами и не владеют нотной грамотой, рекомендуется простукивать ритм рукой, чтобы не сбиться и не сбить других.

    1. Фактура изложения - полифоническая

    2. Размер произведения

Размер произведения переменный: ¾, 2/4, 4/4

2/4 \ простой музыкальный размер, тактирующийся по двухдольной дирижерской схеме.

¾ - простой музыкальный рпазмер, тактирующийся по трехдольной дирижерской схеме.

4/4 – сложный музыкальный размер, состоящий из сложения двух простых 2/4+2/4, и тактирующийся по четырехдольной дирижерской схеме.

    1. Темп, агогика

Русская народная песня «Что горит, горит» исполняется в умеренном темпе. Агогических отклонений нет.

3. Вокально – хоровой анализ

Песня «Что горит, горит» в обработке В. Левашова написана для смешанного четырехголосного хорового состава. Divisi в партиях сопрано, альтов и басов.



Диапазон хоровых партий

Сопрано – ре 1 ок – ми 2 ок

Альты – ля б.о – фа 1 ок

Тенора – си б.о – ми 1 ок

Басы – фа б.о – ре 1 ок

Общий диапазон хора - фа б.о – ми 2 ок

Тесситурные условия удобны для исполнения.

В тембровом ансамбле наиболее важным является самое внимательное отношение певцов к общему звучанию соответствующей партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче. Опираясь на единую, общую для всех певцов манеру звукообразования, каждый исполнитель сознательно сливает свой тембр с данной палитрой звучания хора.

При исполнении данного музыкального произведения голоса исполнителей, тембры их голосов должны быть мягкими, но не тусклыми. Характер произведения подразумевает яркое звучание, но звук при этом должен быть академически прикрытым.

Строй хора

Хоровой строй состоит из двух взаимодействующих компонентов- из умения держать горизонтальную и вертикальную линии партитуры.

Мелодический строй или горизонтальный- это чистота интонирования вокальным унисоном (хоровой партии- как в нашем случае, или же всем хором, поющим в унисон).

Гармонический или вертикальный строй - это правильное интонирование созвучий аккордов в их последовательном движении, образующихся в звучании всего хора или его голосовых групп.

Руководителю важно сначала добиться отдельно чистого горизонтального пения, а потом работать над вертикальным строем всего хора.

Так как в песне «Что горит, горит» полифонический склад изложения, необходимо большое внимание уделить мелодическому строю. Довести мелодическую линию каждой партии отдельно до совершенства, и только потом приступать к соединению голосов.

Как уже ранее было сказано, при разучивании музыкального материала рекомендуется следовать правилам Чеснокова.

Динамический ансамбль. Динамика не отличается разнообразием. На всем своем протяжении произведение звучит в динамике mf. Поэтому трудностей с динамическим ансамблем в принципе возникнуть не должно

Дикция определяется общими правилами и манерой формирования гласных и согласных звуков, особенностями произношения тех или иных букв, слов, исходя из принятых законов орфоэпии.

Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), орфоэпии (правильное произношение гласных и согласных звуков в словах и их сочетаниях), правила логики речи (выделение основного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять смысл фразы).


При разучивании данного произведения важно помнить, что «поющими» в вокале являются гласные звуки, согласные пропеваются быстро и четко.

Дыхание цепное. Звук при исполнении должен быть мягким, светлым, академически прикрытым.

Характер звуковедения legato

К элементам хорового изложения следует отнести исполнение произведения неполным составом хора – начинается песня с сольного запева, далее вступают сопрано и альты. В третьей строфе вступают тенора и в конце присоединяются басы. Кроме этого в русской народной песне композитор использовал прием перехода основной мелодии от одного голоса к другим, что определенно украшает произведение и придает ему особый окрас и колорит.

4. Исполнительский анализ

Говоря о соотношении музыкального и поэтического текстов в анализируемой партитуре, необходимо отметить, что литературный текст не всегда совпадает с музыкальным. Связано это с присутствующими распевами в партитуре

Хоровая звучность партитуры, исходя из образного содержания отличается мягкостью и активностью звукоизвлечения. Необходимо чувствовать в рамках темпа внутридолевую пульсацию, которая помогает четко выразить ритмический рисунок, как в партии, так и между ними.

Большую ритмическую сложность при разучивании песни «Что горит, горит» может вызвать постоянная смена музыкального размера. Размер меняется в каждом такте. И исполнителям и дирижеру необходимо быть предельно внимательными.

Хористам важно следить за работой рук дирижера, а он в свою очередь должен четко и точно показывать смену темпа и динамики. Важно избегать постепенного входа в новый темп.

Перед разучиванием произведения важно в нем разобраться самому руководителю, далее поговорить с исполнителями, выяснить какие чувства и эмоции вызывает у них это сочинение, при появлении новой нюансировки, отметить ее и следовать ей при разучивании хорового произведения.

В дирижировании данного произведения наиболее уместным представляется среднее положение дирижёрской плоскости.

Данная песня даёт возможность работать над дирижёрским жестом legato, разделением функций рук.

Репетиционный план. На первом этапе ознакомить исполнителей с образным содержанием произведениея, рассказать о жанре, чтобы даже сольфеджирование было наполнено осмысленным отношением.


Сольфеджированию уделить достаточно внимания. Проработать трудные с точки зрения горизонтального и вертикального строя участки без сопровождения и лишь затем с ним. Добиться слитности, ощущения крупного плана (частями или предложениями) через использование цепного дыхания. Заменить сольмизационные слоги одним слогом или гласной.

Ввести текст. Сначала отработать чтение текста в ритме. Соединить пение и подтекстовку. Обратить внимание на произнесение согласных. Убрать свистящие звуки. Работать в едином темпе с естественной динамической градацией.

Добиться осмысленной драматургии без преувеличений, несколько отстранённо, как бы «снаружи» слушая хор в целом. При необходимости исполнить произведение в акустике не учебного помещения скорректировать общий темп и динамику.

Вывод:

Данное произведение может войти в репертуар как профессионального, так и самодеятельного хорового коллектива, но с хорошей музыкальной подготовкой. Так же оно может послужить учебным материалом в музыкальных СУЗах и ВУЗах на таких дисциплинах как дирижирование и хоровой класс.