Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика работы с хором Направление подготовки Искусство народного пения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В сентябре 2011 года в Кремлевском Дворце съездов, Сибирский хор в статусе базового коллектива принял участие в творческом проекте «Земляки – Сибиряки», посвященном 70-летию битвы под Москвой. Состоялись сольные концерты коллектива в рамках празднования Дней народного единства по линии Правительства РФ и МИД России в республике Киргизия.

В июле 2012 года Государственный академический Сибирский русский народный хор вошел в состав профессионального сообщества «Союза концертных организаций» Российской Федерации. СКОР объединяет 90 концертных организаций из 60 регионов России, где представлены все 8 федеральных округов РФ. А в октябре 2012 года, в рамках празднования «Дней Российско-Монгольской дружбы», коллектив осуществлял художественное сопровождение официальной делегации Новосибирской области в г. Улан-Батор, республика Монголия. Сибирского академического народного хора принял участие в культурной программе. На сцене была представлена культура Сибири, которая несомненно заинтересовала монгольских зрителей.

В ноябре 2013 года, в рамках «Дней российской культуры», творческий коллектив принял участие в международном фестивале традиционного искусства «Каталонская осень» в Испании. Программа состоять из номеров «золотого фонда» Сибирского хора, занимаясь пропагандой хорового искусства. Значимым творческим событием стало участие Государственного академического Сибирского русского народного хора в Культурной программе Олимпийских Зимних игр Сочи – 2014.

Весной 2014 года, творческий коллектив вошел в состав Союза российских национальных (народных) профессиональных творческих коллективов России. В 2015 году Государственный академический Сибирский русский народный хор получил собственный концертный зал, где под брэндом русского традиционного искусства будут представлены лучшие образцы профессионального национального искусства народов, проживающий на территории Российской Федерации.

В настоящее время художественным руководителем Сибирского хора является директор концертно-театрального центра "Евразия", заслуженный работник культуры Российской Федерации Екатерина Фёдоровна Ковалева. Ей разработана стратегическая концепция развития Государственного академического Сибирского русского народного хора – «Триединство» песни, музыки и танца, как историческая основополагающая русского традиционного искусства [21].

Управленческий состав:

Лугин Николай Иванович - художественный руководитель
, заслуженный артист России.

Зябко Татьяна Николаевна - зам. директора по финансово-экономическим вопросам.

Савочкин Александр Михайлович - зам. директора по общим вопросам.

Чубарцева Наталья Николаевна - зам. директора по концертной деятельности.

Государственный академический Сибирский русский народный хор – непременный участник международных, общероссийских концертов и фестивалей. Он успешно гастролирует по разным городам России, мира, становится лауреатом престижных международных конкурсов. Гастроли хора с большим успехом проходили по городам Германии, Италии, Франции, Китая, Кореи, Австрии, Чехословакии, Румынии.

Таким образом, за период творческой деятельности Сибирский русский народный хор неоднократно отмечался высокими наградами, в том числе и правительственными за большие заслуги в сохранении, развитии и трансляции лучших образцов русского традиционного искусства. Умение импровизировать, творить, создавать новые хоровые произведения, наигрыши, пляски – есть одно из самых ценных качеств народных певцов-умельцев. Именно это качество делает Сибирский народный хор подлинно творческим коллективом, способным обогатить музыкальный, поэтический и сценический образ песни.

Глава II. Характеристика авторского репертуара Сибирского народного хора.

2.1 Песенное творчестворуководителей Сибирского народного хора



«Репертуар – лицо хора, его визитная карточка. Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях. Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды, повышает ответственность перед всем коллективом» [7, с 17].

Репертуар Сибирского русского народного хора очень разнообразен, более 500 песенных произведений. Хоровой репертуар коллектива интересен, является разнообразным по характеру, мелодике, стилю, в нём представлена вся красота сибирских мелодий. Хором исполнялись такие популярные сибирские песни, как «Отец мой был природный пахарь», «Ваталинка», частушки «Елочки-метелочки» в записи и обработке руководителя. В большой степени хор подражал в репертуаре и исполнительской манере хору имени Пятницкого, исполняя песни В. Захарова и другие.

Коллектив с богатым творческим наследием из года в год создает яркие хоровые, танцевальные и музыкальные композиции, которые входят в «золотой фонд» русского традиционного искусства. «Золотым фондом» Сибирского хора являются его обработки: «Что горит, горит», «Уж ты, поле», «Сронила колечко», «Лебедушка», популярная «Махонька» на слова артиста хора В. Корсакова.

Большое место в репертуаре хора заняли и авторские песни руководителя, которые придали хору яркую современность: «За околицей солнце клонится», «Зажглась звезда далекая», «Над широкой Обью». Особенным успехом пользовались песни В. Левашова в исполнении талантливой певицы Галины Меркуловой. В репертуаре этого периода были и обработки известного сибирского композитора Андрея Новикова: «Ой ты, темная ночь» (обработка народной песни), «Проводила меня» (слова Н. Перевалова), «На селе у нас нынче весело» (слова народные). Именно Левашову и Новикову принадлежит заслуга записи и возрождения подлинно старожильческого сибирского народно-хорового стиля. Организация фольклорных экспедиций, изучение, отбор народно-песенных образцов и обработка их на новом современном музыкальном уровне способствовали быстрому творческому подъему коллектива.


Эти композиторы «открыли» и самобытное дарование известной сибирской песенницы Аграфены Оленичевой. Они записали, а потом обработали большое количество ее напевов, значительная часть которых вошла в сборник «100 песен А. Оленичевой», составленный В. Левашовым. В репертуаре хора появились песни Агрофены Аленичевой, самобытные сибирские частушки и припевки «Ваталинка», «Сибирские страдания», «Иркутяночка».

Песни А. Оленичевой значительно обогатили репертуар сибирских хоров – Омского и Сибирского. Многие из них исполнялись этими коллективами в разных обработках, например: в Сибирском хоре «Ельничек да березничек» (обработка А. Новикова), «Эх, поля да вы, поля» (обработка В. Левашова и А. Новикова), «По Барабинским степям» (обработка В. Левашова) и многие другие.

Особую красочность, яркость выступлениям хора придают песни игровые и целые сценки, где мастерски раскрыты актерские возможности участников. Незабываемы песни, великолепно «разыгранные» исполнителями: «Как Ивана-то хозяйка собирала» (игровая), «Рыбка-окунечек» (хороводная), и вершина подлинно сибирского игрового «действа» – «Сибирская подгорная» в постановке талантливого балетмейстеров Б. Бурмакина.

С 1962 по 1969 год художественным руководителем был Владимир Иванович Чирков, который прежде руководил группой баянов. Он любил народный хор, хорошо знал, а потому и умело писал для баянной группы обработки песен и музыкальное сопровождение к танцевальным номерам. Тем не менее, В. Чирков старался сохранить то, что было сделано до него, но не пытался творчески развивать достигнутое, что отражалось прежде всего на репертуаре. В течение нескольких лет Сибирский хор творчески был в застое. Программы хора лишь обновлялись несколькими песнями и плясками, но не создавались заново. Из лучших песен указанного периода следует назвать» Перепелку», на музыку Н. Кудрина, «Стих и молот» Ф. Маслова на слова В. Маяковского, «Иркутяночку» Е. Конькова на слова В. Пухначева, и обработки сибирских народных песен: «Перевешу, млада, хмелю» и «Ты заря, моя зоренька» А. Мурова, «Землюшка сибирская» В. Чиркова. Привлекают внимание и первые творческие опыты хормейстера хора В. Захарченко «Встану утром рано» на слова В. Пухначева и «Девичья песня» на слова В. Кострова, с большим успехом исполнявшаяся Г. Меркуловой и женской группой хора.

В 1969 году художественное руководство Сибирским хором возглавил Андрей Порфирьевич Новиков. Ещё в 50-е годы он вместе с В. Левашовым принял участие в творческом становлении коллектива, помогая ему и в фольклорной работе, и в современном репертуаре. Став руководителем Сибирского хора, А. Новиков принес в хор новые песни: «Величальная» и «Над Шушей сосны вековые» на слова В. Пухначева, «Балалаечка дрень, дрень» (слова народные). Хор исполняет немало обработок народных песен.


А. Новиков сумел объединить в хоре целую группу сибирских композиторов и поэтов. Многие песни, исполняемые Сибирским хором, написаны на слова новосибирского поэта В. Пухначева, который нередко тонко дорабатывает и народные тексты старинных песен. Композитор возродил практику безусловного приоритета народной песни, его обработки составляли тогда значительную часть репертуара хора. Новые творческие достижения Андрея Новикова тоже связаны с Сибирским хором. В 1970–1971 годы была создана сюита «Сибирские страницы». Творческой удачей явилось создание краткого, но очень выразительного «Музыкального монумента», исполняющегося у новосибирского Монумента славы. Большой успех имела написанная совместно с В. Пухначёвым кантата-песня «Золото хлеба».

С 1980 года Сибирский русский народный хор возглавил Вячеслав Викторович Мочалов. Работая над составлением новых программ для хора, В.В. Мочалов и сам писал новые песни, и делал обработки русских народных песен и песен российских композиторов. Возглавлял коллектив до 2006 года. Благодаря деятельности Вячеслава Викторовича коллективу в 1994 году присвоено высокое звание – Академический. Особый интерес вызывают произведения композитора В.В. Мочалова. Среди них: «Песня – боль и радость моя» - сюита в семи частях для русского народного хора, оркестра народных инструментов, солистов; «Земля – красавица Сибирь», названная музыкальными критиками «мини-оперой»; «Уж такие мы в Сибири», «Красный проспект» и многие другие произведения.

«Сегодня Государственный академический Сибирский русский народный хор – это более 80 артистов хора, балета и оркестра, профессионалов своего дела, талантливых исполнителей и заслуженных артистов. Благодаря наличию в Сибирском народном хоре трёх подразделений – хора, балета и оркестра, на сцене становится возможным отражение всей необъятной многокрасочности и гармонии русского традиционного творчества. Прямо на глазах у зрителей создаются живые и неповторимые полотна традиционного уклада жизни русского народа, картины, понятные каждому зрителю от мала до велика. Например, в программу концерта «Своя судьба, своя история…» вошли произведения, созданные в разные годы разными художественными руководителями коллектива. Самое раннее относится к 1947 году. Это вокально-хореографическая композиция «Подгорная» в постановке Бориса Бурмакина. Кроме того, сюда же вошли: русская народная песня «Сронила колечко» в обработке народного артиста Валентина Левашова, плясовая из вокально-хореографической сюиты «Качу кольцо», которая была создана в 1958 году, «Вот мчится тройка…» в обработке народного артиста РСФСР Андрея Новикова, песни в обработке народного артиста России Вячеслава Мочалова, заслуженного артиста России Николая Лугина, Андрея Липихина, Юлии Кондратовой, хореографические постановки заслуженного артиста России Юрия Чекмарёва, Владимира Вашкурова, Владимира Перлина.