Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика работы с хором Направление подготовки Искусство народного пения.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Отечественные композиторы Сибири и их песенное творчество для народно-певческих коллективов
1.2 История создания и творческая деятельность Сибирского народного хора
Глава II. Характеристика авторского репертуара Сибирского народного хора.
2.1 Песенное творчестворуководителей Сибирского народного хора
По словам художественного руководителя Сибирского хора Андрея Липихина, отличительная особенность этой программы заключается в том, что в ней собрана творческая судьба и история коллектива, которую можно отследить по представленным произведениям. «Мы подходим к юбилейной дате – 70-летию коллектива. За это время он не растерял свой золотой фонд и очень бережно хранит, собирает по крупицам, а самые лучшие образцы представляет нашему зрителю», – отметил А. Липихин» [20].
Репертуар Сибирского хора исполняется в соответствии с особенностями сибирского говора. Известно, что народная манера пения не есть свойство, данное природой или связанное с особым устройством голосового аппарата певцов. Народная манера особенно ярко выявляется в связи с ее местной характерностью. Легко можно себе представить особенности сибирского говора.
Большое значение для пополнения репертуара и сохранения народной традиции в хоре имеет собирательская деятельность песенного фольклора Сибири. Горячая влюбленность в народное творчество, желание глубоко изучить его побудило Валентина Сергеевича Левашова отправиться в путь за песней. В начале 50-х годов вместе с композитором А.Г. Новиковым Левашов принимает участие в фольклорной экспедиции по Сибири и Алтаю. Из поездок он привёз более трёхсот народных песен, многие из них, бережно и талантливо обработанные композитором, прочно вошли в репертуар разных хоровых коллективов.
Записи народных песен ведутся в хоре постоянно, особенно летом, когда хор двумя группами выезжает в районы Новосибирской области. Так, в фольклорной работе по созданию концертной программы 1970-1972 годов принимали участие композитор А. Муров, руководители хора В. Захарченко и В. Чирков. Песни записаны в 1969 году в селе Балман Новосибирской области и в селе Шушенском Красноярского края. Танцы «Дары таежные» и «Сибирская подгорная» поставлены Б. Бурмакиным по фольклорным зарисовкам старинных игровых сибирских плясок. Показываются они в обновленной редакции.
Профессиональный хор вывел русскую песню на широкую концертную дорогу. Но и выполняя функции концертной организации, он стремится к тому, чтобы при высоком уровне профессионального мастерства сохранить национально-самобытную основу. Хорошо подобранный, художественно полноценный репертуар хора помогает воспитывать художественный вкус широкой слушательской аудитории, способствует развитию массового народного творческой. Без народности немыслима идейная полнота творчества, в том числе и в народном хоровом пении. Народность помогает творцам и исполнителям видеть движение жизни общества в её развитии и изменении.
Общественная роль «Сибирского хора» заключается в том, чтобы выполнять «художественные задачи своего времени». При этом равное значение приобретают все жанры хорового искусства, стремящиеся отвечать этим задачам. Конечно же, репертуар из народных песен, состав певцов-любителей, национальные костюмы – это лишь внешние черты народного хора. И хор народен не только потому, что он состоит из народных певцов и плясунов, а потому что, впитав в себя местные народно-певческие традиции своего края, области и развивая их в новых условиях, он имеет яркую национальную окраску, которая выявляется в репертуаре, манере исполнения и особенностях коллективного творчества.
Таким образом, на протяжении длительной и весьма продолжительной творческой работы Сибирский хор непрерывно обогащал свой репертуар, что способствовало сохранению и популяризации народно-хорового искусства России. Сибирский народный хор является выразителем многообразия русской песенной культуры. Он активный пропагандист русской, в первую очередь современной, песни.
2.2 Анализ произведений
В репертуаре Сибирского хора необходимо отметить обработки В. Левашова («Что горит, горит», «Сронила колечко», «В камышах лебедушка»).
Сделаем музыкально-теоретический анализ песни «Что горит, горит».
Песня «Что горит, горит» в обработке В. Левашова написана для смешанного четырехголосного хорового состава a Capella.
Это обрядовая свадебная песня. Для свадебных сибирских песен характерен повтор текста: что горит, горит, что бежит, бежит.
Литературный текст состоит из 12 строчек (3 строфы), где каждая строфа представляет куплет, в завершении первая строфа повторяется.
Что горит, горит, да не перегорит
Да что сырой-от бор, да ельничек.
Что бежит, бежит, да не перебежит
Да что родной-от брат к родной сестре
Ты сестра ль моя, да не сестрица
Да сестра белая лебёдушка
Ничего сестра ты не ведаешь
Да как у нас в доме гости сидят
За тебя сваты, ой, да сватаются
Да родной батюшка просватыват
Родна матушка запоручиват
Да отдают тебя во чужой дом
Что горит, горит, да не перегорит
Да что сырой-от бор, да ельничек
Да ельничек
Проводятся аллегоричные сравнения: в данном случае загоревшийся ельник – символ семьи девушки, огонь – сватовство и уход в другой дом (семью мужа).
Темп умеренный, размер ¾, 2/4, 4/4.
Тональность а-moll, ударные слоги распеваются восьмыми.
Контраст достигается с помощью смены размера.
Голоса расположены достаточно широко (квинты и терции).
Диссонансов нет.
Низкий «глухой» регистр изложения напева вводит в атмосферу сумрачности и безысходности. То же в конце песни. Кульминация достигается введением в хоровых партиях напряженных высоких регистров, что точно соответствует драматизму содержания текста. Также использована интонация плача на нисходящей полутоновой попевке у солистки.
Характеристика русской народной песни.
«Что горит, горит», русская народная песня в обработке В. Левашова.
Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.
Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен, но известны и народные песни литературного происхождения. Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью (напр., песни трудовые, сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др., обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые, календарные и т. п.).
Русские песни исполняются в русском народе одиночно или хором, обычно без сопровождения музыкальных инструментов. Даже пляшут русские крестьяне под пение песен. Сюжеты, которым посвящены русские народные песни, весьма многочисленны и обнимают весь строй крестьянской деревенской жизни (а в последнее время — и городской), все явления жизни крестьянина от колыбели до могилы. Существует много опытов классификации русских песен по их содержанию. Наиболее стройной является классификация известного знатока и собирателя русских песен П. В. Шейна, который свое многотомное собрание великорусских песен (до 3 тысяч), разделил на две главные категории, по двум сторонам жизни крестьянина — личной и общественной: а) песни, отражающие в себе главные моменты жизни человека — рождение, женитьба, смерть — но в пределах своей семьи, своей волости, и б) песни, в которых выражается переход к жизни общественной, государственной. Лопатин все русские песни, исключив из них былины, делит на два разряда: 1) песни лирические, в том числе и большинство песен исторических, и 2) обрядовые — свадебные, хороводные и игровые. Эта классификация меньше выдерживает критику, потому что лирический и личный элемент в известной степени присущ и обрядовым песням. Ярким примером синтеза лирической свадебной песни является русская народная «Что горит, горит».
Лирические песни — вершина русского народного музыкального творчества. В этих песнях наиболее полно выражаются душевные переживания, настроения и чувства русских людей. Лирические песни не такие древние, как обряды и былины. Они стали появляться в XVI–XVII веках, а их расцвет наступил в XVIII веке.
Многие из лирических песен называют протяжными: в них широко распеваются гласные, господствует мелодия. Она очень свободна, как бы «выходит из берегов» и живёт своей собственной жизнью, оттесняя слово на второй план. При записи таких мелодий часто возникают переменные размеры. Но если в былинах такая переменность подчёркивала ритмику стиха, то здесь мелодия может идти и «поперёк» слов. Лад и тональность тоже переменны. Каждая фраза может иметь собственную тонику. Вьющаяся, текущая мелодия «пристаёт» то к одному, то к другому «тональному берегу».
Левашов Валентин Сергеевич. Родился в Москве 24 июля (6 августа) 1915 года. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).Народный артист РСФСР (1970). Народный артист СССР (1985).
В 1939 году окончил Новосибирское музыкальное училище по классу фортепиано A. Штейна. По композиции занимался у М. Невитова и в 1945—1946 в Ленинградской консерватории у В. В. Щербачева.
В годы Великой Отечественной войны руководил армейскими ансамблями песни и пляски. В 1946—1948 – худрук матросского ансамбля песни и пляски Краснознаменной Амурской флотилии.
В 1949—1960 – ответственный секретарь Сибирского отделения Союза композиторов СССР.
В 1949—1952 – заведующий музыкальной частью Новосибирской студии кинохроники.
Горячая влюбленность в народное творчество, желание глубоко изучить его побудило композитора отправиться в путь за песней. В начале 50-х годов вместе с композитором А. Г. Новиковым Левашов принимает участие в фольклорной экспедиции по Сибири и Алтаю. Из поездок он привез более трехсот народных песен, многие из них, бережно и талантливо обработанные композитором, прочно вошли в репертуар разных хоровых коллективов.
Уже сложившимся музыкантом возглавил в 1954 году Сибирский народный хор, который быстро выдвинулся в число лучших хоровых коллективов страны, а на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов стал лауреатом.
В 1962 году Левашов становится художественным руководителем Русского народного хора имени М. Е. Пятницкого.
В течение ряда лет был ведущим телепередачи «Песня далекая и близкая» (ранее 2Товарищ песня»).
Умер 5 сентября 1994 года (Москва). Похоронен на Кунцевском кладбище.
Сочинения: оперетты — Чистые ключи (либретто собственнон и В. Пухначева, Новосибирск, 1963), Ветры весенние (Новосибирск, 1964);
для солистов, хора и симфонического оpкестра — поэма-кантата Моя Сибирь (сл. В. Пухначева, 1950), Амурская поэма (сл. А. Вольского, 1949);
для хора и симфонического оркестра — сюиты Колхозные поля (сл. В. Орловской и А. Машистова, 1952), Над широкой Обью (сл. В. Пухначева, 1955), Широкие степи (сл. В. Пухначева, 1958), Солнце над Россией (сл. B. Пухначева, 1961);
вокально-хореографические сюиты: Расцветай, земля весенняя (сл. П. Градова, 1963), Здравствуй, Волга (сл. Л. Кондырева, 1971), Поэма о Москве (сл. В. Пухначева, 1976);
для симфонического оpкестра — сюита Счастливая земля (1954);
для фортепиано и симфонического оркестра — Концертная фантазия (1950);
для оркестра русских народных инструментов — Концертная фантазия (1961);
для фортепиано — Сюита (1939);
для голоса и фортепиано — романсы на сл. А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, А. Блока, Е. Стюарт; песни на сл. В. Алферова, В. Бокова, Л. Кондырева, А. Пдлькина, М. Пляцковского, А. Софронова, А. Соболева, А. Пришельца, В. Харитонова, В. Щеголева, С. Щипачева, в т. ч. Над полями зорька светлая, За околицей, Зажглась звезда далекая, Позови меня, Россия, Степи, степи, Соловьи России, Родное Подмосковье, Нет ничего дороже Родины, цикл Приходи весна (сл.; П. Градова, В. Пухначева, 1958); музыка к драматическим спектаклям и фильмам.