Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика работы с хором Направление подготовки Искусство народного пения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский государственный институт культуры»

Музыкальный факультет

Кафедра народного хорового пения

ПЕСНИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ В РЕПЕРТУАРЕ СИБИРСКОГО НАРОДНОГО ХОРА
Курсовая работа по дисциплине

«Методика работы с хором»

Направление подготовки «Искусство народного пения»

Профиль подготовки «Хоровое народное пение»

Квалификация «Хормейстер.

Руководитель творческого коллектива. Преподаватель»

(Хоровое народное пение)

Выполнила: 

Адольф К. А.

студентка 4 курса

гр. ИНП 184 (з)

Научный руководитель:

Яговец Н.А.,доцент
Работа защищена

«__»______________ 2022 г.

Оценка ___________

Барнаул 2022 г.

Оглавление





Введение 3

Глава I. Становление и развитие песенного творчества отечественных композиторов для народно-певческих коллективов Сибири. 6

1.1 Отечественные композиторы Сибири и их песенное творчество для народно-певческих коллективов 6

1.2 История создания и творческая деятельность Сибирского народного хора 16

Глава II. Характеристика авторского репертуара Сибирского народного хора. 23

2.1 Песенное творчестворуководителей Сибирского народного хора 23

2.2 Анализ произведений 29

Заключение 42

Список литературы 44

ПРИЛОЖЕНИЕ 46



Введение



В русском культурном наследии значительное место занимает авторская песня. Велико влияние авторского творчества на развитие народно-певческого исполнительства в России. С начала 20 века в связи с исторически сложившимися преобразованиями в стране возникла необходимость создания нового направления в народно-певческом искусстве, что привело к появлению песен нового времени, в которых исторически сложив­шиеся народные традиции сочетались с чертами советской культуры. Активно развивалось авторское творчество для народно-певческих коллективов. В репертуаре самодеятельных и профессиональных народно-хоровых коллективов наряду с народными песнями появились и произведения советских компо­зиторов.

Сегодня развитие народного певческого исполнительства в России нельзя не мыслить без авторского творчества. В настоящее время многие народно-певческие коллективы и исполнители народной песни, включающая в свой репертуар авторские песни профессиональных и самодеятельных композиторов, обогащают свой репертуар, подчеркивая тем самым индивидуальность. А также подолгу сотрудничают с одним или несколькими композиторами, чьи произведения в дальнейшем становятся золотым фондом песенного репертуара коллектива. Так народные хоры, ансамбли, исполнители народной песни стали пропагандистами и хранителями авторского творчества как профессиональных, так и самодеятельных композиторов прошлого века и современников.


Русская народная песня, как основной вид музыкального творчества русского народа раскрывает весь его духовный мир. Через русскую народную песню человек передавал свое душевное состояние, настроение. Именно поэтому русских композиторов всегда привлекало народное творчество. Стремление раскрыть в своих произведениях духовный мир народа, показать жизнь в разнообразных её проявлениях служило причиной настойчивого и кропотливого собирания композиторами народных песен, создание обработок использования напевов в своих произведениях. В своих обработках композиторы-классики воплотили важнейшие черты подголосочного стиля русских народных песен, используя при этом различные приемы и средства музыкальной выразительности на основе достижений мировой музыкальной культуры, что придает каждому произведению индивидуальность и подчеркивает авторский стиль хорового письма.

Так среди различных жанров русской хоровой музыки значительное место стали занимать обработки русских народных песен. К русским народным песням обращались М. Мусоргский и Н. Римский-Корсаков, А. Лядов и А. Глазунов, П. Чесноков и А. Никольский, С. Рахманинов и А. Гречанинов. Позже, в конце XIX века, стали появляться обработки народных песен для русских народных хоров.

«Необходимость творческой работы по обработке фольклорного первоисточника особенно возникла в результате профессионализации народно-хорового искусства в 50-60-е годы XX века. Она была обусловлена исполнительскими задачами коллективов, потребностью обогащения и расширения репертуара, нехватка которого наблюдается до сих пор в области народно-певческого исполнительства. Это понимали руководители, хормейстеры, работающие с народными хорами, а также композиторы, тесно сотрудничающие с ними» [16, с. 5]. Так, большой вклад в развитие русского народного хорового исполнительства внес В. Захаров, В. Левашов, Ф. Маслов, К. Массалитинов, А. Мосолов, Н. Кутузов, Н. Мешко и другие. Среди современников можно отметить В. Бакке, А. Ларина, Ю. Колесника, Н. Журбу.

Цель исследования: Раскрыть и охарактеризовать творчество отечественных композиторов для народно-певческих коллективов Сибири

Объект исследования: Песенное творчество отечественных композиторов для народно-певческих коллективов Сибири



Предмет исследования: песни отечественных композиторов в репертуаре Сибирского народного хора

Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:

  1. Осветить отечественных композиторов Сибири и их песенное творчество для народно-певческих коллективов.

  2. Изучить историю создания и творческую деятельность Сибирского народного хора.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.



Глава I. Становление и развитие песенного творчества отечественных композиторов для народно-певческих коллективов Сибири.

1.1 Отечественные композиторы Сибири и их песенное творчество для народно-певческих коллективов



Известно, что хоровое исполнительно в Сибири берет свое начало в далеком 16 веке и впервые предстает в форме фольклорного пения, которое было особенно распространено в культуре переселенцев. В 18 в. большой вклад в разви­тие хорового пения внес митрополит Филофей (Лещинский), который сформировалв ТомскомКрасноярскомЯкутскомСеленгинскомНерчинскомТуруханском приказах при церквях. С середины XVIII в. с развитием театрально-концертной деятельности и музыкального образования в Сибири расширяются рамки хорового исполнительства. К началу XIX в. в Сибири существовали многочисленные хоровые коллективы. Их репертуар включал светскую народную и духовную музыку (канты, вокально-инструментальные полонезы «Гром победы, раздавайся» и «Польскими летит стрелами», фрагменты опер). К середине XIX в. увеличивается количество военных и церковных хоров. Обогащается хоровой ре­пертуар, исполняются произведения классической зарубежной музыки и российских авторов, в том числе «Элегия» А. Алябьева для хора и оркестра, сочиненная им в сибирской ссылке.

Революция 1917 внесла свои коррективы в хоровую куль­туру Сибири. Пение стало рассматриваться как важней­шее средство повышения культуры масс. В 1920-30-е гг. начинают складываться организационные формы профессионального хорового искусства: академический хор, народный хор, ансамбль песни и пляски. Наряду с профессиональными хоровыми коллективами все более широкое распространение получают различного рода самодеятельные коллективы, ставшие одним из главных средств культурного воспитания трудящихся [21].
В современном вокально-хоровом искусстве русское народно-певческое исполнительство как самостоятельное направление возникло сравнительно недавно – в начале 20 века. В этот период на концертную эстраду вышли исполнители, владеющие народной манерой пения. К первым исполнителям данного направления относятся такие именитые таланты, как Ф. И. Шаляпин, Л. А. Русланова, М. Н. Мордасова, К. И. Шульженко и др. Как и сольные исполнители народной песни, так и вокально-хоровые профессиональные и самодеятельные коллективы народно-певческого направления становились популярны в тот период времени. Основу их репертуара составляли русские народные песни, нередко в распеве или аранжировке, а также в обработке руководителей и хормейстеров коллектива.


Известно, что в двадцатом столетии нашей истории происходило множество преобразований в стране, и, как следствие, появилась необходимость создания нового направления в народно-певческом искусстве. Это привело к появлению песен нового времени, в которых исторически сложившиеся народные традиции сочетались с чертами советской культуры. Так в репертуаре самодеятельных и профессиональных народно-хоровых коллективов наряду с народными песнями появились и произведения советских композиторов. Это было связано с масштабным развитием композиторского хорового творчества и появления большого количества песенных сборников в печати для народных хоров. В число ведущих композиторов того времени, которые писали музыку для народно-певческих коллективов, входит В. Г. Захаров, В. С. Левашов, Н. В. Кутузов, Ф. И. Маслов, К. И. Масалитинов.

Послевоенные годы отличались активизацией процессов развития музыкального искусства. Так, в Якутию при содействии М. Н. Жиркова были приглашены 23 московских композитора, которые создали 266 опусов с использованием якутского фольклора. Их них 257 представляют малые формы: 170 песен, хоровые обработки, кантаты, увертюры, марши, сюиты. Среди крупных сочинений: Н. Пейко написал кантату для солистов, хора и оркестра «Слава партии!» на тексты Д. К. Сивцева и С. С. Васильева, кантату «Боотуру Сталину», симфониетту в 3-х частях, оркестровую сюиту «Из якутских легенд», хоровую миниатюру «Весеннее пробуждение», обработки для хора «Прощание», «Кечкесен», «Олень». Г. Гамбург – «Сюиту на якутские темы» для симфонического оркестра, Д. Ф. Салиман-Владимиров – «Якутский победный марш», Г. Лобачев – обработки 100 песен М. Н. Жиркова, Л. Белый – хоровую сюиту, Л. Мальтер – марши для духового оркестра. В соавторстве Г. И. Литинский и М. Н. Жирков создали оперы «Нюргун Ботур» и «Сыгый Кырынаастыыр» и балет «Полевой цветок». Еще один пласт опусов московских композиторов появился в 1947 году. Вклад в становление якутской музыки внес и бурятский композитор Ж. А. Батуев – создатель ряда сочинений на национальные сюжеты – балета «Чурумчуку», сюиты «Песни Якутии», инструментальных опусов. В Бурятии активно трудились Д. Аюшеев, Ж. Батуев, Б. Ямпилов, Г. Дадуев, вклад вносили Л. К. Книппер, С. Н. Ряузов.

Авторы новых песен сумели найти такие интонации и подобрать такие средства выразительности, которые отражали бы жизнь соответствующего времени.