Файл: АРМ библиотекаря МБОУ «Мичуринская средняя общеобразовательная школа».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
1.2 Организационная структура управления предприятием
1.3 Библиотека как объект автоматизации. Организация и ведение учета документов в библиотеке
1.4 Необходимость автоматизации рабочего места сотрудника библиотеки
1.4 Анализ современных средств автоматизации библиотечных ИС
Рис 2.1 Деятельность библиотеки
2.1 Основные положения учета библиотечного фонда
2.2 Анализ информационного обеспечения библиотеки
3.Программное обеспечение задачи
3.2 Обоснованиᶥе выбора срᶥеды разработки
Творческая группа учителей – временная форма педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Создается для решения определенной учебной или воспитательной проблемы, может объединять учителей одного или различных предметов. В группе выбирается руководитель, организующий разработку данной проблемы. По итогам работы готовятся рекомендации по использованию созданного опыта. Подотчетна МС.
Медицинское обслуживание обеспечивается медицинской сестрой, специально закрепленной органом здравоохранения за школой. Медицинская служба осуществляет постоянное наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием учащихся. Совместно с педагогическим коллективом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания обучающихся.
Пятый уровень организационной структуры – уровень учащихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем соуправления. Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство как создание условий для превращения ученика в субъект управления. Школьный ученический совет самоуправления – осуществляет деятельность по всем направлениям воспитательной работы в школе, помогает в проведении всех внеклассных и общественных мероприятий, осуществляет шефство над начальной школой, способствует организации учебно-воспитательного процесса.
В школе действует общешкольный родительские комитет. Он содействует объединению усилий семьи и школы в деле обучения и воспитания детей. Оказывают помощь в определении и защите социально не защищенных учащихся.
Избранные представители классных родительских комитетов составляют общешкольный родительский комитет, который избирает председателя комитета, секретаря.
Родительский комитет школы:
- обсуждает кандидатуры и утверждает списки учащихся, которым необходимо оказать материальную помощь в любой форме;
- принимает решение по вопросу охраны Учреждения и другим вопросам жизни Учреждения, которые не оговорены и не регламентированы Уставом Учреждения.
Общее руководство Учреждением осуществляет выборный орган – Управляющий совет Учреждения (далее – Совет), который создается с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.
Полномочия Совета:
- разрабатывает и утверждает совместно с директором Учреждения концепцию развития Учреждения, разработанные долгосрочные образовательные программы;
согласовывает режим занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;
- принимает решения по другим важнейшим вопросам деятельности Учреждения, не отнесенным к компетенции директора, иных органов управления Учреждения;
- согласовывает компонент учебного плана Учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, профили обучения и вносит предложения администрации Учреждения;
- согласовывает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся;
- рассматривает жалобы и заявления обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала Учреждения;
- содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения;
- заслушивает отчет руководителя Учреждения по итогам учебного и финансового года;
- рассматривает вопросы создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в Учреждении.
Рис 1. Структура управления школой
1.3 Библиотека как объект автоматизации. Организация и ведение учета документов в библиотеке
Библиотека представляет собой учреждение, содержащее интеллектуальные ценности общества и обеспечивающая использование этих ценностей для целей образования, научных исследований и культурного развития личности. Всевозрастающие информационные потоки выражались в сложной и трудоемкой их ручной обработке. Данный процесс способствовал появлению вычислительной технике в библиотеках.
Учет библиотечного фонда является частью системы управления экономическими процессами; это важнейший элемент сохранности библиотечного фонда. Учетные документы, в которых регистрируются прием, выбытие и движение фонда являются юридическими документами.
Учет библиотечного фонда – это и технологический процесс организации их. Основная цель учета – формирование точных и достоверных данных обо всех видах документов, обеспечение контроля за их движением и сохранностью в соответствии с действующими нормативными документами [21, с. 48].
Школьная библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке.
Деятельность библиотеки осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами образовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.
Повседневно взаимодействуя с учащимися, административно-педагогическим коллективом, родителями, библиотека выполняет следующие функции:
образовательную – поддерживает и обеспечивает образовательные цели, сформулированные в концепции школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе;
информационную – предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата, носителя;
культурную – организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Цели библиотеки соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Основные задачи библиотеки
- Обеспечение участникам учебно-воспитательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях.
- Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
- Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
- Совершенствование и освоение новых библиотечных технологий.
- Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг.
- Выявление информационных потребностей и удовлетворение образовательных и индивидуальных потребностей пользователей библиотеки.
- • Формирование комфортной библиотечной среды.
Основные направления работы
- Планирование и отчетность. Выполнение средних показателей.
- Организация книжного фонда. Учет. Сохранность.
- Комплектование.
- Справочно-библиографическая работа.
- Библиотечно-информационное обслуживание. Массовая работа.
- Повышение квалификации. Самообразование. Участие в профессиональных мероприятиях. Взаимодействие с другими библиотеками, организациями.
Основные контрольные показатели работы:
- Книжный фонд, учебный фонд (количественный и качественный состав).
- Массовая работа (количество и охват).
- Библиотечные уроки (количество и охват).
- Библиотечное обслуживание (процент охвата).
- Книговыдача.
- Читаемость.
- Посещаемость.
- Обращаемость фонда.
- Книгообеспеченность.
1.4 Необходимость автоматизации рабочего места сотрудника библиотеки
Современная библиотека напрямую связана с развитием информационной техники; информационные технологии позволяют быть ей современной, актуальной и оперативной в предоставлении информации. Информационные технологии в библиотечном деле базируются на основе аппаратных средств и программных продуктов.
Современное состояние образования предъявляет новые требования к функционированию школьной библиотеки. В настоящее время она рассматривается как открытая система, обменивающаяся информацией с окружающей средой. Изменение информационных потребностей пользователей, внедрение автоматизированных технологий кардинально меняют политику, направления и возможности библиотечного обслуживания.
Внедрение компьютерной техники, позволившие переводить традиционные картотеки в электронную форму и создавать на их основе проблемно-ориентированные базы данных, работы по созданию ЭК, последовательное и целенаправленное приобретение баз данных на CD-ROM, a также первый опыт работы в международных информационных сетях через Интернет требуют поиска новых форм организации информационно-библиографического обслуживания в библиотеке.
На практике это означает выполнение автоматизированной обработки новых поступлений в библиотеку; освобождение сотрудников от ряда рутинных работ по подготовке картотек, изданий, списков, заказов, писем, отчетной документации; создание базы данных о поступлениях; осуществление операций по созданию и копированию тематических архивов литературы.
Благодаря автоматизации, можно выполнять предметный поиск информации по запросам читателей, обслуживание баз данных информационных и периодических изданий библиотеки, ведение массива библиографических описаний журнальных статей, поиск записей по ключевым словам, создание электронных справочников, контроль за выданной литературой: учет читателей и их формуляров; автоматическая запись в формуляр читателя выданной литературы; контроль срока возврата книг. А главное - обеспечение читателям своей библиотеки выхода в отечественное и мировое информационное пространство [20, с. 138].
Какие же функции библиотеки целесообразно автоматизировать? Программное обеспечение в первую очередь должно реализовать следующие функции:
- обработку, хранение библиографической и фактографической информации, ее поиск по любым элементам записей и их сочетаниям;
- поддержку иерархических классификаций;
- подготовку материалов для библиографических изданий, подборок материалов в виде списков, фактографических и библиографических записей, отсортированным по индексам какой-либо классификации и алфавиту;
- вывод данных о занятости экземпляра издания, осуществление заказа единицы хранения читателем непосредственно при работе с ЭК с автоматическим формированием читательского требования;
- фиксацию выдачи и возврата единиц хранения с параллельным изменением данных об их местонахождении и сведений в читательском формуляре о полученных документах;
- поддержку использования при поиске нормативных записей об индивидуальных авторах и коллективах;
- наличие справочных текстов для ситуаций, которые могут вызвать затруднения у пользователя;
- ввод записей о заказываемых документах и учет поступления их в библиотеку;
- выдачу результатов поиска на экран и на принтер в принятой форме;
- загрузку данных из текстовых файлов и выгрузку записей из базы данных в текстовые файлы;
- защиту базы данных от несанкционированного доступа;
- восстановление базы данных в случае аварийной ситуации.
Современные масштабы и темпы внедрения средств автоматизации управления с особой остротой ставит задачу проведения комплексных исследований, связанных со всесторонним изучением и обобщением возникающих при этом проблем как практического, так и теоретического характера.