Файл: АРМ библиотекаря МБОУ «Мичуринская средняя общеобразовательная школа».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
1.2 Организационная структура управления предприятием
1.3 Библиотека как объект автоматизации. Организация и ведение учета документов в библиотеке
1.4 Необходимость автоматизации рабочего места сотрудника библиотеки
1.4 Анализ современных средств автоматизации библиотечных ИС
Рис 2.1 Деятельность библиотеки
2.1 Основные положения учета библиотечного фонда
2.2 Анализ информационного обеспечения библиотеки
3.Программное обеспечение задачи
3.2 Обоснованиᶥе выбора срᶥеды разработки
Ридер для инвентаризации позволяет библиотечным работникам легко и быстро идентифицировать книги на полках.
Ридер подсоединяется к компьютеру, который сохраняет и выводит на дисплей данные, относящиеся к считываемому предмету.
Далее информация передается в базу данных библиотеки через специальное устройство или бесконтактным способом. В настоящее время доступна версия оборудования с технологией Wi-Fi, что позволяет передавать данные с меток в РС в процессе проведения инвентаризации.
Нет необходимости идентифицировать книги одну за другой, это можно делать одновременно, кроме того, не нужно брать их с полки. Благодаря высокой скорости считывания и возможности долгой работы в автономном режиме требуется значительно меньше времени и человеческих ресурсов для проведения инвентаризации. Поскольку процесс инвентаризации значительно упрощен, его можно проводить чаще.
Технология RFID имеет преимущества перед штриховым кодированием, например, с ее помощью можно существенно сократить время поиска заставленных книг. Для того чтобы найти нужную книгу, необходимо пройти вдоль стеллажей с ручным считывателем, и как только он «увидит» ее, вы услышите звуковой сигнал. С помощью того же ручного считывателя можно проводить инвентаризацию, и она будет занимать у вас в 20 раз меньше времени, чем с штрих-кодом. Считывателем проводится вдоль стеллажей, и вся информация о книгах, присутствующих на них, дистанционно передается в компьютер.
При внедрении данной системы происходит увеличение и упрощение скорости обслуживания читателей, точное планирование закупок книг для пополнения библиотечного фонда, предоставляет широкие возможности по интеграции с существующими АБИС.
Прежде всего, организация должна определить, а что же собственно ожидается от новой системы: какие функциональные области она должна охватывать, какую техническую платформу использовать, какие отчеты готовить?
Любая из систем – лишь механизм для повышения эффективности управления, принятия правильных стратегических и тактических решений на основе своевременной и достоверной информации, выдаваемой компьютером.
Так что оптимальным решением будет разработка собственной программы рабочего места сотрудника библиотеки.
2. Информационное обеспечение задачи
Информационная модель и её описание
Главной целью деятельности библиотеки является предоставление преподавателям и учащимся доступ к литературе разных видов и жанров.
Рис 2.1 Деятельность библиотеки
2.1 Основные положения учета библиотечного фонда
Учет библиотечного фонда отражает поступление документов в фонд, выбытие из фонда, величину всего библиотечного фонда и служит для государственного статистического учета, отчетности библиотеки, планирования ее деятельности, обеспечение сохранности фондов, контроля за наличием и движением документов.
К ведению учета библиотечного фонда предъявляются следующие требования:
- полнота и достоверность учетной информации;
- документированное оформление каждого поступления в фонд и выбытия из фонда;
- совместимость приемов и форм учета;
- соответствие показателей учета библиотечного фонда аналогичным показателям государственной библиотеки [19, с. 15].
Рис 2.2 Учет библиотечного фонда
Основными функциями учета являются информативная, управленческая и контрольная. В каждом виде учета в соответствии с его назначением приоритетной становится одна из функций. Так, с определенной долей условности информативная и управленческая функции осуществляются с помощью суммарного учета, контрольная – индивидуального и стоимостного. В условиях рыночных отношений возрастает роль стоимостного учета, стало быть, усиливаются контрольные функции учета.
Учет библиотечного фонда, то есть процесс регистрации документов, прибывающих в фонд или исключаемых из него, ведется в двух формах: статистической и бухгалтерской.
Статистический учет — это составление количественной характеристики объема, состава и движения (постоянного изменения) библиотечного фонда в процессе его формирования и функционирования. Он проводится библиотекой по особым учетным формам, которые предусматривают возможность расширения сведений о фонде, чтобы можно было использовать дополнительные данные для его изучения.
Сравнение и анализ дополнительных количественных сведений учета библиотечного фонда с другими показателями работы позволяют сделать выводы о качестве и перспективах деятельности библиотеки в целом. Учет дает возможность установить такие показатели работы, как книгообеспеченность, обращаемость, читаемость и всего фонда, и его частей [18, с. 53].
Правильная организация учета способствует также охране библиотечного фонда — государственной и общественной собственности, имеющей огромную культурную и материальную ценность.
Бухгалтерский учет — это финансовый контроль бухгалтерии библиотеки или учреждения над стоимостным выражением БФ, то есть за расходованием средств на комплектование, организацию и использование фонда. В стоимость изданий и материалов не включаются накладные расходы (на библиотечную обработку, почтовые и транспортные).
Существует два вида учета: суммарный и индивидуальный.
Суммарный учет дает полную количественную характеристику фонда. Суммарный учет – это учет документов партиями, которые поступают или выбывают по одному сопроводительному документу (счет, накладная, акт и т.д.)
В случае отсутствия сопроводительного документа составляется акт приема.
Формой суммарного учета является «Книга суммарного учета библиотечного фонда».
Она состоит из трех частей:
- Часть 1 – «поступление в фонд». – В нем ведется запись: дата и номер записи, источник поступления, номер сопроводительного документа, количество поступивших документов (по видам и содержанию), стоимость приобретенных документов. Нумерация записей о поступлении ежегодно начинается с № 1, о выбытии — также с № 1 и идет в возрастающем порядке из года в год вне зависимости ют причин выбытия. Литература, не подлежащая записи в ИК (временного хранения), записывается в части I книги суммарного учета без указания ее стоимости и распределяется по содержанию. Не подлежат учету и не включаются в фонд материалы служебного пользования (программные продукты, являющиеся рабочим инструментом персонала библиотеки и программистов материалы, приобретаемые для оформления библиотеки, других подсобных работ, не связанных с комплектованием библиотечного фонда).
- Часть 2 – «выбытие из фонда» - здесь собираются все сведения о выбывших из библиотеки документах. Они выбывают по актам с указанием причин выбытия: ветхость, утеря читателями, морально устаревшие и т.д.
- Часть 3 – «итоги движения фонда». Эта графа заполняется в конце года, когда приняты все партии документов, проведены все акты на списание.
Поступление CD-ROM, мультимедиа и т.д. отражаются в первой части книги суммарного учета, выбытие – во второй, итоги движения – в третьей части.
Все периодические издания подлежат суммарному учету.
Индивидуальный учет – учет каждого экземпляра документа, поступившего или выбывшего из фонда. Учету подлежат все виды документов на любых носителях информации. Индивидуальный учет – это регистрация отдельных изданий (по названиям) и экземпляров документов для сохранности БФ. Для того чтобы выполнить все ее требования, следует прежде всего определить единицу учета разных видов документов, одинаковую для всех библиотек. Понятие «единица учета» заложена в ГОСТ 7.20—2000 и «Инструкции об учете БФ» (2000 год). Это книги, брошюры ноты, карты, изоиздания (отдельный лист, тетрадь, атлас, карта, альбом), научно-технические документы (НТД) (стандарты, технические условия (ТУ), описания изобретений к авторским свидетельствам) — экземпляр; диафильмы — катушка; диапозитивы (слайды) — комплект; грампластинка — диск; магнитные фонограммы — катушки, бобина, кассета, рулон; фильмокопии — фильм. Но если последние являются приложением к произведению печати, то индивидуальному учету не подлежат. Учет СD-RОМ, мультимедиа, дискет ведется в любой форме индивидуального учета.
Индивидуальный учет по названиям осуществляется с целью представление о содержательном потенциале библиотечного фонда, количестве названий документов. Он позволяет определить, насколько многоаспектно отражены в фонде те или иные темы, вопросы, проблемы, то есть выявить многообразие его наполнения информацией. Существует несколько форм индивидуального учета: учет часто называют библиографическим он осуществляется в виде каталогов (алфавитный каталог (АК), систематический каталог (СК), нумерационный; для учета документов — со сквозной нумерацией: ГОСТы, описания изобретений, ценники, прейскурант и др.). В них на каждое название заводится отдельная карточка. На серийные, продолжающиеся издания, бюллетени ведутся учетно-регистрационные картотеки и каталоги [14, с. 50].
Учетный каталог совмещает учет библиотечного фонда по названиям и по экземплярности. На каждое название заполняется карточка с полным библиографическим описанием и указанием цены. Карточке и документу присваивается очередной порядковый номер. Издание объемом до 48 страниц регистрируется на карточке, но не нумеруется. На обороте карточки фиксируется распределение экземпляров документа по подразделениям фонда библиотеки. Дается один общий инвентарный номер для всех экземпляров документ» и всех типов многотомного издания 14, с. 53].
Карточки расставляются в алфавитном порядке. Каждая карточка учетного каталога и общая опись инвентарных номеров регистрируются в специальных журналах. Затем нумератором на обороте титульного листа книги, на книжных формулярах и на карточке учетного каталога проставляется инвентарный номер.
На каждый вид издания существует своя форма карточки. Учетные каталоги хранятся в запирающихся шкафах или служебном помещении, которое опечатывается. Карточки в ящиках закреплены стержнями, доступ» к каталогам имеет ограниченный круг сотрудников.
Несколько по-иному ведется учет периодики. Текущие поступления журналов и газет регистрируются в учетной картотеке. В конце года подсчитывается общее количество поступивших номеров журналов за год и составляется акт, на основании которого производится запись в книге суммарного учета. Акты эти в бухгалтерию не сдаются, так как там есть подписные квитанции, подтверждающие расходование средств на подписку. Газеты регистрируются в картотеке, хранению подлежат лишь местные газеты, центральные — исходя из наличия площади.
Учет библиотечного фонда учебников существенно отличается от учета другой литературы. Особые затруднения вызывает учет книг для чтения, словарей, сборников задач, дидактических материалов. К школьным учебникам относят орфографические словари, математические таблицы, сборники задач и упражнений, практикумы. Учет экспериментальных и пробных учебников осуществляется в книге суммарного учета и учетных каталогах [21, с. 64].
Регистрация многоэкземплярных (дублетных) изданий проводится либо по способу кавычек (вместо повторной записи названия проставляются кавычки), либо по способу крайних номеров (на одной строке записываются через тире первый и последний по числу дублетов номера). Номера оставляются на одной строке перед названием документа, всего на страницу заносится 20 записей. В пределах этой нумерации каждому экземпляру присваивается индивидуальный номер. Такой способ экономичен и широко применяется для регистрации учебной и многоэкземплярной литературы. Инвентарный номер является сугубо индивидуальным и никогда никаким другим документам не присваивается даже в случае, когда всё экземпляры выбывают из библиотеки.
В последние годы функцию инвентарного номера с успехом выполняет штриховой бар-код, применяемый при автоматизированной обработке и выдаче документа.
Таким образом, ведение учета библиотечного фонда обусловлено рядом обязательных требований. Он должен быть полным и достоверным и ответствовать показателям государственной статистики. Полнота и достоверность учета обеспечиваются документальным оформлением каждого поступления в фонд и каждого выбытия из него.
Прием происходит по счету (накладной), который прилагается к партии документов и обязательно содержит их опись. Если документы поступают без описи (например, в дар), то библиотекарь составляет акт на их получение, который передается вместе с другими документами на следующие операции. Все поступившие документы сверяются с картотекой комплектования и каталогами (на предмет дублетности) и маркируются штемпелем или штрих-кодом, удостоверяющими, что они стали собственностью библиотеки [21, с. 73].
При сверке возле каждого названия в описи ставится пометка. Далее просматривается каждая отдельная книга, для того чтобы выяснить, нет ли, среди них бракованных экземпляров. При обнаружении в принимаемой партии документов недостачи, дефектных экземпляров или замены одних документов другими, их заменяют в источнике комплектования, откуда поступила партия, составив предварительно акт в двух экземплярах — для библиотеки и для книготоргового учреждения. На документы, поступившие без сопроводительного документа, составляется акт из двух частей: текстовой и приложения — описи документов. Если последних в партии не более пяти, их список включают в текст акта. Нумерация актов о приеме начинается ежегодно с № 1. Если поступили документы, которые не были заказаны библиотекой, их сверяют с алфавитным каталогом и выясняют, нужны они библиотеке или нет. После проверки с сопроводительными документами (если нет неточностей) все экземпляры документов штемпелюются. Штемпель ставится на титульном листе и на странице 17. Для особо ценных и редких изданий может применятся книжный знак или штрих-код [16, с. 56].