Файл: АРМ библиотекаря МБОУ «Мичуринская средняя общеобразовательная школа».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
1.2 Организационная структура управления предприятием
1.3 Библиотека как объект автоматизации. Организация и ведение учета документов в библиотеке
1.4 Необходимость автоматизации рабочего места сотрудника библиотеки
1.4 Анализ современных средств автоматизации библиотечных ИС
Рис 2.1 Деятельность библиотеки
2.1 Основные положения учета библиотечного фонда
2.2 Анализ информационного обеспечения библиотеки
3.Программное обеспечение задачи
3.2 Обоснованиᶥе выбора срᶥеды разработки
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе информационные технологии все активнее и глубже проникают во все сферы человеческой деятельности и становятся их неотъемлемой частью. Информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития, а информационные системы и технологии как одно из средств повышения производительности и эффективности работы людей.
Традиционно пользователи привыкли к мысли, что в библиотеке можно получить любую информацию. Теперь, в условиях информационного перенасыщения, библиотеке все сложнее выполнять основные функции: фондообразование, информационно-библиографическое и абонементное обслуживание. Улучшить сбор, хранение и обеспечение доступа к информации библиотека сможет только при условии изменения ее технического оснащения.
На практике это означает выполнение автоматизированной обработки новых поступлений в библиотеку; освобождение сотрудников от ряда рутинных работ по подготовке картотек, изданий, списков, заказов, писем, отчетной документации; создание базы данных о поступлениях; осуществление операций по созданию и копированию тематических архивов литературы.
Благодаря автоматизации можно выполнять предметный поиск информации по запросам читателей, обслуживание баз данных информационных и периодических изданий библиотеки, ведение массива библиографических описаний журнальных статей, поиск записей по ключевым словам, создание электронных справочников, контроль за выданной литературой: учет читателей и их формуляров; автоматическая запись в формуляр читателя выданной литературы; контроль срока возврата книг. А главное - обеспечение читателям своей библиотеки выхода в отечественное и мировое информационное пространство.
Автоматизировав процессы, можно устранить необходимость тратить значительное количество времени, требующегося для проделывания всех ежедневных операций вручную, тем самым, более эффективно использовать труд сотрудников отдела и организации в целом.
В настоящий момент готовые системы на российском рынке, автоматизирующие рабочие места, в том числе и рабочего места сотрудника библиотеки, либо обладают явно излишним функционалом, либо требуют индивидуального подхода, что существенно увеличивает финансовые затраты на внедрение.
В связи с вышеизложенным, было принято решение разработать собственную программу автоматизации рабочего места библиотекаря организации, в частности школьной библиотеки.
Целью настоящего исследования является разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря, которая позволит сократить время выполнения функций, устранить случайные ошибки при расчетах, автоматизировать большую часть информационных процессов, и повысить учётно-аналитические возможности.
В рамках дипломного проекта были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить и проанализировать соответствующую литературу;
- разработать подробное техническое задание, в котором будет прописан функционал и системные требования к программному продукту;
- выбрать среду программирования путем выявления преимуществ и недостатков;
- спроектировать и разработать программный продукт;
- произвести отладку и тестирование программного продукта.
Объектом исследования является школьная библиотека Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Мичуринская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Мичуринская средняя общеобразовательная школа»), п. Лесные Поляны, пушкинского района.
Предметом исследования является работа школьного библиотекаря.
Разработка базы данных предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации будут возлагаться на вычислительную технику, специалист же будет выполнять только определенную часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений.
При подготовке проекта изучена классическая и современная литература в области ИС, включая работы Шрайберга Я.Л., Земскова А.И.
Различные варианты классификации информационных систем у Ю.А.Шафрина Е.В., В.Н. Петрова, И.С. Пилко, Ф.С.Воройского. Некоторые тенденции инновационного развития библиотек и библиографической деятельности в целом, рассмотрены в работах Е.Ю. Качановой, Ю.Н.Столярова.
В дипломном проекте применялись общие методы исследования - системный подход, наблюдение и анализ библиотечно-информационной практики, метод обобщения; классификационная группировка и метод сравнительного анализа.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть полезны для библиотек, формирующие направления использования новых информационных систем.
1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
Мичуринская СОШ функционирует с 1964 года. Она осуществляет учебно-воспитательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ 3 ступеней образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование. На сегодняшний день в школе обучается 1002 учащихся, работает 76 педагогов. В числе работающих 4 заслуженных учителя Российской Федерации и 5 педагогов имеют нагрудный знак «Отличник народного просвещения», 7 – «Почетный работник общего образования».
Для организации учебно-воспитательного процесса в Мичуринской СОШ имеются 38 учебных кабинета. 3 компьютерных класса, 2 спортивных зала, зал корригирующей гимнастики, бассейн, 2 медицинских кабинета. 3 кабинета для проведения опытно-экспериментальных работ по предметам, мастерские технического и обслуживающего труда, 2 кабинета ОБЖ, психолога, кабинет социального педагога, актовый зал и столовая на 200 посадочных мест, библиотека с читальным залом. Состав библиотечного фонда: учебно-методическая, художественная литература и медиапособия – 11099 экземпляров, словари, справочники – 424 экземпляра. Имеется доступ в Интернет. С 2004 года действует школьный сайт.
Школа укомплектована 41 классом-комплектом, наполняемость классов составляет не менее 25 человек. Режим работы 2-сменный, 6 дней в неделю, в первых классах – 5 дней. Продолжительность пребывания учащихся в школе 1 смены - с 8.00 до 13.00, 2 смены - с 14.00 до 19.00.В школе 1 ступени после уроков организована группа продленного дня, которую посещают все учащиеся 1-4 классов. Учебная нагрузка учащихся не превышает предельно допустимой нормы. Продолжительность перемен между уроками 10 - 20 минут. Для учащихся 1-4 классов организовано проведение динамических пауз на свежем воздухе. Организованным горячим питанием охвачено 100% учащихся. Дополнительным образованием охвачено 750 учащихся.
В 1964-90 учебном году в школе началась работа по обучению первоклассников методом решения учебных задач математике, построенной на основе психологической теории содержательного обобщения. С 1991-92 учебного года технология развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) используется в преподавании предметов литературы, математики, русского языка, естествознания, ИЗО в начальной школе. На втором этапе инновационной деятельности (сентябрь 1994 – июнь 2003 года) осуществлялась работа по обучению методам решения учебных задач математике и русскому языку младших подростков. В целях обеспечения преемственности в обучении учащихся I и II ступеней Мичуринская СОШ сотрудничает с Открытым институтом развивающего обучения и участвует в разработке содержания математики и предметов естественно-научного цикла основной школы. В ходе инновационной деятельности педколлективом школы создан механизм эффективного функционирования технологии развивающего обучения в школе 1 ступени и создается в школе 2 ступени.
1.2 Организационная структура управления предприятием
Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Система управления МКОУ СОШ осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках существующего законодательства РФ.
В основу положена пятиуровневая структура управления
Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с Управляющим советом школы стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.
На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют как традиционные субъекты управления: педагогический совет, общественные учительские организации, совет школы, родительский комитет.
Высшим коллективным органом управления школой является Общее собрание собрание коллектива школы, включающее представителей педагогического коллектива, родителей, общественности и учащихся, которое решает вопросы организации внешкольной и внеклассной работы, детского питания, развития материальной базы школы, принимает участие в развитии учебного заведения, регулирует трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работником.
Педагогический совет – коллективный орган управления школой, который решает вопросы, связанные с реализацией программы развития, рассматривает проблемы, подготовленные научно-методическим советом, администрацией школы, несет коллективную ответственность за принятые решения.
Членами Педагогического Совета являются все учителя и воспитатели школы, включая совместителей. Председателем Педагогического Совета является директор школы. Он назначает своим приказом секретаря Педагогического Совета сроком на один год.
Педагогический Совет собирается не реже четырех раз в году. Ход педагогических советов и решения оформляются протоколами. Протоколы хранятся в школе постоянно.
Педагогический Совет определяет:
а) порядок проведения промежуточных аттестаций для учащихся не выпускных классов;
б) порядок приема в школу;
в) условный перевод обучающихся, имеющих академическую задолженность по одному предмету, в следующий класс;
г) оставление на повторный год обучения, перевод в общеобразовательный класс при наличии более трех-четырех удовлетворительных оценок по предметам, или перевод на семейное образование (по усмотрению родителей) учащихся, имеющих академическую задолженность по двум или более предметам по результатам учебного года;
д) перевод в следующий класс обучающихся, освоивших курс в полном объеме.
Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен методическим советом.
Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители ШМО, творческих групп. Возглавляет МС заместитель директора по учебно-воспитательной работе. МС руководит работой творческих групп учителей, методическими объединениями, инновационной деятельностью коллектива. МС подотчетен педагогическому совету, несет ответственность за принятые решения и обеспечивает их реализацию.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет управление функционированием школы: контролируют выполнение государственных стандартов образования, отслеживает уровень сформированности общеучебных умений и навыков, необходимых для продолжения образования.
Заместитель директора по воспитательной работе организует внеурочную воспитательную работу с детьми, работу органов ученического самоуправления. Контролируют состояние воспитательной работы в школе, отслеживают уровень воспитанности учащихся, работает с детьми, требующими особого педагогического внимания, отвечает за связь с внешкольными учреждениями.
Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления), структурных подразделений школы.
Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области. Руководитель ШМО выбирается из состава членов ШМО и утверждается директором школы. МО ведет методическую работу по предмету, организует внеклассную деятельность учащихся, проводит анализ результатов образовательного процесса. ШМО имеет право выдвигать предложения по улучшению процесса образования, получать методическую помощь научных консультантов, согласует свою деятельность с методическим советом школы и в своей работе подотчетно ему.