Файл: Психологопедагогический практикум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «

(ТГПУ)
Факультет психологии и специального образования


Кафедра психологии развития личности


Психологические особенности старшеклассников, воспитывающихся в неполных семьях

(курсовая работа по учебной дисциплине «Психолого-педагогический практикум»)


Выполнила студентка

3 курса 801 ППО группы

Полушина Наталия Сергеевна
Руководитель:

Булатова Татьяна Алексеевна

к.мед.н., доцент

Дата защиты:_________

Оценка:______________

Подпись рук-ля_______


Томск 2023

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей старшеклассников из неполных семей 6

1.1. Определение понятия «неполная семья» 6

1.2 Понятие «индивидуально-психологические особенности личности» 9

1.3. Гендерно-возрастные особенности детей в неполных семьях 16

Глава 2. Исследование психологических особенностей старшеклассников, воспитывающихся в неполных семьях 23

2.1. Организация и методы исследования 23

2.2. Результаты исследования 25

2.3. Разработка комплекса мероприятий для устранения тревожности, агрессивности, враждебной реакции, неадекватной самооценки 34

Заключение 38

Список литературы 41

Приложение 1 45









Введение



Актуальность темы исследования определяется тем, что в каждой школе, в каждом классе есть дети из неполных семей. Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в делах, поступках, отношении ребенка. Из своих отношений к родителям он усваивает обязанности перед обществом. Именно в семье ребенок испытывает любовь к родителям, получая от них ответную ласку и заботу.

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность [1]. Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так на Западе. По данным статистики, в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. За последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.


Как показывают многочисленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье [3]. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании старшеклассников из неполных семей. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением.

Объект исследования - психологические особенности личности старшеклассников.

Предмет исследования - психологические особенности личности старшеклассников, воспитывающихся в неполных семьях.

Цель исследования – изучение психологических особенностей старшеклассников из неполных семей.

Гипотеза исследования: старшеклассники из неполных семей отличаются от старшеклассников из полных семей по следующим психологическом особенностям: повышенная тревожность, агрессивность.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ существующих в психологический науке исследований по проблеме исследования.

  2. Охарактеризовать психологические особенности старшеклассников, воспитывающихся в неполных семьях.

  3. Подобрать психодиагностический инструментарий для исследования психологических особенностей старшеклассников, воспитывающихся в неполных семьях.

  4. Выявить психологические особенности старшеклассников, воспитывающихся в неполных семьях и проанализировать результаты исследования.

Теоретической основой исследования являются положения о развитии творческого мышления И.П. Калошиной, Б.М. Теплова. Большое значение для методологического обоснования сыграло положение, согласно которому есть взаимосвязь между креативностью, интеллектом и когнитивными способностями (Дж. Гилфорд, Э. Торренс, С. Медник, С. Тэйлор и др.), положение о развитии творческого мышления в творческой деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.А. Пономарев, А.И. Матюшкин).



Методы и методики исследования:

  1. Теоретический анализ работ авторов-психологов, рассматривающих исследуемую проблему;

  2. Психодиагностические методики;

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

  • общие теории личности и индивидуальности: А. Маслоу, Дж. Келли, Э. Эриксона и Б. Скиннера, Г. Айзенка, Р. Кеттела, Г. Олпорта, К. Юнга и Майерс-Бриггс, Э. Кречмера, У. Шелли, К. Леонгарда, А. Личко;

  • работы авторов, которые изучали семью и семейные отношения: И.М. Балинский, А.И. Захаров, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко и другие.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей старшеклассников из неполных семей


1.1. Определение понятия «неполная семья»



Семья – важнейший институт общества. При помощи семьи у ребенка формируется психологическая основа для дальнейшего становления и развития личности, закладываются основы будущих взаимодействий с обществом, коллективом. В дальнейшем у ребенка формируется гражданская позиция, определенные стереотипы, навыки. Основными навыками, которые формируются в семье, является речевая, коммуникативная деятельность [1].

Семья принимает активное участие в формировании культуры речи, поведения. Именно в семье закладываются основные ценности, морально – нравственные ориентиры, определенные модели и правила поведения. В дальнейшем, те ценности и каноны поведения, которые приобрел ребенок в семье, формируют базу поведенческих реакций. Ценности, приобретенные в семье, трансформируются в дальнейшем под воздействием жизненного опыта, социализации. Однако именно те качества, которые были заложены в семье и формируют фундамент личности, мировоззрения, ощущения и культуры человека [2].

Семья принимает активное участие в формировании поведения ребенка, культуры, воспитанности. Опыт, полученный в ходе воспитательной работы в школе, должен обязательно подкрепляться в семье. Для нормального развития ребенка в семье необходимо, чтобы родители были надежной опорой для ребенка и выступали для него эмоциональным тылом, обеспечивали основные потребности ребенка в общении, психологическую поддержку. При такой позиции возможно воспитание порядочного человека с высоким уровнем культуры в различных областях деятельности
.

При достаточно развитой культуре общения в семье у ребенка формируется духовное обогащение, ценности, происходит психическое развитие и оздоровление. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что семья способна сделать существенный вклад в развитие не только своего ребенка, но и общества в целом. На основе внутрисемейных отношений формируются навыки дальнейшего общения и взаимодействия, которые переносятся на коллектив, социум. Однако семья ни в коем случае не должна дублировать формы и методы воспитания общества [3].

Тем не менее, не любая полная семья может выступать в качестве нормальной среды для ребенка. Тем не менее, наличие в семье двух родителей существенно увеличивает воспитательный потенциал семьи, помогает намного эффективнее и полнее решать задачи, направленные на полноценное развитие и сохранение психического здоровья ребенка. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проведенными специалистами по работе с неполными семьями. В частности, отмечается прямая зависимость между условиями воспитания детей в семье, и формированием в дальнейшем собственных семейных отношений. Исследования показывают, что у супругов, которые воспитывались в неполных семьях, вероятность распада семьи намного выше. Это обусловлено тем, что супруги не знают примера брачных отношений. Соответственно, у них отсутствует культура формирования собственных брачных отношений, не сформированы семейные ценности, нет той специфики отношений, характерной для супругов [4].

В качестве неполной рассматривается семья, в которой присутствует только один родитель, воспитывающий одного или нескольких несовершеннолетних детей. Обычно неполная семья формируется в связи с разводом родителей, или при рождении ребенка вне брака. По статистику, на территории Российской Федерации каждый десятый ребенок рожден вне брака. Причин распада брака может быть много, но по результатам последних исследований, среди таких причин преобладает неправильное формирование психологической дистанции между супругами, эмоциональная или сексуальная неудовлетворенность одного или обоих партнеров. Внешние факторы, такие, как жилищные, бытовые, материальные условия, играют значительно меньшую роль.

Для неполной семьи характерно резкое снижение воспитательных возможностей ребенка. Также стоит отметить затруднение надзора и контроля за детьми. Главное – у ребенка нет возможности ознакомиться с различными вариантами семейных отношений, затрудняется возможность усвоения половых ролей, нет
образцов сексуального поведения взрослых, которые ребенок будет применять в будущем. В связи с тем, что ребенок имеет контакт только с одним родителем, у него наблюдается только одностороннее развитие. Так, мальчик, воспитываемый только женщиной, зачастую приобретает женские черты и модели поведения, зачастую лишен мужских качеств, проявляет низкий уровень ответственности, дисциплинированности [5].

У девочек, воспитывающихся без отцов, отмечается низкий уровень уверенности в себе, отсутствует вера в собственную привлекательность, а также отсутствует образец решительности, твердости в поведении и характере. Это накладывает свой отпечаток на образ мужчины в будущем. Такая девушка в дальнейшей, взрослой жизни, будет либо идеализировать, либо, напротив, обеднять образ мужчины. Это влечет за собой проблемы в личной жизни, трудности создания семьи. Если у супругов есть опыт жизни в неполной семье, они намного проще идут на разрыв отношений, часто принимают поспешные, необдуманные решения.

Отдельно выделяют категорию функционально неполных семей. Это семьи, в которых, несмотря на присутствие обоих родителей, отмечается ограничение воспитательного потенциала, наблюдается невозможность выполнения всех функций. Например, в силу профессиональных причин, у ребенка нет возможности видеть родителей (или одного из родителей ежедневно). Общение может складываться по выходным дням, либо ограничиваться определенными днями, часами.

Основной причиной формирования неполной семьи является расторжение брака, или рождение внебрачного ребенка. Тем не менее, неполная семья может образоваться и по другим причинам: смерть одного из супругов, раздельное проживание родителей.

Соответственно, можно выделить отдельные разновидности неполных семей [6]:

- осиротевшие;

- внебрачные;

- разведенные;

- распавшиеся.

В зависимости от того, на кого возложены основные воспитательные функции, выделяют материнские и отцовские семьи.

1.2 Понятие «индивидуально-психологические особенности личности»



Каждый человек отличается от других огромным, поистине неисчерпаемым числом индивидуальных особенностей, то есть особенностей, присущих именно ему как индивидууму.

Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека