ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика «Паровозик»
Распределение старшеклассников по уровню тревожности представлено в таблице 5.
Таблица 5 - Распределение старшеклассников по уровню тревоажности, констатирующий этап
Уровень тревожности | Подростки проживающие в полной семье | Подростки, проживающие в неполной семье | Итого | |||||
человек | % | человек | % | человек | % | |||
ППС | 9 | 45 | 1 | 5 | 10 | 50 | ||
НПС НС | 11 | 55 | 2 | 10 | 13 | 65 | ||
НПС СС | 0 | 0 | 4 | 20 | 4 | 20 | ||
НПС ВС | 0 | 0 | 13 | 65 | 13 | 65 |
Как видно из таблицы, негативное психическое состояние высокого уровня (НПС ВС), наблюдается только у старшеклассников, проживающих в неполных семьях (65%). Тогда как у старшеклассников, проживающих в полной семье, высокого уровня негативного психического состояния не выявлено. У старшеклассников, проживающих в семье, преобладает негативное психическое состояние низкого уровня (55%), либо позитивное психическое состояние (45%). Среднего уровня негативного психического состояния у старшеклассников, проживающих в полной семье, также не выявлено, тогда как у старшеклассников, проживающих в неполных семьях, НПС СС диагностировано в 20% случаев. Позитивное психическое состояние выявлено только у 5%, а негативное психическое состояние низкого уровня – у 10% старшеклассников, проживающих в неполных семьях.
2.3. Разработка комплекса мероприятий для устранения тревожности, агрессивности, враждебной реакции, неадекватной самооценки
Организационные условия
Принципы проведения занятий
-
единство диагностики и коррекции; -
деятельностный принцип коррекции; -
учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка; -
принцип комплексности методов психологического воздействия; -
группы должны разновозрастные; -
занятия проводятся в помещении, где достаточно места для передвижения; -
для проведения подвижных упражнений необходимо свободное пространство; -
все участники обеспечиваются раздаточным материалом [18; 19; 25].
Условия проведения программы
Занятия рассчитаны на небольшие группы в количестве от 10 до 16 человек. Планируется три блока встреч. Каждый блок содержит 5 занятий. Продолжительность занятий не должна превышать 20-30 минут [20].
При этом работа направлена преимущественно на то, чтобы научить старшеклассников предвидеть ситуации, в которых у них возникает гнев и агрессия. Затем важно научить старшеклассников самоконтролю, научить их выражать свой гнев приемлемыми способами, без нарушения социальных норм. Также немаловажно научить старшеклассников находить выход из конфликтных ситуаций, корректно вести себя в таких ситуациях, предотвращать подобные ситуации.
Содержание блоков занятий представлено в таблице 6.
Таблица 6 - Содержание блоков занятий
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Цель | Упражнения |
Блок №1 (занятия 1-5) | | «Гнев – наш враг, которого можно обратить в друга» | Сформировать у старшеклассников умение осознавать собственные эмоции, регулировать их. Также важно научить старшеклассников эмпатии, сопереживанию и сочувствию, умению понимать других людей и ощущать их чувства, эмоциональные состояния. Обучение управлению собственным гневом. | 1. Отдельные приемы рисования гнева, анализа ситуаций, в которых возникает гнев. 2. Сочинение историй возникновения гнева, поиск причин его возникновения. 3. Приемы арт-терапии 4. Чувственное осознание и проживание собственного гнева 5. Монтессори-терапия. |
Блок№2 (занятия 5-10) | | «Саморегуляция и контроль – залог счастливой жизни» | Основной этап работы, направленный на преодоление гнева, обучение самоконтролю и саморегуляции | 1. Медитативные и релаксационные практики 2. Визуализация гнева, работа с мышцами, движения под музыку, элементы хатха-йоги 3. Работа с гневом, страхом и переживаниями. 4. Сочинение рассказа о собственном гневе и от его имени. 5. Дыхательные техники 6. Монтессори-терапия. |
Блок № №3 (занятия 10-15) | | «Победа над собой» | Обучение правилам поведения этикета, способам приемлемого выражения гнева, социализация. | 1. Обучение принципам ведения блокнота для самонаблюдения, самоконтроля 2. Включение ребенка в спортивную деятельность 3. Монтессори-терапия |
Ожидаемые результаты после реализации программы - сформировать у старшеклассников умение осознавать собственные эмоции, регулировать их. Также важно научить старшеклассников эмпатии, сопереживанию и сочувствию, умению понимать других людей и ощущать их чувства, эмоциональные состояния. Обучение управлению собственным гневом [21].
Заключение
В результате анализа литературных данных, нами было установлено, что у старшеклассников из неполных семей наблюдается высокий уровень агрессии, тревожность, враждебное поведение, неадекватные реакции. Такие индивидуально-личностные черты являются фактором, который имеет негативные последствия, может негативно сказываться на дальнейшем развитии ребенка.
В ходе диагностики был определен уровень и факторы агрессивности старшеклассников, принимавших участие в исследовании. Среди всех испытуемых наивысший уровень агрессивности проявляется у старшеклассников из неполных семей. У этих старшеклассников преобладает высокий уровень агрессивности (60%). У старшеклассников, проживающих в полной семье, преобладает низкий уровень агрессивности. Среди старшеклассников, проживающих в неполной семье, высокий уровень агрессивности отмечается у 60% старшеклассников, средний уровень отмечается у 25% старшеклассников, низкий уровень агрессивности встречается только у 15% старшеклассников.
Полученные нами результаты позволяют заключить, что дети, в неполной семье, проявляют больший уровень агрессивности, и в большей мере нуждаются в коррекционной работе, чем дети, проживающие в полной семье.
Полученные данные коррелируют с данными, полученными по адаптированной методике Романова.В результате анализа уровня агрессивности старшеклассников, утановили, что высокий уровень агрессивности отмечается у 60% старшеклассников, в неполных семьях, и только у 25% старшеклассников, проживающих в полной семье. Средний уровень агрессии был выявлен у 25% старшеклассников из неполных семей, и у 35% старшеклассников, проживающих в полной семье. У старшеклассников в целом преобладает 4 уровень агрессивности, что достигается премущественно за счет старшеклассников, проживающих в неполных семьях. При анализе полученных данных по категориям
, можно отметить, что у старшеклассников, проживающих в неполных семьях, отмечается преимущественно 4 уровень агрессивности (45% старшеклассников). У данной категории старшеклассников в 25% случаев встречается 3 уровень агрессивности, в 20% - 2 уровень агрессивности, а 1 уровень наблюдается только у 10% старшеклассников.
Что касается старшеклассников, которые проживают в полных семьях, у них преобладает также 4 уровень агрессивности, тем не менее, старшеклассников с этим уровнем отмечается только 30%. Третий уровень агрессивности у этой категории старшеклассников выражен в 25% случаев, второй также встречается у 25% старшеклассников. Первый уровень диагностирован у 10% старшеклассников.
По методике «Паровозик», негативное психическое состояние высокого уровня (НПС ВС), наблюдается только у старшеклассников, проживающих в неполных семьях (65%). Тогда как у старшеклассников, проживающих в полной семье, высокого уровня негативного психического состояния не выявлено. У старшеклассников, проживающих в полной семье, преобладает негативное психическое состояние низкого уровня (55%), либо позитивное психическое состояние (45%). Среднего уровня негативного психического состояния у старшеклассников, проживающих в семье, также не выявлено, тогда как у старшеклассников, проживающих в неполных семьях, НПС СС диагностировано в 20% случаев. Позитивное психическое состояние выявлено только у 5%, а негативное психическое состояние низкого уровня – у 10% старшеклассников, проживающих в неполных семьях.
Полученные данные указывают на необходимость разработки комплекса мероприятий для устранения тревожности, агрессивности, враждебной реакции, неадекватной самооценки. Дети из не полных семей в большей мере нуждаются в коррекционной работе, чем дети из полных семей.
Список литературы
-
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 214 с. -
Аноприенко Е.В. Стиль родительского поведения как фактор хронического стресса у детей / Е.В. Аноприенко // Альманах современной науки и образования. – 2014. – № 10. – С.13-18. -
Антонян Ю. М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. / Ю.М. Антонян. - М.: Мысль, 2013. - 271 с. -
Бояркин М.Ю., Долгополова О.А., Зиновьева Д.М. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: моногр. Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. 216 с. -
Брэдбурн Н. Структура психологического благополучия / Н. Брэдбурн. – Ярославль: Инфа, 2015. – 130 с. -
Водяха С. А. Внутренняя мотивация как предиктор психологического благополучия современных подростков / С. А. Водяха // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 4. — С. 114-119 -
Волков Б.С. Психология подростка/ Б.С. Волков. - М.: Изд-во Речь, 2017. - 357 с. -
Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы / А. В. Воронина. – Томск: ТГУ, 2014. – 202 с. -
Григорьева М.В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения / М.В. Григорьева // Психол. наука и образование. 2009. - № 2. - С. 41 - 45. -
Данилова, А.С. Восприятие стиля семейного воспитания подростками с разными типами акцентуаций личности / А.С. Данилова, И.С. Сластён // Альманах современной науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 25-28. -
Джанибекова, Н. А., Зарипов, Ш. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних/ Н.А. Джанибекова, Ш.А. Зарипов// Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 357-359. -
Драгунова Т.В. Подростковый возраст. / Т.В. Драгунова. - М.: Логос, 2012. – 167 с -
Жуковская Л.В. Психологическое благополучие и родительские установки женщин: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Л.В. Жуковская. - СПБ 2011. - 18 с. -
Замятина А. А. Проблема взаимосвязи адаптационного потенциала личности и психологического благополучия / А. А. Замятина // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 1(53). – С. 99-104 -
Зиновьева Д.М. Девиантное поведение детей и подростков как симптом психологического неблагополучия современной России / Философия социальных коммуникаций. 2011. № 3. С. 161-173. -
Зоря Н. А. Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 216–220. -
Кадырова, М. К. Особенности периода взросления подростка/ М.К. Кадырова, Д.Э. Абдувахобова, С.Т. Журакулова // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 999-1002. -
Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления/ В.Г. Казанская - Спб.: Питер, 2016. - 260 с. -
Корнеева Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8. -
Кириленко И.Н. Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы: Монография / И.Н. Кириленко. – М.: КРЕДО, 2015. – 212 с. -
Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 11 (ноябрь). – С. 156–160. -
Кузнецова У.Б. Проблема психологического благополучия личности в процессе ее профессионального становления // Вестник ФГОУ ВПО «Московский Государственный Агроинженерный Университет им. В.П. Горячкина». 2014. - №1. –с. 30-31. -
Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. - №3 (1) -с. 33-37 -
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. 487 с. -
Литвинова Г.В. Особенности психологического благополучия подростков (региональный аспект) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.–c. 28-32. -
Литвинова Н. Ю. Психологические факторы психологического благополучия / Н. Ю. Литвинова // Известия Саратовского ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4. – Вып. 2(14). – С. 147-150. -
Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М. : Педагогика, 1991. – 296 с. -
Наумова Д. В., Данилова М. В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 537-540. -
Павлова К. Е., Евдокарова Т. В. Детско-родительские отношения как основа благополучной социализации детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 358–360. -
Панкова Н.В. Психологическое благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. 2011. - №4(74). –с. 148-151. -
Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 495 с. -
Пономарев П. А., Штильников Д. Е. Особенности психического развития детей в неполных семьях // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 191-194. -
Реан А.А. Психология подростка/ А.А. Реан. – М.: Олма-Пресс, 2013. – 480 с. -
Рифф, К. Психологическое благополучие / К. Рифф // Энциклопедия геронтологии. Т. 2. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – С. 365-369. -
Рифф, К. Структура психологического благополучия / К. Рифф // Личность и социальная психология. – 2015. – Т. 69. – С. 719-727 -
Рождественская Н. А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14, Психология. – 2012. - №2. - С. 48-55. -
Садальская Е.В. Личностные факторы в оценке качества жизни и психологического благополучия / Е.В. Садальская, А.М. Абдразякова, С.Н. Еникопов // Ежегодник российского психологического общества. – СПб., 2003. -
Секач М.Ф. Психология здоровья. – М.: Академический проект, 2003. -
Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София, 2006. 368 с. -
Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / Мартин Селигман; пер. с англ. Е. Межевич, С. Филина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 440 с. -
Смирнова Е. О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. - №2. - С. 57-67. -
Узорова Т.М. Профилактика девиантного поведения в детстко-подростковой и молодежной среде / Т.М. Узорова// Актуальные вопросы теории и практики социальной работы : сб. науч. тр. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Вологод. гос. пед. ун-т. - Вологда, 2011. - С. 108. -
Фесенко П. П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций / П. П. Фесенко // Научные труды аспирантов и докторантов. – Москва: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2013. – С. 35–48. -
Церковникова Н. Г. Психологические особенности личности подростка, склонного к суицидальному поведению / Н. Г. Церковникова // Суицидология. – 2011. – № 2. – С. 25-27. -
Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Известия Саратовского университета. 2014. №1(14). –с. 80-86. -
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. –М.: Гардарики, 2015. -349 с. -
Шевеленкова Т. Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (опыт гуманистического направления в современной психологии) / Т. Д. Шевеленкова. – Москва: Институт психологии РАН, 2014. – 316 с. 31. -
Ширяева О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / О. С. Ширяева. – Хабаровск: ДВГУПС, 2014. – 423 с. -
Эриксон Э. Юность: кризис идентичности / Э. Эриксон. - М.: Мысль, 2007. - 284 с. -
Ягодникова В. В. Формирование лидерских качеств подростков в личностно ориентированном процессе общеобразовательной школы / В. В. Ягодникова // Наука и образование. - 2014. - № 7. - С. 328-330.